Открытый урок
Учебная дисциплина
«Основы агрономии»
Тема урока: Почва и ее плодородие.
Почвообразовательный процесс.
Симакова Е.А., преподаватель
Цели урока:
Оборудование:
Плакаты «Строение растения», «Фазы развития растений», компьютер, диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», доска, разноуровневые тесты, рефераты обучающихся.
Методы ведения:
индивидуальный и фронтальный опрос, лекция с элементами эвристической беседы, тестированный опрос.
Тип урока:
комбинированный.
Межпредметные связи:
биология, химия, история, география.
1 .Оргмомент-2 мин.
2.Повторение-17 мин.
а) индивидуальный и фронтальный опрос-7 мин.
б) тестированный опрос-10 мин.
3.Изучение нового материала-20 мин.
а) понятие о почве и плодородии;
б) общее представление о почвообразовательном процессе;
в) факторы почвообразования;
г) виды плодородия почв.
4. Закрепление-3 мин.
5. Итоги урока-2 мин.
6. Задание на дом-1 мин.
Этапыурока |
Содержание |
Цели |
Уровень усвоения |
Методы ведения |
Оборудование |
Оргмомент |
Проверка отсутствующих. Объявление темы и целей урока. Вступительное слово преподавателя. |
Сообщение темы урока, Организация учащихся к уроку. |
|
Беседа. |
Доска, компьютер. |
Повторение |
Учащиеся отвечают на индивидуальные вопросы, фронтальный и тестированный опрос. Доклад по реферату. |
Повторить и закрепить тему «Строение и жизнедеятельность растения», контроль знаний. |
Репродуктивный, творческий. |
Индивидуальный, фронтальный и тестированный опрос, доклад. |
Доска, плакаты, тесты, реферат. |
Изучение нового материала. |
1.Понятие о почве и плодородии. 2.Почвообразовательный процесс. 3.Факторы почвообразования. 4.Виды плодородия почв. |
Учащиеся формируют знания об основных понятиях данной темы, творчески подходят к уроку. |
Ознакомительный, репродуктивный. |
Беседа, лекция, доклад. |
Доска, компьютер, электронный диск, реферат. |
Закрепление. |
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос. |
Закрепить изученный материал, уметь анализировать полученные данные. |
Репродуктивный. |
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
Доска. |
Итоги урока. |
Выставление оценок с комментариями. |
Подвести итоги урока, оценить знания учащихся. |
|
Беседа. |
|
Задание на дом. |
Учебник «Основы агрономии», стр. 20-23. Учебник «Основы земледелия», стр. 58-64. Лекционный материал. |
Учащиеся получают задание на дом. |
|
Беседа. |
|
Оргмомент. Приветствие, проверка отсутствующих. Объявление темы урока..
Тема сегодняшнего урока актуальна и важна для изучения систем возделывания сельскохозяйственных культур. Не зная основных понятий почвообразования и формирования плодородия, вы не сможете получать высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
В конце урока вы должны дать ответ на вопрос «Что называется почвой и какое качество отличает ее от материнской породы?»
Повторение. На прошлых уроках вы познакомились с темой «Строение и жизнедеятельность растения», повторим изученную тему.
Индивидуальный и фронтальный опрос:
1) Раскройте народнохозяйственное значение культурных растений.
2)Каковы основные условия жизни культурных растений?
3)Назовите фазы роста и развития растений на примере хлебных злаков. Для повторения этого вопроса учащийся делает доклад по реферату «Рост и развитие растений».
4) Каковы основные функции зеленых растений? (Учащийся на доске рисует схему «Функции зеленых растений»).
Для контроля знаний (изученной темы) предлагается тестированный опрос.
Изучение нового материала,
1. Учащийся делает доклад о В.В. Докучаеве (Реферат), показывает фотографию В.В. Докучаева на электронном диске.
2. Краткий конспект урока. (Учащиеся делают записи в тетради)
Почвой называется рыхлый поверхностный слой суши земного шара, обладающий особым свойством- плодородием.
Плодородие - способность почвы удовлетворять потребность растений во всех земных факторах, необходимых для создания урожая. Плодородие бывает естественное - созданное под влиянием естественных факторов и искусственное -природные факторы +деятельность человека. Величина полученного урожая есть показатель эффективного плодородия.
Выветривание-процесс разрушения и изменения горных пород. Различают физическое и химическое и биологическое выветривание.
Начало почвообразовательного процесса - поселение растений и микроорганизмов на продуктах выветривания горных пород.
Схему «Факторы почвообразования» составляет учащийся на доске после объяснения вопроса «Почвообразовательный процесс».
Закрепление. Ответы на вопросы:
1) Что называется почвой и какое качество отличает ее от материнской породы?
2) Какова роль человека в почвообразовательном процессе?
3) Каковы пути повышения плодородия почв?
Итоги урока. Выставление оценок за индивидуальный опрос, рефераты, за активную работу на уроке.
Задание на дом. Лекционный материал.
«Основы земледелия» стр.58-64.
«Основы агрономии» стр.20-23.
Лекция
Основоположник учения о почве В. В. Докучаев (1846—1903) впервые дал правильное определение почвы. Почвой называется поверхностный слой земли, образующийся в результате взаимодействия пяти природных факторов (климата, рельефа, растительного и животного мира, почвообразующих пород и времени) и производственной деятельности человека, обладающий особым свойством — плодородием.
Подчеркивая основное свойство почвы — ее плодородие, Р. Вильямс называл почвой рыхлый поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений.
Краткая история развития почвы. Земная кора состоит из твердых пород, которые разрушаются под воздействием солнечной энергии, воды, воздуха. Процесс разрушения горных пород и образование рыхлых обломочных и осадочных пород называют выветриванием. На продуктах выветривания горных пород развиваются почвы. Формирование почвы связано с почвообразованием. Выветривание и почвообразование идут одновременно и тесно связаны между собой.
В зависимости от факторов (агентов), разрушающих горные породы, различают физическое, химическое и биологическое выветривание.
Физическое выветривание приводит к механическому измельчению горных пород под влиянием температуры, воды, ветра, не вызывая изменений химического состава. Породы разрушаются из-за неравномерного нагревании их поверхности лучами солнца днем и более быстрого охлаждения верхних слоев породы по сравнению с глубокими слоями в ночное время. В результате в горной породе образуются вертикальные и горизонтальные трещины, в которые попадает вода. При замерзании вода увеличивается в объеме и раскалывает породу. В результате получается рухляк.
В отличие от горной породы рухляк хорошо пропускает воду и воздух, что усиливает химическое выветривание.
Химическое выветривание может идти одновременно с физическим. Оно протекает под влиянием воды, углекислого газа и кислорода воздуха и других воздействий. В результате химического выветривания возникают вторичные минералы, которые отличаются от горных пород по химическому составу и свойствам.
Образовавшийся в результате физического и химического выветривания рухляк водой и ветром перемещается на большие расстояния, подвергаясь при этом дальнейшему размельчению и изменению, образуя разнообразные материнские породы. Материнские породы обладают пористостью, имеют некоторый запас воды и подвижные элементы питания. Создаются благоприятные условия для появления в них живых организмов.
Биологическое выветривание связано с возникновением жизни на земном шаре. Даже на голых скалах поселяются микроорганизмы, использующие для питания минеральные соединения горных пород. Органические кислоты, выделяемые микроорганизмами, постепенно изменяют химический состав горных пород, создают условия для произрастания низших растений (лишайников, мхов). По сравнению с микроорганизмами они сильнее изменяют состав породы. Отмирающие мхи и лишайники разлагаются микроорганизмами, накапливаются органическое вещество, элементы питания, появляется почва, изменяются ее свойства. Поселяются высшие растения.
Под влиянием высших растений и животных организмов увеличивается мощность почвы. Накапливающийся в верхних слоях перегной содержит нужные для растений азот, фосфор, калий и другие элементы пищи. Все это говорит о том, что образование почвы —- биологический процесс.
Факторы почвообразования. К ним относятся природные факторы: материнские породы, растительный и животный мир, климат, рельеф, возраст страны, а также производственная деятельность человека.
Факторы почвообразования влияют на формирование почвы не изолированно, а во взаимодействии. Кроме того, и сама почва может изменять в определенной степени эти факторы. Рассмотрим отдельно почвообразующую роль разных факторов.
Почвообразующие породы. Материнской, или почвообразующей, породой называется верхний слой земли, на котором и из которого образуется почва. Химический состав породы, ее физические свойства обязательно сказываются на составе и свойствах почвы. Например, карбонатные почвы формируются на породах, богатых известью, а подзолистые — преимущественно на кислых отложениях, породах, обогащенных кварцем. При одних и тех же климатических условиях на разных материнских породах образуются и разные почвы в зависимости от вида растительности.
Основными почвообразующими породами на территории нашей страны являются континентальные осадочные породы, возникшие в четвертичный период. К ним относятся ледниковые отложения — различного рода морены, представленные валунными глинами, суглинками; флювиогляциальные отложения — продукты деятельности ледниковых вод, преимущественно песчаные наносы; покровные суглинки, имеющие водно-ледниковое происхождение. Кроме того, встречаются аллювиальные отложения, образующиеся в долинах рек. На Украине и в Средней Азии в качестве почвообразующей породы широко распространены лессы и лессовидные суглинки, сформировавшиеся, вероятно, в результате деятельности ветра, содержащие большое количество карбонатов кальция, магния.
Растительный и животный мир. Важнейшим фактором почвообразования является растительность. От ее характера зависят количество и свойства перегноя, аккумуляция минеральных веществ в верхних горизонтах почвы, а также физические свойства почвы.
Многолетняя древесная растительность корнями глубоко проникает в почву, добывая там воду и минеральные вещества, способствует накоплению снега, дает ежегодный опад в виде хвои и листьев, образующий лесную подстилку. В процессе разложения опада выделяются органические кислоты, оказывающие сильное влияние на минеральную часть почвы, на формирование почвенного профиля.
Травянистая растительность в отличие от древесной образует густую сеть корней в верхних слоях почвы. Часть этих корней ежегодно отмирает и вместе с остатками наземной массы обогащает почву органическим веществом, создает структуру почвы.
Мхи, обладающие высокой влагоемкостью, способствуют заболачиванию почв и образованию торфяников.
В почвообразовании исключительно велика роль микроорганизмов. В почве их огромное количество (до нескольких миллиардов в 1 г). Они разлагают остатки растений и животных, превращая их в новое органическое вещество — перегной, или гумус, переводят сложные органические соединения в простые минеральные соли, пригодные для использования растениями; разрушают минералы, выделяя из них зольные элементы для питания растений; усваивают азот из воздуха и т. д.
По отношению к кислороду почвенные бактерии делятся на аэробы, развивающиеся только в присутствии кислорода, и анаэробы, живущие без его доступа. Имеется и промежуточная группа, представители которой развиваются как в присутствии кислорода, так и без него. Это факультативные анаэробы.
Возраст почв. Под возрастом почв понимают период, в течение которого идет почвообразовательный процесс. На территории он раньше начался там, где не было оледенения, или там, где поверхность почвы скорее освободилась от льда. Почвы севера более молодые, чем почвы юга, так как на севере почвообразовательный процесс начался позднее.
Деятельность человека. Большую роль в почвообразовании играет производственная деятельность человека. Осушаются болота, орошаются пустыни, вырубаются леса или создаются новые лесонасаждения — бее это оказывает влияние на почву.
Интенсивное сельскохозяйственное использование земли, в частности применение удобрений, известкование, гипсование, обработка почвы, возделывание тех или иных культур, меняет агрономические свойства почвы.
Плодородие почвы. Главнейшее свойство почвы — ее плодородие. Под плодородием понимают способность почвы удовлетворять потребность растений в воде, элементах питания и создавать урожай. Целинные земли обладают естественным плодородием, созданным природными факторами и процессами почвообразования. С момента вовлечения новых земель в сельскохозяйственное производство почва наряду с естественным приобретает и искусственное плодородие.
Чем длительнее подвергается почва глубокой культурной обработке, чем больше вносится в почву органических и минеральных удобрений, тем выше становится ее плодородие. Снабжение с/х предприятий более совершенными машинами и орудиями, систематическое увеличение поставок минеральных удобрений, осушение и орошение огромных массивов способствуют непрерывному повышению искусственного плодородия.
Величина полученного урожая является показателем эффективного, или экономического, плодородия почвы.
Развивающиеся наука, техника и передовой опыт помогают воздействовать на почву, изменять ее природные свойства и повышать эффективное плодородие полей.
Контрольные вопросы по теме:
« Строение и жизнедеятельность растения»
Вариант I.
1. Как делятся растения по продолжительности жизни?
2. Перечислите способы вегетативного размножения растений?
3. Что называется ростом растений?
Вариант II.
1. Назовите основные типы тканей растений?
2. Перечислите основные условия жизни растений?
3. Оптимальная температура фотосинтеза:
а) +10º+12º С; б) +5º+10º С; в) +20º+30º С?
Вариант III.
1. На какие группы делятся с/х растения по отношению к теплу?
2. Что такое кущение?
3. При какой минимальной температуре начинается фотосинтез:
а)-1º- 0º С; б) 0º+5º С; в) +0º С?
Вариант IV.
1. Назовите способы размножения растений.
2. Что такое плод? Назовите основные типы плодов растений.
3. Назовите основные органы растения.
Ответы на контрольные вопросы.
ВАРИАНТ 1
1. а) однолетние;
б) двулетние;
в) многолетние.
2. Усами, луковицами, отводками, корневыми отпрысками, черенками, корневищами.
3. Рост-увеличение массы и размеров тех или иных органов растений.
ВАРИАНТ 2
1. Покровная, механическая, основная, выделительная, образовательная, проводящая.
2. а) свет и тепло; б) кислород и углекислый газ; в) вода и элементы питания.
3. в)+20+30ºС.
ВАРИАНТ З
б) теплолюбивые растения.
2. Появление боковых побегов из подземных узлов стебля.
3. б) +0+5ºС.
ВАРИАНТ 4
б) вегетативное размножение.
Типы: ягода, костянка, стручок, орех, семянка, зерновка.
3. Корни, стебли, листья, цветы (плоды и семена).
Тест по теме
«Строение и жизнедеятельность растения»
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
а) +10º + 12º С; б) +5º + 10º С; в)+20º + 30º С?
а) -1º- Оº С; б) 0º+ 5º С; в) +0º С?
1.. Проросток, .всходы, .появление третьего листа, кущение, .выход в трубку, колошение, .цветение, спелость зерна.
клубнями, корневищами.