Грунт і його родючість. Грунтоутворювальний процес.

Про матеріал
Цели урока: • Сформировать знания о почве и почвообразовательном процессе. • Сформировать знания о роли отдельных факторов в почвообразовании и пути повышения плодородия почв. • Развить умение творчески подходить к уроку, сравнивать, анализировать, выделять главное, самостоятельно делать выводы и обобщения. • Воспитать чувство ответственности и понимания большого народнохозяйственного значения почвы и ее плодородия и бережного отношения к ней.
Перегляд файлу

 

 


Открытый урок

Учебная дисциплина

 «Основы агрономии»

 

 

Тема урока: Почва и ее плодородие.

 Почвообразовательный  процесс.

 

 

 

Профессия: «Мастер сельскохозяйственного производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Симакова Е.А., преподаватель

Цели урока:

  •               Сформировать знания о  почве и почвообразовательном  процессе.
  •               Сформировать знания о  роли отдельных факторов в почвообразовании и пути повышения плодородия почв.
  •               Развить умение творчески подходить  к уроку, сравнивать, анализировать, выделять главное, самостоятельно делать выводы и обобщения.
  •               Воспитать чувство  ответственности и понимания большого народнохозяйственного значения почвы и ее плодородия и бережного отношения к ней.

Оборудование:

 Плакаты «Строение растения», «Фазы развития растений»,  компьютер,  диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», доска, разноуровневые тесты, рефераты обучающихся.

Методы ведения:

 индивидуальный и фронтальный опрос, лекция с элементами эвристической беседы, тестированный опрос.

Тип урока:

 комбинированный.

Межпредметные связи:

биология, химия, история, география.

Ход урока

1 .Оргмомент-2 мин.

2.Повторение-17 мин.

а) индивидуальный и фронтальный опрос-7 мин.

б) тестированный опрос-10 мин.

3.Изучение нового материала-20 мин.

а) понятие о почве и плодородии;

б) общее представление о почвообразовательном процессе;

в) факторы почвообразования;

г) виды плодородия почв.

4. Закрепление-3 мин.

5. Итоги урока-2 мин.

6. Задание на дом-1 мин.

Этапы

 урока

Содержание

Цели

Уровень усвоения

Методы ведения

Оборудование

Оргмомент

Проверка отсутствующих. Объявление темы и целей урока. Вступительное слово преподавателя.

Сообщение темы урока, Организация учащихся к уроку.

 

Беседа.

Доска, компьютер.

Повторение

Учащиеся отвечают на индивидуальные вопросы, фронтальный и тестированный опрос. Доклад по реферату.

Повторить и закрепить тему «Строение и жизнедеятельность растения», контроль знаний.

Репродуктивный, творческий.

Индивидуальный, фронтальный и тестированный опрос,  доклад.

Доска, плакаты, тесты, реферат.

Изучение нового материала.

1.Понятие о почве и плодородии.

2.Почвообразовательный процесс.

3.Факторы почвообразования.

4.Виды плодородия почв.

 Учащиеся формируют знания об основных понятиях данной темы, творчески подходят к уроку.

Ознакомительный, репродуктивный.

Беседа, лекция, доклад.

Доска, компьютер, электронный диск, реферат.

Закрепление.

Учащиеся отвечают на  проблемный вопрос.

Закрепить изученный материал, уметь анализировать полученные данные.

 Репродуктивный.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Доска.

Итоги урока.

Выставление оценок с комментариями.

Подвести итоги урока, оценить знания учащихся.

 

Беседа.

 

Задание на дом.

Учебник «Основы агрономии», стр. 20-23.

Учебник «Основы земледелия», стр. 58-64.

Лекционный материал.

Учащиеся получают задание на дом.

 

Беседа.

 

 

Ход урока

Оргмомент.  Приветствие, проверка отсутствующих.  Объявление темы уро­ка..

  Тема сегодняшнего урока актуальна и важна для изучения   систем возделывания сельскохозяйственных культур. Не зная основных понятий почвообразования и формирования пло­дородия, вы не сможете получать высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

В конце урока вы должны дать ответ на вопрос «Что называется почвой и какое качество отличает ее от материнской породы?»

Повторение.  На прошлых уроках  вы познакомились с темой «Строение и жизнедеятельность растения», повторим изученную тему.

Индивидуальный и фронтальный опрос:

             1) Раскройте народнохозяйственное значение культурных растений.

2)Каковы основные условия  жизни культурных растений?

3)Назовите фазы роста и развития растений на примере хлебных злаков. Для  повторения этого вопроса учащийся делает доклад по реферату «Рост и развитие растений».

4) Каковы основные функции зеленых растений? (Учащийся на доске рисует схему «Функции зеленых растений»).

Для контроля знаний (изученной темы) предлагается тестированный опрос.

Изучение нового материала,

1. Учащийся делает доклад о В.В. Докучаеве (Реферат), показывает фотографию В.В. Докучаева на электронном диске.

2. Краткий конспект урока.  (Учащиеся делают записи в тетради)

Почвой называется рыхлый поверхностный слой суши земного шара, обла­дающий особым свойством- плодородием.

Плодородие - способность почвы удовлетворять потребность растений во всех земных факторах, необходимых для создания урожая. Плодородие бывает естественное - созданное под влиянием естественных факторов и искусственное -природные факторы +деятельность человека. Величина полученного урожая есть показатель эффективного плодородия.

Выветривание-процесс разрушения и изменения горных пород. Различают физическое и химическое  и биологическое выветривание.

Начало почвообразовательного процесса - поселение растений и микроорга­низмов на продуктах выветривания горных пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схему «Факторы почвообразования» составляет учащийся на доске после объяснения  вопроса «Почвообразовательный процесс».

 

 

Закрепление. Ответы на вопросы:

1) Что называется почвой и какое качество отличает ее от материнской породы?

2) Какова роль человека в почвообразовательном процессе?

3) Каковы пути повышения плодородия почв?

Итоги урока. Выставление оценок за индивидуальный опрос, рефераты,  за активную работу на уроке.

Задание на дом. Лекционный материал.

«Основы земледелия» стр.58-64.

 «Основы агрономии» стр.20-23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

Основоположник учения о почве В. В. Докучаев (1846—1903) впервые дал правильное определение поч­вы. Почвой называется поверхностный слой земли, обра­зующийся в результате взаимодействия пяти природных факторов (климата, рельефа, растительного и животного мира, почвообразующих пород и времени) и производст­венной деятельности человека, обладающий особым свойством плодородием.

Подчеркивая основное свойство почвы — ее плодородие, Р. Вильямс называл почвой рыхлый поверхностный го­ризонт суши земного шара, способный производить урожай растений.

 

Краткая история развития почвы. Земная кора состоит из твердых пород, которые разрушаются под воздействием солнечной энергии, воды, воздуха. Процесс разрушения горных пород и образование рыхлых обломочных и осадоч­ных пород называют выветриванием. На продуктах вывет­ривания горных пород развиваются почвы. Формирование почвы связано с почвообразованием. Выветривание и почво­образование идут одновременно и тесно связаны между собой.

В зависимости от факторов (агентов), разрушающих горные породы, различают физическое, химическое и биоло­гическое выветривание.

Физическое выветривание приводит к ме­ханическому измельчению горных пород под влиянием тем­пературы, воды, ветра, не вызывая изменений химического состава. Породы разрушаются из-за неравномерного нагре­вании их поверхности лучами солнца днем и более быстрого охлаждения верхних слоев породы по сравнению с глубоки­ми слоями в ночное время. В результате в горной породе образуются вертикальные и горизонтальные трещины, в которые  попадает вода. При замерзании вода увеличивается в объеме и  раскалывает породу. В результате получается рухляк.

В отличие от горной породы рухляк хорошо пропускает воду и воздух, что усиливает химическое выветривание.

Химическое выветривание может идти одновременно с физическим. Оно протекает под влиянием воды, углекислого газа и кислорода воздуха и других воздействий. В результате химического выветривания возника­ют вторичные минералы, которые отличаются от горных пород по химическому составу и свойствам.

Образовавшийся в результате физического и химического выветривания рухляк водой и ветром перемещается на боль­шие расстояния, подвергаясь при этом дальнейшему раз­мельчению и изменению, образуя разнообразные материн­ские породы. Материнские породы обладают пористостью, имеют некоторый запас воды и подвижные элементы питания. Создаются благоприятные условия для появления в них живых организмов.

Биологическое выветривание связано с возникновением жизни на земном шаре. Даже на голых скалах поселяются микроорганизмы, использующие для питания минеральные соединения горных пород. Органи­ческие кислоты, выделяемые микроорганизмами, посте­пенно изменяют химический состав горных пород, создают условия для произрастания низших растений (лишайников, мхов). По сравнению с микроорганизмами они сильнее из­меняют состав породы. Отмирающие мхи и лишайники раз­лагаются микроорганизмами, накапливаются органическое вещество, элементы питания, появляется почва, изменяются ее свойства. Поселяются высшие растения.

Под влиянием высших растений и животных организмов увеличивается мощность почвы. Накапливающийся в верх­них слоях перегной содержит нужные для растений азот, фосфор, калий и другие элементы пищи. Все это говорит о том, что образование почвы —- биологический процесс.

 

Факторы почвообразования. К ним относятся природ­ные факторы: материнские породы, растительный и животный мир, климат, рельеф, возраст страны, а также производственная деятельность человека.

 

Факторы почвообразования влияют на формирование почвы не изолированно, а во взаимодействии. Кроме то­го, и сама почва может изменять в определенной степе­ни эти факторы. Рассмотрим отдельно почвообразующую роль разных факторов.

Почвообразующие породы. Материнской, или почвообразующей, породой называется верхний слой земли, на котором и из которого образуется почва. Хи­мический состав породы, ее физические свойства обяза­тельно сказываются на составе и свойствах почвы. На­пример, карбонатные почвы формируются на породах, богатых известью, а подзолистые — преимущественно на кислых отложениях, породах, обогащенных кварцем. При одних и тех же климатических условиях на разных материнских породах образуются и разные почвы в за­висимости от вида растительности.

Основными почвообразующими породами на терри­тории нашей страны являются континентальные осадоч­ные породы, возникшие в четвертичный период. К ним относятся ледниковые отложения — различного рода мо­рены, представленные валунными глинами, суглинками; флювиогляциальные отложения — продукты деятель­ности ледниковых вод, преимущественно песчаные на­носы; покровные суглинки, имеющие водно-ледниковое происхождение. Кроме того, встречаются аллювиальные отложения, образующиеся в долинах рек. На Украине и в Средней Азии в качестве почвообразующей породы широко распространены лессы и лессовидные суглинки, сформировавшиеся, вероятно, в результате деятельности ветра, содержащие большое количество карбонатов кальция, магния.

Растительный и животный мир. Важней­шим фактором почвообразования является раститель­ность. От ее характера зависят количество и свойства пе­регноя, аккумуляция минеральных веществ в верхних го­ризонтах почвы, а также физические свойства почвы.

Многолетняя древесная растительность корнями глу­боко проникает в почву, добывая там воду и минераль­ные вещества, способствует накоплению снега, дает еже­годный опад в виде хвои и листьев, образующий лесную подстилку. В процессе разложения опада выделяются органические кислоты, оказывающие сильное влияние на минеральную часть почвы, на формирование почвен­ного профиля.

Травянистая растительность в отличие от древесной образует густую сеть корней в верхних слоях почвы. Часть этих корней ежегодно отмирает и вместе с остат­ками наземной массы обогащает почву органическим веществом, создает структуру почвы.

Мхи, обладающие высокой влагоемкостью,  способст­вуют заболачиванию почв и образованию торфяников.

В почвообразовании исключительно велика роль мик­роорганизмов. В почве их огромное количество (до не­скольких миллиардов в 1 г). Они разлагают остатки рас­тений и животных, превращая их в новое органическое вещество — перегной, или гумус, переводят сложные ор­ганические соединения в простые минеральные соли, пригодные для использования растениями; разрушают минералы, выделяя из них зольные элементы для пита­ния растений; усваивают азот из воздуха и т. д.

По отношению к кислороду почвенные бак­терии делятся на аэробы, развивающиеся только в присутствии кис­лорода, и анаэробы, живущие без его доступа. Имеется и промежу­точная группа, представители которой развиваются как в присутствии кислорода, так и без него. Это факультативные анаэробы.

Возраст почв. Под возрастом почв понимают пе­риод, в течение которого идет почвообразовательный процесс. На территории он раньше начался там, где не было оледенения, или там, где поверхность поч­вы скорее освободилась от льда. Почвы севера более молодые, чем почвы юга, так как на севере почвообра­зовательный процесс начался позднее.

Деятельность человека. Большую роль в поч­вообразовании играет производственная деятельность человека. Осушаются болота, орошаются пустыни, вы­рубаются леса или создаются новые лесонасаждения — бее это оказывает влияние на почву.

Интенсивное сельскохозяйственное использование земли, в частности применение удобрений, известкование, гипсование, обработка почвы, возделывание тех или иных культур, меняет агрономические свойства почвы.

Плодородие почвы. Главнейшее свойство почвы — ее плодородие. Под  плодородием понимают способность почвы удовлетворять потребность растений в воде, элементах пита­ния и создавать урожай. Целинные земли обладают естест­венным плодородием, созданным природными факторами и процессами почвообразования. С момента вовлечения новых земель в сельскохозяйственное производство почва наряду с естественным  приобретает и искусственное плодородие.

Чем длительнее подвергается почва глубокой культурной обработке, чем больше вносится в почву органических и ми­неральных удобрений, тем выше становится ее плодородие. Снабжение с/х предприятий более совер­шенными машинами и орудиями, систематическое увеличе­ние поставок минеральных удобрений, осушение и орошение огромных массивов способствуют непрерывному повышению искусственного плодородия.

Величина полученного урожая является показателем эффективного, или экономического, плодородия почвы.

Развивающиеся наука, техника и передовой опыт помогают  воздействовать на почву, изменять ее природные свойства и повышать эффективное плодородие  полей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы по теме:

« Строение и жизнедеятельность растения»

Вариант I.

1. Как делятся растения по продолжительности жизни?

