Урок "Хорошо тому жить - кто умеет дружить"

Про матеріал

План- конспект 1 уроку в початковій школі (3-4 клас), мета якого - розкрити значення слова "дружба", розвивати доброзичливість, інтерес та вміння будувати дружні стосунки; вміння домовлятися з іншими і разом вирішувати завдання; розв'язувати конфліктні ситуації, об'єднувати колектив класу.

Перегляд файлу

Тема урока. Хорошо тому жить – кто умеет дружить.

Цель урока. Определение понятия «дружбы»; раскрыть значение нравственной ценности «дружба»; развивать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику; сотрудничать и действовать сообща; развитие коммуникативных способностей через невербальное общение; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; разрешать конфликтные ситуации; повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта

 

Ход урока.

 

1. Вступление.

Приветствие.

-Поприветствуем друг друга улыбкой. Сядьте парами по желанию.

 

2.Определение темы.

-Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.

5       18      21        8         2          1             (Дружба)

 

3.Сообщение темы урока.

-Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе и конкретно о дружбе в нашем классе.

 

4. Повторение и систематизация знаний.

1) Словарная работа.

-Нужна ли дружба людям? (Ответы детей.)

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

«Дружба - …это бескорыстная приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образовано оно – ….. КОРЫСТЬ.

КОРЫСТЬ страсть к приобретению, к наживе; выгода, польза.

БЕСКОРЫСТИЕ. 1) Не стремящийся к личной выгоде, наживе.

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Учитель:- А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  ли это на самом деле? (…)

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.

Учитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

  • Друг– человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Кто твой друг. Назови его имя?
  • Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.
  • Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?
  • Знакомый— это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. Кто они? Как зовут вашего знакомого?

- А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Работа в парах, дети дописывают необходимое слово ).

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...

(знакомый)

*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...

(приятель).

 

*Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете..-

(товарищ).

*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...

(друг)

 

Учитель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.

2) Работа с пословицами.

 Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

-Подобрать пословицу по ключевым словам. (Работа в парах)

  • … – ищи , а нашел – …
  • Не имей … … , а имей … ….
  • Человек без …… , что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….

Недруг поддакивает, а …спорит. Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей).

Человек без друзей, что дерево …(без корней).

Друга ищи, а найдешь …(береги).

Дерево живет корнями, а человек …(друзьями).

Дружба не гриб, в лесу … (не найдешь).

Друг лучше старый, а платье … (новое).

 

  1. Игра «Знаю ли я своего друга?»

- Хорошо ли вы знаете своих друзей - одноклассников? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Вы пишите ответы оба, а затем мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

  • Какого цвета у него глаза?
  • Какой урок у него любимый?
  • На чем он любит кататься?
  • Какой вид спорта любит?

 

  • Кем хочет стать, когда вырастет?
  • Какое любимое блюдо у твоего друга?
  • Чем любит заниматься?
  • Какую одежду любит носить?

 

 

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

  1. Физкультминутка

Игра: «В этом классе все друзья?» 

Ребята, а теперь давайте поиграем. Я буду говорить, а вы внимательно слушаете, отвечаете мне и делаете то, о чем я скажу. 

В этом классе все друзья? (Да)

Что, и Вы, и Мы, и Ты и Я? (Да)

А ну тогда повернись к тому, кто слева…

Повернись к тому, кто справа…

Мы одна семья? (Да)

Руку дай тому, кто…

Улыбнись тому, кто …

В этом классе все друзья? (Да)

Подмигни тому, кто…

И погладь того, кто…

Мы одна семья? (Да)

 

  1. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

Что такое дружба

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

– Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

– Что такое дружба?

– Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?

– Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

 

Учитель: - Но у меня и вас еще много вопросов. А каким должен быть друг? Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок «Дружбы”.

Ход игры: Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте.

Честность, враньё, грубость доброта верность взаимовыручка бескорыстие предательство драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный.

5) Притча.

- Мне бы хотелось вам рассказать такую притчу.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

- Почему так произошло?
 

6) Монолог о дружбе

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну и все же что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит,

А тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Л. Измайлов

 7) Задание. «Сиамские близнецы»

Это задание выполняется в парах. Тонким шарфом или платком стоящим рядом участникам связываются руки (правая и левая), но так, чтобы их кисти остались свободными. Детям выдают по фломастеру, их задача - нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Но сложность в том, что рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тема рисунка остается свободной. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и ход работы. Так, например, нужно проанализировать: возникали ли конфликты или затруднения в выборе темы, если да, то какие, оба ли принимали одинаковое участие в работе, понравился ли их рисунок, что, по их мнению, нужно для сотрудничества и т. д.

Мы выяснили, что такое дружба, как ладить со своим другом, нарисовали прелестные рисунки, которые, я надеюсь, вы сохраните, чтобы и во взрослой жизни не забывать школьные годы и школьных друзей. А какое качество помогает вам заводить новых интересных друзей?

Дети предлагают свои варианты.

Самое главное качество современного человека - это общительность.

  1. Итог занятия.

 Игра «Микрофон». 

- Что вам понравилось больше всего?

- Я надеюсь, что вы станете самым дружным классом в нашей школе.

Учитель. Хочется верить, что этот урок заставил вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья. 
 

Рефлексия: «Солнце дружбы». Передавая солнышко по кругу говорить пожелания, добрые слова рядом стоящему однокласснику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5       18      21        8         2          1    _______________________        

 

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...

 

*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...

 

 

*Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете…

 

*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...

 

 

- Подобрать пословицу по ключевым словам.

  • … – ищи ,а нашел – …
  • Не имей … … ,а имей … ….
  • Человек без …… ,что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….

Недруг поддакивает, а …спорит. Не имей сто рублей, а имей …

Человек без друзей, что дерево .

Друга ищи, а найдешь …

Дерево живет корнями, а человек …

Дружба не гриб, в лесу …

Друг лучше старый, а платье …

 

 

 

 

5       18      21        8         2          1    _______________________        

 

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...

 

*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...

 

 

*Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете…

 

*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...

 

 

- Подобрать пословицу по ключевым словам.

  • … – ищи ,а нашел – …
  • Не имей … … ,а имей … ….
  • Человек без …… ,что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….

Недруг поддакивает, а …спорит. Не имей сто рублей, а имей …

Человек без друзей, что дерево .

Друга ищи, а найдешь …

Дерево живет корнями, а человек …

Дружба не гриб, в лесу …

Друг лучше старый, а платье …

docx
Додано
1 вересня 2019
Переглядів
3707
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку