Развитие умений работы над текстом художественного произведения по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Брата родного видишь , а ума его не разумеешь. Пословица
Цели урока: Вызвать интерес к творчеству писателя Научить строить сопоставительную характеристику героев Развивать монологическую речь учащихся , культуру общения. Воспитывать патриотизм , чувство долга и ответственности Задачи урока: Уметь ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы. Составлять сравнительную характеристику литературных героев. Повысить читательский интерес , расширить лексикон, развить навыки работы с прозаическим текстом
* СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь; –нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем. Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) Лексическая работа Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
«Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба. засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952
* «Тарас Бульба». Глава 1. «Прощайте и детство, и игры, и все, и все!» Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 2. «Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура!» Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 2. «При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах...» Художник А. Герасимов. 1952
«Тарас Бульба». Глава 9. Смерть Андрия. Художник Е. Кибрик. 1945 «Тарас Бульба». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952
1.Какое учебное заведение окончили Остап и Андрий? А)Московский университет Б)Петербургский университет В)Киевскую академию 2. Кто из героев повести четыре раза закапывал букварь в землю? А)Тарас Б)Остап В)Андрий 3. Почему Остапу поначалу не понравилась жизнь в Сечи? А)Остап рвался в бой Б)скучал по городской жизни В)слишком суровые были условия 4. О чем просила полячка Андрия, отправив к нему служанку? А)прийти на свидание Б)дать продуктов, чтобы спасти мать В)помочь бежать из города 5. Как наказал Андрия Тарас Бульба А)отрёкся от него и отпустил Б)зарубил шашкой В)застрелил
Эпоха, описанная Н.В.Гоголем, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.