2. Перечислите способы вегетативного размножения растений?

3. Что называется ростом растений?

Вариант II.

1. Назовите основные типы тканей растений?

2. Перечислите основные условия жизни растений?

3. Оптимальная температура фотосинтеза:

                 а) +10º+12º С;  б) +5º+10º С;   в) +20º+30º С?

Вариант III.

1. На какие группы делятся с/х  растения по отношению к теплу?

2. Что такое кущение?

3. При какой минимальной температуре начинается фотосинтез:

                    а)-1º- 0º С;        б) 0º+5º С; в) +0º С?

Вариант IV.

1. Назовите способы размножения растений.

2. Что такое плод? Назовите основные типы плодов растений.

3. Назовите основные органы растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на контрольные вопросы.

ВАРИАНТ 1

1. а) однолетние;

б) двулетние;

в) многолетние.

2. Усами, луковицами, отводками, корневыми отпрысками, черенками, корневищами.

3. Рост-увеличение массы и размеров тех или иных органов растений.

ВАРИАНТ  2

1.  Покровная, механическая, основная, выделительная, образовательная, проводящая.

2.  а) свет и тепло; б) кислород и углекислый газ; в) вода и элементы питания.

3.           в)+20+30ºС.

ВАРИАНТ З

  1.    а) растения умеренного пояса;

         б) теплолюбивые растения.

2.  Появление боковых побегов из подземных узлов стебля.

3.       б)   +0+5ºС.

ВАРИАНТ 4

  1.     а) половое размножение;

           б) вегетативное размножение.

  1. Вместилище семян.

       Типы: ягода, костянка, стручок, орех, семянка, зерновка.

3.  Корни, стебли, листья, цветы (плоды и семена).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме

«Строение и жизнедеятельность растения»

 

ВАРИАНТ 1

 

  1. Перечислите фазы роста и развития хлебных злаков.
  2. Перечислите способы вегетативного размножения растений.
  3. Что такое кущение?
  4. Назовите основные  условия жизни растений.
  5. При какой температуре начинается фотосинтез у сельскохозяйственных  растений?
  6. Как делятся растения по продолжительности жизни?
  7. Назовите типы плодов растений.
  8. Что называется вегетационным периодом?
  9. Назовите основные органы растения.
  10.           Что называется ростом растений?

 

 

ВАРИАНТ 2

 

  1. Перечислите способы  вегетативного размножения растений?
  2. Назовите основные типы тканей растений? ;
  3. Перечислите основные условия жизни растений?
  4. Оптимальная температура фотосинтеза:

               а) +10º + 12º С; б) +5º + 10º С;  в)+20º + 30º С? 

  1. На какие группы делятся сельскохозяйственные  растения по отношению к теплу?
  2. Что такое   кущение?
  3. При какой минимальной температуре начинается фотосинтез::

                а) -1º- Оº С;       б) 0º+ 5º С;      в) +0º С?

  1. Назовите способы размножения растений.
  2. Что такое плод? Назовите основные типы плодов растений
  3. На какие группы  делятся растения по продолжительности жизни?

 

 


Ответы к тесту

 

 Вариант №1

1.. Проросток, .всходы, .появление третьего  листа, кущение, .выход в трубку, колошение, .цветение, спелость зерна.

  1. Отводками, усами, корневыми отпрысками, луковицами, клубнями, черенками, корневыми

клубнями, корневищами.

  1. Кущение - это появление боковых побегов из подземных узлов стебля.
  2. Свет, тепло, вода, элементы питания, углекислый газ, кислород.
  3.  Фотосинтез у растений начинается при температуре воздуха выше  Оº  С
  4.  Однолетние, двулетние, многолетние.
  5. Ягода, костянка, стручок, орех, зерновка, семянка, боб.
  6. Вегетационный период - это период от посадки до уборки растений.
  7. Корни, стебли, листья, цветы (плоды и семена).
  8. Рост-увеличение массы и размеров тех или иных органов растений.

 

Вариант №2

  1. Усами, луковицами, отводками, корневыми отпрысками, черенками, корневищами.
  2. Покровная, механическая, основная, выделительная, образовательная, проводящая.
  3. а) свет и тепло;  б) кислород и углекислый газ;  в) вода и  элементы питания.  
  4. в) +20º +30ºС.
  5. а) растения умеренного пояса;  б) теплолюбивые растения.
  6. Появление боковых побегов из подземных узлов стебля.
  7. б)+0º+5º С.
  8. а) половое размножение; б) вегетативное размножение.
  9. Вместилище семян.  Типы: ягода, костянка, стручок, орех,   семянка, зерновка.
  10. а) однолетние; б) двулетние;   в) многолетние.

 

 

 

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Педагогіка, Розробки уроків
Додано
6 лютого 2020
Переглядів
611
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку