Тема:
Главные и второстепенные члены предложений.
Тип: урок комплексного применения знаний и способов действий
Цели:
-создать условия для формирования умений у учащихся находить и выделять главные и второстепенные члены предложения;
-содействовать проведению работы по формированию умения находить в предложении и определять части речи; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;
- воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.
Коллективная работа по усвоению алгоритма действия.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал
Ход урока
Здравствуйте !!!
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня
у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Итак, начнем наш урок.
Дети, дома вы должны были поработать с деформированным текстом, а одно предложение изменить таким образом, чтобы в нём появилось обращение (проверка светофором)
Золотая, придет, осень.
В пестрый, деревья, наряд, оденутся.
Холодный, обрывал, ветер, листья, и уносил их.
Давайте вспомним, что такое обращение?
Внимание на экран, перед вами не просто буквы, а слово, которое мы должны собрать.
Какое получилось слово? - «Предложение».
-Так давайте, вспомним, что такое предложение? (Это слово, или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу).
- Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)
- Сейчас вам необходимо будет определить предложение по цели высказывания.
Слайд
• 1. В гости к нам пришла осень.
• 2. Какой сейчас месяц?
• 3. Осень, приходи к нам в гости.
Откройте тетради, запишите число Кл. работа
- Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
- Какие здесь предложения по интонации? (Невосклицательные)
В гости к нам пришла осень.
- прочитайте предложение так, чтобы оно стало восклицательным (слайд).
В гости к нам пришла осень!
Какой знак препинания теперь будет стоять в конце предложения? (Восклицательный)
- О каком времени года идёт речь во все предложениях? (об осени)
- Осень – это словарное слово правильность написания его можно поверить по орфографическому словарю.
А лексическое значение этого слова поможет нам узнать толковый словарь.
ОСЕНЬ, -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая осень Золотая осень (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). Осень жизни (перен.: о старости). || прилагательное осенний, -яя, -ее. По-осеннему(наречие) дождит.
Когда мы слышим слово "осень" у каждого из нас возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень.
Постановка цели урока.
Прочитайте предложение. В гости к нам пришла золотая осень. Запишите
- О ком или о чём говориться в предложении? (Об осени)
На какой вопрос отвечает слово осень -что?
- Подчеркнем это слово одной чертой.
- Что осень сделала? - Пришла.
Подчеркнем это слово двумя чертами.
Осень пришла – это Главные члены предложения или грамматическая основа
- Ребята, у каждого из вас есть своё имя, и у главных членов предложения есть свои имена.
О них мы узнаем на этом уроке. Сегодня мы будем находить, называть и учиться выделять главные члены предложения.
Это самое важное на уроке.
IV. Основной этап.
Стук в дверь. Входят двое детей в костюмах Подлежащего и Сказуемого. (На платьях написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями)
Вместе: Здравствуйте, ребята!
Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы будете изучать, как называются главные члены предложения.
Так вот мы и есть …..
Вместе: …..главные члены предложения.
Подлежащее: Я – подлежащее! (повторите, кто я?) (дети повторяют)
Сказуемое: А я – сказуемое! (повторите, кто я?) (дети повторяют)
Между собой мы очень дружны.
Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении…….
И отвечаю на вопрос кто? или что?
Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем (показывает в сторону подлежащего) и отвечаю на такие вопросы как: что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают?
Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой.
Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами.
Подлежащее: Ребята, а теперь нам пора, нас ждут другие третьеклассники.
С нами вы будете встречаться в каждом предложении.
Сказуемое; А чтобы легко нас найти, мы раздадим вам о себе информацию на визитках.
(Раздают визитки и плакат с учебной таблицей учителю)
Вместе: До свидания!!!
Итак, ребята, от наших гостей вы узнали, много интересного о главных членах предложения. - Так как же называются главные члены предложения?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
- Как подчеркивается в предложении подлежащее?
- Как подчеркивается в предложении сказуемое?
- Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.
V. Этап первичного применения новых знаний.
Ребята, откройте учебник и прочитайте еще раз новые правила о главных членах предложения. (Про себя). Итак, молодцы, прочитали правила.
Я, сейчас, предлагаю вам поиграть в игру «переводчик». Я буду говорить предложения на украинском языке, а вам нужно перевести на русский. Итак, внимание!
Тихо падає сухе листя.
Птахи відлетіли у вирій.
Тихо падают сухие листья.
Птицы улетели в теплые края.
Спишите эти предложения в тетрадь. Найдите грамматическую основу. (А тихо и сухие это второстепенные члены пр..), назовите второстепенные члены во втором предложении- теплые края это--……..
Теперь поработаем с текстом, который вы видите на экране. Прочитайте глазками и определите количество предложений в тексте.
Ёж
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое зимовище ночью и днём таскает он в нору под старым пнём сухие листочки и мягкий мох.
- Сколько предложений у нас получилось, 1-в списывает 1 предложение, 2-в. – второе предложение и выделяем основу предложения, а что является основой предложения (подлежащее и сказуемое)
- А как называются остальные слова?
Поработаем с учебником. Найдите правило на с.55 Читает……..
Выполним упр.109(дополнить предложения второстепенными членами)
VI. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.
А теперь время пришло для сам. работы.
На партах у вас лежат карточки прочитали задание и приступили к работе.
VIII. Информация о домашнем задании.
- Запишите домашнее задание: составить 5 предложений об осени, найти грамматическую основу и подчеркнуть.
VII. Подведение итогов, оценки, рефлексия.
Оценки за урок.
За окном, ребята поздняя осень, листья опали с деревьев, часто идут дожди и только гроздья калины продолжают радовать нас своими ярко- красными ягодами.
Калину называют вечным символом Украины. Посмотрите на доску, перед вами гроздь калины, вы, наверное, обратили внимание, что она пуста, так давайте же наполним её своими знаниями.
Вопросы:
Посмотрите, какая красивая гроздь калины у нас получилась, недаром в народе говорят :«Без вербы и калины нет Украины»
Вот прозвенел звонок всем спасибо за урок.
- Спасибо за урок, вы свободны.
- Спасибо за урок, вы свободны.
Приложение №1
Фамилия___________________________________________________________
Карточка №1
Спиши. Вставь сказуемое в каждое предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
….... первые заморозки. Листья ……… землю.
А в садах ……. астры. Цветок астры ………. звезду.
Слова для справок: устали, напоминает, наступили, зацвели
Оценка:_____________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------------
Карточка №2
Фамилия___________________________________________________________
Спиши. Вставь подлежащее в каждое предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
…… засыпает дорожки узкими лодочками.
…….. сыплет золотые монетки.
……. роняет желтые и красные звёзды.
…….. сбрасывает темные фонарики.
Слова для справок: дуб, ива, береза, клен.
Оценка:_____________________________________________________