Главные и второстепенные члены предложений.

Про матеріал
Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)
Перегляд файлу

Тема:

Главные и второстепенные члены предложений.

 

Тип: урок комплексного применения знаний и способов действий

 

Цели:

 

-создать условия для формирования умений у учащихся находить и выделять главные и второстепенные члены предложения;

 

-содействовать проведению работы по формированию умения находить в предложении и определять части речи; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;

 

- воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.

 

Коллективная работа по усвоению алгоритма действия.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

 

Здравствуйте !!!

 
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня
у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.



– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– А хотите  вы учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Итак, начнем наш урок.

Дети, дома вы должны были поработать с деформированным текстом, а одно предложение изменить таким образом, чтобы в нём появилось обращение (проверка светофором)

 

Золотая, придет, осень.
В пестрый, деревья, наряд, оденутся.
Холодный, обрывал, ветер, листья, и уносил их.

 

Давайте вспомним, что такое обращение?

Внимание на экран, перед вами не просто буквы, а слово, которое мы должны собрать.

Какое получилось слово? - «Предложение».

-Так давайте, вспомним, что такое предложение? (Это слово, или несколько  слов, которые связаны между собой по смыслу).

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)

- Сейчас вам необходимо будет определить предложение по цели высказывания.

Слайд

• 1. В гости к нам пришла осень.

• 2. Какой сейчас месяц?

• 3. Осень, приходи к нам в гости.

Откройте тетради, запишите число Кл. работа

 

- Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

 

- Какие здесь предложения по интонации? (Невосклицательные)

                                      В гости к нам пришла осень.

 

- прочитайте предложение так, чтобы оно стало восклицательным   (слайд).

                                     

                                      В гости к нам пришла осень!

 

Какой знак препинания теперь будет стоять в конце предложения? (Восклицательный)

- О каком времени года идёт речь во все предложениях? (об осени)

- Осень – это словарное слово правильность написания его можно поверить по орфографическому словарю.

 

А лексическое значение этого слова поможет нам узнать толковый словарь.

 

 

 

ОСЕНЬ, -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая осень Золотая осень (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). Осень жизни (перен.: о старости). || прилагательное осенний, -яя, -ее. По-осеннему(наречие) дождит.

 

Когда мы слышим слово "осень" у каждого из нас возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень.

 

 Постановка цели урока.

Прочитайте предложение.  В гости к нам пришла золотая  осень. Запишите

 

- О ком или о чём говориться в предложении? (Об осени) 

На какой вопрос отвечает  слово осень  -что?

 - Подчеркнем это слово одной чертой.

- Что осень сделала?  - Пришла.

 Подчеркнем это слово двумя чертами.

Осень пришла – это Главные члены предложения или грамматическая основа

- Ребята, у каждого из вас есть своё имя, и у главных членов предложения есть свои имена.

О них мы узнаем  на этом уроке. Сегодня мы будем находить, называть и учиться выделять главные члены предложения.

Это самое важное на уроке.

 IV. Основной этап.

Стук в дверь. Входят двое детей в костюмах Подлежащего и Сказуемого. (На платьях написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями)

Вместе: Здравствуйте, ребята!

Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы будете изучать, как называются главные члены предложения.

Так вот мы и есть …..

Вместе: …..главные члены предложения.

Подлежащее: Я – подлежащее! (повторите, кто я?) (дети повторяют)

Сказуемое: А я – сказуемое! (повторите, кто я?) (дети повторяют)

Между собой мы очень дружны.

Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении…….

И отвечаю на вопрос кто? или что?

Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем (показывает в сторону подлежащего) и отвечаю на такие вопросы как: что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают?

Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой.

Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами.

Подлежащее: Ребята, а теперь нам пора, нас ждут другие третьеклассники.

С нами вы будете встречаться в каждом предложении.

Сказуемое; А чтобы легко нас найти, мы раздадим вам о себе информацию на визитках.

(Раздают визитки и плакат с учебной таблицей учителю)

 

 

http://festival.1september.ru/articles/310256/img1.gif

 

Вместе: До свидания!!!

Итак, ребята, от наших гостей вы узнали, много интересного о главных членах предложения.        - Так как же называются главные члены предложения?

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- На какие вопросы отвечает  сказуемое?

- Как подчеркивается в предложении  подлежащее?

- Как подчеркивается в предложении  сказуемое?

- Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

V. Этап первичного применения новых знаний.

Ребята, откройте учебник и прочитайте еще раз новые правила о главных членах предложения. (Про себя). Итак, молодцы, прочитали правила.

Я, сейчас, предлагаю вам поиграть в игру «переводчик». Я буду говорить предложения на украинском языке, а вам нужно  перевести на русский. Итак, внимание!

Тихо падає сухе листя.

Птахи відлетіли у вирій.

 

Тихо падают сухие листья.      

Птицы улетели в теплые края.

Спишите эти предложения в тетрадь. Найдите грамматическую основу. (А тихо и сухие это второстепенные члены пр..), назовите второстепенные члены во втором предложении-  теплые края это--……..

 

 

Теперь поработаем с текстом, который вы видите на экране. Прочитайте глазками и  определите количество предложений в тексте.

 

                                                                     Ёж

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое зимовище ночью и днём таскает он в нору под старым пнём сухие листочки и мягкий мох.

 

- Сколько предложений у нас получилось, 1-в списывает 1 предложение, 2-в. – второе предложение и выделяем основу предложения, а что является основой предложения (подлежащее и сказуемое)

- А как называются остальные слова?

Поработаем с учебником. Найдите правило на с.55 Читает……..

 

Выполним упр.109(дополнить предложения второстепенными членами)

 

 

VI. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

 

А теперь время пришло для сам. работы.

На партах у вас лежат карточки прочитали задание и приступили к работе.

 

VIII. Информация о домашнем задании.

 

- Запишите домашнее задание:  составить  5 предложений об осени, найти грамматическую основу и подчеркнуть.

 

 

VII. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Оценки за урок.

 

 За окном, ребята поздняя осень, листья опали с деревьев, часто идут дожди и только гроздья калины продолжают радовать нас своими ярко- красными ягодами.

Калину называют вечным символом Украины. Посмотрите на доску, перед вами гроздь калины, вы, наверное, обратили внимание, что она пуста, так давайте же наполним её своими знаниями.

         

 

Вопросы:

  1. Тема нашего урока?
  2. Назовите главные члены предложения
  3. На какой вопрос отвечает подлежащее?
  4. На какой вопрос отвечает сказуемое?
  5. Как при разборе предложения подчёркивается подлежащее?
  6. Как при разборе предложения подчёркивается сказуемое?
  7. Что является грамматической основой предложения?
  8. Как называются остальные члены предложения?

 

Посмотрите, какая красивая гроздь калины у нас получилась, недаром в народе говорят :«Без вербы и калины нет Украины»

Вот прозвенел звонок всем спасибо за урок.

- Спасибо за урок, вы свободны.

 

 

 

- Спасибо за урок, вы свободны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Фамилия___________________________________________________________

Карточка №1

Спиши. Вставь сказуемое в каждое предложение.

Подчеркни главные члены предложения.

….... первые заморозки. Листья ……… землю.

А в садах ……. астры. Цветок астры ………. звезду.

Слова для справок: устали, напоминает, наступили, зацвели

Оценка:_____________________________________________________

 

 

-----------------------------------------------------------------------------

Карточка №2

 

Фамилия___________________________________________________________

Спиши. Вставь подлежащее в каждое предложение.

Подчеркни главные члены предложения.

…… засыпает дорожки узкими лодочками.

…….. сыплет золотые монетки.

……. роняет желтые и красные звёзды.

…….. сбрасывает темные фонарики.

Слова для справок: дуб, ива, береза, клен.

Оценка:_____________________________________________________

 

docx
Додано
17 березня 2021
Переглядів
2329
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку