Розробка уроку на використання формули визначення кількості теплоти, що виділяється при згорянні палива. Практичне використання знань з даної теми.
Тема: «Горение. Теплота сгорания. Удельная теплота сгорания топлива»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
1. Дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения и такие мотивационные приемы, как «занимательность», «практичность теории».
2. Образовательные – сформировать понятие об энергии топлива, рассмотреть физические основы горения веществ, обеспечить понимание физического смысла удельной теплоты сгорания топлива, закрепить знание формулы для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива
3. Развивающие – развивать познавательный интерес, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;
4. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство гражданской ответственности, формировать познавательный интерес к физике. способствовать формированию навыков самообразования, экономногорасходования времени, видения необходимости охраны атмосферы от загрязнения, бережного отношения к использованию топливных ресурсов Украины, воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать познавательный интерес, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной форме, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Предметные: учащиеся получат возможность понять физическую суть энергии топлива, рассмотреть физические основы горения веществ, понять физическую суть удельной теплоты сгорания топлива, находить количество теплоты при сгорании топлива.
Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Содержатель-ные линии обучения: |
Экологическая безопасность и постоянное развитие:
|
Гражданская ответственность:
|
|
Здоровье и безопасность:
|
|
Предприимчивость и финансовая грамотность:
|
|
Ключевые компетентно-сти: |
Общение на государственном и родном языке: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
Математическая компетентность: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|
Основные компетентности в естественных науках и технологиях: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|
Информационно-цифровая компетентность: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|
Умение учиться на протяжении жизни: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|
Инициативность и предприимчивость: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|
Социальная и гражданская компетентности: Умения:
Отношение:
|
|
Осведомленность и самовыражения в сфере культуры: Умения:
Отношение:
|
|
Экологическая грамотность и здоровая жизнь: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|
Методы обучения: |
Частично-поисковый, исследовательский, наглядный, поисковый, взаимообмен информацией, словесный. |
Межпредмет-ные связи: |
Экология, география, химия, математика. |
План урока
Орг. момент.
АОЗ – "Американский футбол"
ПРЗ - Давайте представим себя депутатами городского совета, которые приняли решение помочь топливом пенсионерам и малообеспеченным людям, проживающим в частных домах и не имеющих централизованного отопления. Топливо предполагается оплачивать из бюджета города. Соответственно нам нужно найти максимальное соответствие между ценой и качеством.
Итак, для поддержания температуры на уровне 200С на площади 1 м2 в помещении с потолком высотой до 1 метра необходимо Q 1=360кДж энергии в час.
Сколько энергии необходимо для обогрева всего дома площадью 50 м2 в течении часа?
Q 2=360кДж * 50=1800 кДж
Для поддержания тепла в течении суток топливо должно гореть в среднем 8 часов в сутки.
Сколько энергии необходимо для отопления дома в течении 8 часов?
Q 3=1800кДж * 8=14 400 кДж
Среди доступных видов топлива мы можем рассматривать дрова, каменный уголь и природный газ. Нам необходимо сравнить цены на эти виды топлива.
Определяем удельную теплоту сгорания дров – q=10 МДж/кг.
Рассчитайте массу дров, необходимых для получения 14 400 кДж энергии.
m= Q 3/ q ; m=14 400 кДж/(10 МДж/кг)=1,44 кг
В ноябре 2019г в Днепре цена 1 кг дров в среднем 2 гр. за килограмм.
Рассчитайте стоимость дров, необходимых для отопления дома в течении суток.
С=2гр*1,44=2,88 гр.
Итог: m=1,44 кг; С=2,88 гр.
Определяем удельную теплоту сгорания угля – q=27 МДж/кг.
Рассчитайте массу угля, необходимого для получения 14 400 кДж энергии.
m= Q 3/ q ; m=14 400 кДж/(27 МДж/кг)=0,533 кг
В ноябре 2019г в Днепре цена 1 кг угля в среднем 5 гр. за килограмм.
Рассчитайте стоимость угля, необходимого для отопления дома в течении суток.
С=5гр*0,533=2,7 гр.
Итог: m=0,533 кг; С=2,7 гр
Определяем удельную теплоту сгорания природного газа – q=44 МДж/кг.
Рассчитайте массу газа, необходимого для получения 14 400 кДж энергии.
m= Q 3/ q ; m=14 400 кДж/(44 МДж/кг)=0,327 кг
В ноябре 2019г в Днепре цена 1 м3 газа 6,9 гр.
Рассчитайте стоимость газа, необходимого для отопления дома в течении суток (плотность газа 0,8 кг/м3).
С0=6,9/0,8=8,6 гр за кг.
С=8,6 гр * 0,327=2,8 гр.
Итог: m=0,327 кг; С=2,8 гр
Как видим, дешевле всего закупать каменный уголь. Кроме цены играет роль и масса топлива, так как от массы зависит стоимость перевозки топлива, и с этой точки зрения уголь также экономически более выгодный. Транспортировка природного газа возможна только по газопроводу, что тоже создаёт проблемы при транспортировке.
Ещё одним источником энергии является энергия электрического тока. Эту тему мы будем изучать во втором семестре.
Посмотрите на карту Украины с указанием расположения полезных ископаемых.
Какие ископаемые относятся к горючим?
Нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы.
В каких областях расположено наибольшее количество горючих ископаемых?
Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Волынская, Полтавская, Черниговская, Сумская, Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Кировоградская, Чёрное Море.
(Нефтегазоносные бассейны: Приднепровский бассейн, Львовско-Волынский бассейн, Донецко-Днепровский, Прикарпатский, Причерноморско-Крымский)
В Черкасской области есть залежи урана (ещё одно альтернативное топливо, его использование мы будем изучать в разделе ядерной физики в 9 и 11 классах)
Процесс горения топлива человечество использует в разных областях деятельности:
тепловые двигатели (сгорание топлива);
тепловые электростанции (сгорание топлива и выработка электроэнергии);
обогрев жилища, приготовление пищи и др.
в промышленности (работа доменных печей) и т. д.
Поэтому, говоря о сгорании топлива, нельзя не сказать о проблемах, которые встают перед человечеством в этой связи. О каких проблемах идет речь? Конечно же, о проблемах экологии, охраны окружающей среды.
Ежегодно при сгорании топлива в воздух попадают сотни миллионов тонн различных вредных веществ: сажа, оксиды углерода, азота, серы: Вы можете сказать, что углекислый газ полезен, потому что растения поглощают его из окружающей среды и в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Это действительно так. Но только в умеренных количествах. За последние 30 лет количество углекислого газа повысилось на 15–20%. . В больших городах и вблизи крупных энергетических предприятий накапливается углекислый газ. порождающий парниковый эффект.
К 2020 г. содержание углекислого газа должно еще удвоиться. Углекислый газ препятствует естественному охлаждению Земли, что приводит к повышению средней температуры на 2–3 °С. Это может привести к бурному таянию льдов и повышению уровня Мирового океана на 50-70 м. Увеличение содержания углекислого газа губительно сказывается на всем живом, в том числе на человеке, вызывая различные болезни.
К чему же ведёт интенсивное использование топлива?
— Истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Какой же вывод из этой ситуации?
— Производить очистку воздуха, ставить фильтры. Беречь лес, увеличивать лесные массивы.
Закрепление
Что такое топливо?
Чем отличается одни виды топлива от другого?
По какой формуле рассчитывается количество теплоты при сгорании топлива?
Какие требования необходимо предъявить к топливу?
Итак, сформулируйте основные требования, предъявляемые к топливу:
1) большая теплота сгорания,
2) отсутствие вредных продуктов сгорания,
3) низкая температура воспламенения.
4) распространенность в природе,
5) сравнительная простота добычи и транспортировки
Копилка интересных фактов
Немного статистики:
— 40 % энергии люди получают из нефти, 26 % — из угля, 24 % — из природного газа.
— можно ли отапливать ... алюминием?
В Швейцарии проводят эксперименты по использованию алюминиевого порошка в качестве топлива. Теплотворные свойства алюминия всего на 1/3 меньше, чем в нефти, но вполне могут конкурировать с углем. Порошок из алюминия сжигают в специальной установке, в струе воздуха, предварительно разогретом. При этом температура пламени достигает 2300 °С.
— Не только горят:
Уголь и нефть не только ценные виды топлива. Из угля получают более 200 полезных веществ, которые используют для производства лаков, мыла, пластмассы, красок. А из нефти изготавливают лекарства, клей, полиэтилен, жевательную резинку и даже... женские колготки.
Подведение итогов урока
Домашнее задание § 15, решить Упр. 15 (2, 3, 6, 7)
Рефлексия
Стена гласности. Впечатления учащихся по уроку.
Технология «Светофор». Выходя из класса, учашиеся оставляют соответст-вующую геометриче-скую фигуру.
|
Я СТАРАЛСЯ, НО ПЛОХО ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ
|
|
Я ХОРОШО УСВОИЛ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ И ПОНЯЛ, КАК НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРИГОДЯТСЯ МНЕ. |
|
Я УСВОИЛ МАТЕРИАЛ, НО НЕ ПОНЯЛ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ НУЖНЫ ЭТИ ЗНАНИЯ. |
|
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|