"Хрустальный серпантин любви" (Урок развития речи по сказке В.Сухомлинского "О любви", интегрированный )

Про матеріал
Любовь –это поэзия и солнце жизни! Наверное, нет ни одного писателя, поэта, композитора, который бы не воспел это прекрасное чувство. Мир любви, как и музыка, вечно живой. Цель урока: углубить знания учащихся о сложных предложениях, учить правильно расставлять знаки препинания; воспитывать в учащихся понимание того ,что любовь – самый важный экзамен человечности; уважение к противоположной стати; развивать духовность у подростков, эстетический вкус, формировать понятие «любовь» и её особенности
Перегляд файлу

 

В. СУХОМЛИНСКИЙ СКАЗКА О ЛЮБВИ

Мне было лет пятнадцать, когда в тихий вечер ранней осени, сидя с ней под развесистой яблоней и глядя на отлетающих журавлей, я спросил: – Бабушка, а что такое любовь? Самое сложное она умела объяснять сказкой. Ее черные глаза стали задумчивыми и тревожными. Она посмотрела на меня с каким-то словно бы затаенным удивлением. – Что такое любовь? Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой – рождать подобных себе. Поселил бог мужчину женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна. – Живите, продолжайте род свой, – сказал бог, – а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас. Приходит бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними дозревает хлеб на ниве, под шалашом – колыбель, а в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встречались, бог видел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звезд — прекраснее всего, что слепил и смастерил бог, прекраснее самого бога. Эта красота до того удивила бога, что его божья душа задрожала от страха и зависти: как это так, я сотворил твердь земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видишь, создать этой красоты; откуда она взялась и что она такое – эта красота? – Это любовь, – сказал архангел Гавриил. – Что это такое – любовь? – спросил бог. Архангел пожал плечами. Бог подошел к мужчине, коснулся его плеча своею старческой рукой и стал просить. “Научи меня любить. Человек”. Мужчина даже не заметил прикосновения божьей руки. Ему показалось, что на плечо села муха. Он смотрел в глаза женщины – своей жены, матери своего ребенка. Бог был немощным, но злым и мстительным стариком. Он разгневался, разозлился и закричал: – Ага, значит, ты не хочешь научить меня любить. Человек? Попомнишь же ты меня! С этой минуты старей. Каждый год жизни пусть уносит по капле твою молодость и силу. Превращайся в развалину. Пусть усыхает твой мозг и дурманится разум! Пусть пустым становится твое сердце! А я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек. Пришел бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Глядит, вместо шалаша стоит хата беленькая, на пустыре сад вырос, на ниве пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочки лен теребят, а внуки на лугу играют. У хаты сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины красоту еще более могучую, вечную и неодолимую. Увидел бог не только Любовь, но и Верность. Разозлился бог, кричит, руки дрожат, изо рта пена летит, глаза на лоб лезут: – Мало тебе старости. Человек? Так помирай же, помирай в муках и печали по жизни и своей любви, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится твоя Любовь. Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит: сидит мужчина над маленькой могилкой, глаза у него печальные, но в них — еще могучее, непонятнее и страшнее для бога человеческая красота, уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел бог. Задрожали у бога руки от страха и бессилия, подошел он к мужчине, упал на колени и молит: – Дай мне. Человек, эту Красоту! Что хочешь проси за нее, но только дай мне ее, дай эту Красоту! – Не могу, – ответил Человек. Она, эта Красота; достается очень дорого. Цена ей – смерть, а ты, говорят, бессмертный. – Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь. – Нет, не нужно. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравнятся с Любовью, – ответил Человек. Бог поднялся, зажал в руке бородку, отошел от старика, сидевшего у могилки, повернулся лицом к пшеничной ниве и розовой зарнице и увидел: возле золотых колосьев пшеницы стоят молодые мужчина и женщина и смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. Схватился бог руками за голову и ушел с Земли на небо. С той поры богом на Земле стал Человек. Вот что такое Любовь. Она – больше Бога. Это вечная красота и бессмертие людское. Мы превращаемся в горстку праха, а Любовь остается вечно.

 

 

              Урок  развития речи по сказке В.Сухомлинского «О любви»

                   Учитель М.С. Саенко

    Хрустальный серпантин любви

Цель урока: углубить знания учащихся о сложных предложениях, учить правильно расставлять знаки препинания; воспитывать в учащихся понимание того ,что любовь – самый важный экзамен человечности; уважение к противоположной стати; развивать духовность у подростков, эстетический вкус, формировать понятие «любовь» и её особенности в юношеском возрасте корректировать любовь к себе, к близким, научить мыслить и самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях.

Эпиграф: Два человека могут спасти друг друга там, где один                                                                          погибает. О. Де Бальзак

 Оборудование: портреты В. Сухомлинского, тексты сказок педагога, раздаточный материал, видеопрезентация, рисунки учащихся, иллюстрации к сказке «О любви».

                                      Ход урока

 І Постановка задач. Психологический настрой.

Слово учителя. Ежегодно в конце сентября мы вспоминаем талантливого учителя, педагога В. Сухомлинского. Сегодня на уроке мы проведём чистосердечный разговор о том, что больше всего волновало Василия Александровича. Его сердце несло добро, , счастье и радость всем ,кто с ним общался: и взрослым, и детям ,и совсем старым людям.

  Поговорим мы о прекраснейшем чувстве на земле – о любви.

  Составление кластера к слову «любовь»:

 

 

 

Слово учителя. В. Сухомлинский в «Письме к сыну» писал: «Любовь – самый строгий экзамен человечности». Это вечная красота и человеческое бессмертие. Мы превращаемся в горсть пепла, а любовь остаётся вечно…

Живут и продолжают свой род миллионы живых существ ,но любит по-человечески, он –человек. Поэтому Василий Александрович советовал говорить об этом чувстве со старшеклассниками. Забыть его советы –несправедливо.

    А что же такое любовь?      Как не ошибиться?

 Как пронести это чувство через годы?  Как быть счастливым?

   Об этом мы и будем говорить с вами на уроке, обсуждая сказку В.Сухомлинского.

 

  ІІ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «О ЛЮБВИ» И ЕЁ ОБСУЖДЕНИЕ.

ІІІ СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,СОЮЗНЫХ И БЕССОЮЗНЫХ.

ІV МОЗГОВОЙ ШТУРМ:

   -- Почему в сказке слова: Любовь, Верность, Память Сердца написаны с большой буквы?

    (Это высокие чувства, они возвышают человека, делают его выше, чище благороднее)

-- В художественной литературе много примеров безграничной любви. Какие из них вы смогли бы назвать?





    (У Шекспира –Ромео и Джульетта; Святая Ярославна и князь Ярослав; Тристан и Изольда, Роланд и Альда и др.) 

 

  -- Как в сказке определяется, что такое любовь?

(Мудрые глаза красоты; красота могучая и вечная, непостижимая,

Верность и Память Сердца; любовь ласковая, добрая, сердечная; красота прекраснее неба и солнца, прекраснее всего…, самого Бога; какая-то неведомая сила).

--Как проявляется сила любви в сказке?

(Бог хотел уничтожить его, но его сил не хватило. Любовь оказалась сильнее).

-- В чём заключается главная мысль сказки?

(Любовь—это сильное, красивое, возвышенное чувство. Оно бессмертно, приносит человеку счастье и делает человека сильнее Бога)

V ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ.

Слово учителя. Мои дорогие друзья, сегодня мы мысленно побываем в разных эпохах. И понаблюдаем  как изменился эталон женской красоты.

Ученик 1. В Древней Греции красивой считали женщину, которая занималась спортом, имела крепкие мышцы, развитое тело. На слайде мы видим богиню Артемиду—яркий тому пример.

Ученик 2. В эпоху средневековья утвердился совсем иной идеал женской красоты: худое тело, широкие раскрытые глаза, длинное лицо—вот что считали тогда красивым. Изображение такой красоты мы можем видеть на иконах. Именно тогда мужчины пели серенады под окнами своим любимым. Вот послушайте одну из них. (Звучит серенада)

Ученик 3. Потом наступила эпоха Возрождения. Она наполнила жизнь людей земными идеалами. Поэтому формируется свой идеал женской красоты. Женщина земная, реальная, простая и весёлая. Мир, в котором она живёт, не придуманный, а настоящий.

Такую женщину вы видите на

картине о девушке с пером Тициана.     Созданные Тицианом портреты больше всех остальных его работ повлияли на дальнейшее развитие искусства. В них впервые мы видим характер и личность изображенного человека, а не идеальное представление о нем, как было принято писать портреты до него. Но все его модели сильные, достойные и прекрасные люди.

Ученик 4. Романтики видели женщину вдохновенной, нежной и красивой, но помимо физической красоты они восхищались её талантом и способностями. Такую женщину воспел на своём полотне Иван Крамской. «Незнакомка»--это одна из самых популярных картин Крамского. она и сейчас продолжает волновать зрителей своей загадочностью, романтичностью, женственностью.

Учитель искусства. Уровень культуры каждого народа определяется отношением к женщине. «Моральность народов зависит от уважения к женщине». Все мы хотим любви, которая бы поглотила нас с головой и длилась всю жизнь.

Есть люди, которые страшно радуются, что они ни во что не верят. Например, не верят в любовь. Они, наверное, взялись бы убеждать нас что раньше и женщин не было, если бы одно обстоятельство не ставило под сомнение их существование.

Есть женщины, чувства, города...которые не умрут, пока живёт человек. «Вратами рая» называл Микеланджело брови женщины, которую уже очень старым полюбил высокой платонической любовью. Они остаются «вратами рая» и через тысячу лет для тех, кто будет любить возвышенно.

 Слово учителя. Любовь –это поэзия и солнце жизни! Наверное, нет ни одного писателя, поэта, композитора, который бы не воспел это прекрасное чувство. Мир любви, как и музыка, вечно живой.

          Ученик 1. Вот мелькнул в непогоду рассвет голубой

                             Это небо сейчас улыбнулось тобой.

                             Это всё для тебя. Это всё для тебя.

                            Ты во всём, ты всегда, ты везде:

                            На земле, на траве, на снегу и во мгле.

Исполнение песни «Ты у меня одна» (на слова Б.Окуджавы)

 VI Подведение итогов урока.

VII Домашнее задание. Написать эссе «Хрустальный серпантин любви» или придумать продолжение к сказке В. Сухомлинского «О любви»

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
30 серпня 2019
Переглядів
690
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку