ВВЕДЕНИЕ
Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов произведения.
В союзе с другими искусствами литература скорее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства, окрылит его желанием действовать.
Сегодня жизнь настойчиво требует от преподавателя-словесника высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Одним из наиболее распространенных видов интегративных связей на уроках литературы является содружество словесного и изобразительного искусства. Об использовании живописи на уроках литературы и близкородственных с ней искусств написано немало методических работ, и это закономерно, так как со времени появления «Великой дидактики» Я.А.Коменского принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе.
Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне ее текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, т.е. произведения изобразительного искусства, грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. Такую наглядность В.В.Голубков назвал «внешней». Основным назначением наглядности обычно считают достижение большей убедительности сообщаемых положений, активизацию, интенсификацию процесса занятий путем стимулирования творческой деятельности учащихся. Каждая из перечисленных целей по-своему важна. Необходима и наглядность, с помощью которой ученики могут в индивидуальной и коллективной работе делать самостоятельные сопоставления и выводы. Но не менее нужна и наглядность, с помощью которой преподаватель сделает более доступной и выразительной готовую информацию: лучше разъяснит теоретико-литературные понятия, конкретизирует сведения об эпохе, о быте людей, изображенных в книге, о писателе.
-1-
Без этого трудно почувствовать и понять прочитанное с той степенью глубины, которая сделает реальными и самостоятельными ученическими исследованиями.
Учение - это сложная и трудная деятельность. Творческое изучение произведений художественной литературы создает положительную мотивацию и доставляет удовлетворение и радость ребятам и преподавателю.
В современных условиях существует насущная необходимость приобщения подрастающего поколения к миру искусства как источнику духовности и нравственности. Кризис духовности в современном мире приводит ко всё большему осознанию того, что развитие и благополучие общества невозможно без его духовного роста. Духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое, и три сферы духовной деятельности - знание, нравственность, искусство. Им соответствуют духовные ценности - истина, добро, красота. Формирование культуры эстетической, нравственной, духовной осуществляется через широкую художественную грамотность - через уроки искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.
Конечно, литература – не самоучитель расхожей морали, и всё же литература обладает столь мощным нравственно-эстетическим зарядом, что пройти мимо него – значит обесценить уроки по этому предмету. Уроки литературы – далеко не единственный фактор, влияющий на формирование мировоззрение учащихся: сильнее действуют условия окружающей жизни, социальный опыт ученика, но нравственные ориентиры уроки литературы, безусловно, дают, они воздействуют на личность ученика. Именно поэтому мной для работы была выбрана тема: «Нравственное воспитание на уроках литературы». Этой теме подчинено всё, начиная с оформления кабинета. Это и построение уроков, и выбор тем для сочинений, и подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам.
Литература 19 века поднимает такие вечные проблемы, как жизнь и смерть, война и мир, место человека в мире людей и другие проблемы. Может быть, поэтому с интересом учащиеся относятся к изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где поднимается огромное количество нравственных и философских вопросов; неоднозначные оценки дают учащиеся героям романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
-2-
При изучении творчества А.П. Чехова учащиеся часто проводят параллели с современной жизнью, когда в погоне за материальными благами уходят из жизни человеческие отношения, все строится на корысти, расчете, когда разрушаются, казалось бы, вечные нравственные ценности: Дом, Семья, Честность, Порядочность.
Часто на уроках литературы даю задание: проиллюстрировать изучаемое произведение. Поскольку главным предметом изучения на уроке литературы является произведение художественной литературы, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена, прежде всего, на более глубокое его осмысление. Обычно она включает в себя три этапа: коллективное обсуждение 1–2 классических иллюстраций к произведению; создание учащимися собственных иллюстраций (рисунки или их словесное описание) и их обсуждение; индивидуальная письменная работа по иллюстрациям к произведению, созданным художниками.
На первом этапе основная задача совместного обсуждения классической иллюстрации — понять, насколько она соответствует литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения.
К сожалению, нужно отметить тот факт, что работа с иллюстрацией среди подростков, по сравнению с другими мероприятиями, проводится крайне редко. Однако взаимосвязь книги и иллюстрации в совокупности способствует эстетическому и творческому развитию подростка. Интерес читателей-подростков к иллюстрации и литературным текстам во взаимосвязи перерастает в потребность к знаниям, желанию творческого и комплексного освоения книги. Работа с иллюстрацией нацеливает на творческое прочтение книги.
Учащиеся нуждаются в синтезе литературы и иллюстрации, т.к. слияние искусств своей эмоциональной и романтической направленностью формирует внутренний мир, чуткий к проявлению всего прекрасного. Начальный интерес к иллюстрации способствует возникновению интереса к различным областям литературы и искусства.
-3-
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Книжная иллюстрация переводит образ литературы на язык графики или живописи, и на уроках литературы иллюстрации используются как своеобразный комментарий к художественному тексту.
Издавна источником творчества многих художников были литературные произведения. Так, в Древней Греции мастера расписной керамики использовали образы Гомера.
Искусство иллюстрации возникло в Китае в VII веке и развилось в Европе и Америке в XVIII –XX веках. В России иллюстрации к художественным произведениям появились в XVIII веке.
Художественное иллюстрирование литературных произведений является одним из видов изобразительной деятельности, появление и развитие которого обусловлено становлением и развитием книгопечатания. Уже в XI веке русские книжники владели высокой культурой оформления и организации книги. Тогда книги еще не печатали, а писали от руки. В рукописных книгах представлены все основные типы иллюстраций и украшений, которые сохранились в русской книгопечатной практике до наших дней.
Иллюстрации придают книгам особую ценность. Термин «иллюстрация» произошел от латинского слова «illustratio», что значит, освещать, объяснять, пояснять и т.п. Поначалу иллюстрации чаще всего были гравюрами и носили чисто декоративный характер. XIX век называют "золотым веком" искусства иллюстрации. В это время создаются шедевры этого вида искусства: серии иллюстраций Г.Доре к роману "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф.Рабле и "Приключениям барона Мюнхгаузена" Э.Распе.
Художественная иллюстрация как произведение книжной графики тесно связана с текстом литературного произведения, сопровождает его, истолковывает, дополняет образный строй текста, усиливает эстетическое впечатление от сюжета, литературного языка и других достоинств литературного произведения. Иными словами: «В узком, строгом смысле иллюстрация - это художественное произведение, предназначенное для восприятия в определенном единстве с текстом, т.е. находящееся в книге и участвующее в ее восприятии в процессе чтения». Художник, как правило, работает над изобразительным образом всей книги. Он обдумывает как внешний вид книги - суперобложку и переплет, так и внутреннее ее пространство от листа к листу: форзац (изнанка переплета), титульный лист (буквенная композиция - название книги), фронтиспис (иллюстрация на левой стороне от титульного листа), страничные иллюстрации (рассказ о сюжете произведения),заставки и концовки.
-4-
Книги всегда были коммуникативным средством общения, как среди современников, так и между поколениями. Книга учит, информирует о настоящем и прошлом. Нередко именно книжное искусство (иллюстрированная книга) дает представление о важнейших событиях истории и о чертах культуры своего народа.
Такой вид изобразительной деятельности, как иллюстрирование литературных произведений, имеет многовековые традиции. Самые древние образцы книжного искусства дошли до нас с далекого XI века.
С середины XVI века, с появлением книгопечатания в Москве, изготовление дорогостоящих рукописных книг значительно сократилось. Но рукописная книга продолжала играть важную роль в развитии духовной жизни общества и в становлении самого книгопечатания. Печатные книги продолжают быть реальными носителями ценной исторической информации. В них запечатлелись живые черты быта того времени.
Эти книги интересны историческими портретами, архитектурными мотивами, подробным изображением бытовых сцен и деталей.
Уже в XVII веке заметное место среди книг начинают занимать книги для обучения грамоте: «Азбука», «Букварь», «Псалтырь учебный», «Часовник» и др.
Тесная связь изобразительного искусства с окружающей действительностью особенно проявилась в произведениях графики XVIII века. Художники овладевают линейной перспективой построения: появляются изображения зданий, садов, конструкции и оснастки кораблей, панорамы местности и т.д. Художники стремятся к большей наглядности и жизненной конкретности изображения: передают быт города, часто изображают фигуры людей на улицах, пасущийся скот на фоне пейзажа и другие подробности.
XVIII век ознаменован созданием Академии Художеств, которая была камертоном художественной жизни всей России. Академия осуществляла идейное руководство изобразительным искусством и воспитала крупнейших мастеров, творческое наследие которых является гордостью нашей культуры. Искусство следующего века было поднято на небывалую высоту, в том числе и иллюстрирование литературных произведений.
В истории русской иллюстрации важную роль сыграли А.А.Агин, П.А.Федотов, Г.Г.Гагарин. Гениальный художник А.А.Иванов серией библейских эскизов много сделал для развития искусства иллюстрации. Он обратил внимание на необходимость тщательного изучения эпохи и стилистических особенностей текста.
-5-
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Учащиеся после прочтения и обсуждения на уроках литературного произведения создают свои иллюстрации к нему. Далеко не все рисуют собственные иллюстрации. Некоторые выполняют задание — создать словесное описание иллюстрации (расскажи художнику, который будет рисовать иллюстрацию, что бы ты хотел изобразить) — адресовано тем, кто стесняется показывать свои рисунки, но обычно мало кто берётся за его выполнение, так как оно значительно сложнее. Обсуждение иллюстраций учащихся, помимо достижения других целей, становится своеобразным обобщением изученного материала.
В начале разговора о работах учитель сразу замечает, что обсуждаются не рисовальные способности (или неспособности), а замысел иллюстрации и его соответствие литературному произведению. Надо сказать, что ребята хорошо реагируют на работы своих сокурсников, потому что потрудились над своей иллюстрацией, почувствовали, как непросто воплотить свой замысел. Обсуждение строится следующим образом: рассказ о том, что привлекает в какой-либо работе, или сопоставление замыслов иллюстраций одного эпизода. Во время этого разговора выявляется глубина понимания ситуаций и характеров героев литературного произведения, подробно обсуждаются моменты и детали, которым не было уделено внимания при общем анализе произведения.
Интересным является такой вид иллюстрации, когда автор стремится передать смысл всего произведения (такое изображение могло быть помещено на обложке книги) или его ключевые моменты, взаимоотношения главных героев. Это своего рода условное представление композиции и системы образов произведения, в работе возможны изменения, дополнения, но тем интереснее и плодотворнее будет её обсуждение.
Описание и толкование иллюстрации, нарисованной художником, — учащиеся обычно концентрируют внимание на том, что изображено и насколько это фактически точно соответствует литературному тексту. Индивидуальные наблюдения над тем, как и почему именно так изображаются герои и события, обычно ещё очень скупы, гораздо плодотворнее с этой точки зрения оказывается коллективное обсуждение, когда высказывание одного ученика рождает интересное замечание другого, и так далее. В дальнейшем ребята будут видеть всё больше особенностей в иллюстрации, всё серьёзнее их осмыслять, и появятся такие работы, как, иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Чёрно-белые краски соответствуют настроению романа, отражают всю “недоверчивость” обстановки и её убогость. Старые, обшарпанные стены, ручка звонка, дверь с местами оборванной обивкой, а за ней сухонькая, сморщенная старушонка.
-6-
Самая выделяющаяся часть — её глаза. В них отразились недоверчивость, возможно, хитрость, злость.
В романе в этот момент комнату старухи освещает заходящее солнце, но если бы художник изобразил его в своей иллюстрации, это перекрыло бы взгляд старухи».
«Видно, что старуха живёт в старом, обшарпанном доме
Она подозрительная, с маленькими глазками, которые пронзают человека насквозь. Не видно, что старуха испугана неожиданным приходом Раскольникова. Создаётся впечатление, что это её выражение лица, такое злобное и вечно чем-то недовольное».
Возможны и критические отзывы, которые всегда аргументированы. «Сонечка была “худенькая, но довольно хорошенькая блондинка <…> с замечательными глазами”. Художник слишком утрирует её внешность. Это, скорее, Лизавета. Ещё она похожа на Катерину Ивановну. Всё-таки Сонечка не такая дохленькая внутри и снаружи. Жаль этого художника, если он по-другому не может передать внутренний мир. Наверное, он нарисовал бы хорошие иллюстрации к Гоголю. Заглядывающие за Сониной спиной в дверь “рожи” (иначе их не назовёшь) тоже “гоголевские”, утрированные».
Описываемый более традиционный способ работы над иллюстрациями помогает увидеть восприятие и понимание учениками литературного текста и в чём-то подкорректировать его. Иногда потребность представить изображаемую в литературном произведении картину для подтверждения какой-либо мысли по ходу обсуждения текста возникает неожиданно.
Так один из учащихся рисует портрет Достоевского, который перекликается с главной проблемой романа - «между крестом и топором». Лицо писателя - это и страдание, и просветление. Крест на заднем плане – это выбор героя, это выбор автора.
-7
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ.
Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов произведения. Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека. «Сопоставляя иллюстрацию с текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи (повествование, описание), в меру своих сил проникают в значение художественного контекста, расширяют свои представления о переносном значении слов, о богатстве оттенков значения»,- подчеркивает языковед Н.Я.Мещерякова*.(с.94).
Место иллюстрации на уроке, время, отведенное на работу с ней, методика работы, конкретные вопросы по анализу иллюстрации, если урок проводится методом беседы, - все это зависит от темы занятия, специфики изучаемого литературного произведения, характера отобранной иллюстрации, методической задачи, которую ставит преподаватель. Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приемом, а системой, обладающей своей логикой и динамикой, которая осуществлялась бы в соответствии с дидактическим принципом систематичности и последовательности в обучении с учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся.
Функции изобразительных искусств и технология их использования в преподавании литературы наиболее полно описаны в методических пособиях и научных статьях Е.Н.Колокольцева.
-8-
Автор выделяет несколько видов наглядности: непосредственную, образно-опосредованную, словесно-графическую(зрительную),словесную(слуховую).
К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображенной в литературном произведении.
Но это может быть и их изображение на рисунках, картинах, которые способны выполнить роль исторического комментария к произведению писателя. К непосредственной наглядности можно отнести изображения и фотографии достопримечательных мест, картины, рисунки, как правдивые свидетельства об эпохе, публикация музейных фондов в печатных изданиях и т.д.
Образно-опосредованная наглядность основана на тесном взаимопроникновении и взаимосвязи литературы с другими видами искусства. По характеру отношения произведений смежных искусств к литературному произведению эту наглядность можно разделить на две большие группы: средства наглядности, комментирующие литературные произведения, и средства наглядности, тематически и сюжетно близкие произведению. Помимо иллюстраций и картин на литературные сюжеты, зрительная наглядность дополняется эскизами декораций, костюмов, афишами спектаклей.
Иллюстрация занимает особое место в плане развития коммуникативных способностей учащихся и их эстетического воспитания. Вдумываясь в смысл изображённых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, учащиеся постепенно входят во внутренний мир персонажей художественных произведений, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, учатся открывать присутствие автора, представлять замысел автора и постигать художественный смысл произведения.
Используемую на уроках литературы иллюстративную наглядность можно разделить на два вида :
- иллюстрации, выполненные профессиональными художниками;
- детский рисунок.
-9-
Приёмы работы с иллюстрациями, выполненными профессиональными художниками (обычно в учебнике, на экране проектора или реже на плакате):
а) Описание «картинки».
Дети описывают иллюстрацию, составляя связный рассказ. При этом важно выработать последовательность работы с иллюстрацией.
Этапы работы по подготовке к описанию иллюстрации:
Первым может быть: «Рассказ о художнике». В зависимости от наличия времени на уроке и необходимости подачи данного материала.
Цель – дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте картины в его творчестве и в развитии русской живописи в целом. Эффективно сопроводить свой рассказ заочной экскурсией по историческим местам, по этапам жизни и творчества автора на примере нескольких иллюстраций.
Чаще всего же первый этап – это:
«Рассматривание иллюстрации».
Молчаливое, неторопливое рассматривание иллюстрации имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку связано с восприятием. Рассматривание развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу автора. Это нерасчленённое восприятие проходит на уровне подсознания, через чувства, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. В этот момент определяется отношение учащегося к увиденному, формируется его личностное понимание художественного образа.
Если есть такая возможность, то предварительно в качестве задания предложить учащимся выбрать из ряда иллюстраций ту, которая наиболее соответствует изучаемому произведению, и работать с понравившейся.
Далее следует:
*Беседа по иллюстрации
-10-
Цель – помочь учащимся понять образный язык искусства, сформировать умение анализировать иллюстрацию как произведение искусства, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно – выразительные средства русского языка и художественные средства литературы, подсказанные рисунком. Глубина восприятия иллюстрации зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности. Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, следует идти не от содержания, а от эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому необходимо начинать с вопросов, выявляющих эмоциональное отношение учащихся к иллюстрации, их первое, наиболее яркое впечатление.
Учитель должен анализировать иллюстрацию в единстве содержания, средств художественного выражения и соотнесения с изучаемым художественным произведением. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых – помочь учащимся понять связь содержания и средств выражения иллюстрации с изучаемым художественным произведением .
Формированию собственных суждений учащихся и их эстетических представлений способствуют вопросы на выявление авторской позиции и личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы.
В V-VIII классах задания оценочного характера еще сложны, но вполне уместны вопросы, которые становятся отправной точкой для сопоставительного анализа. Завершая, например, знакомство учеников с иллюстрациями к «Муму», можно сказать ребятам: «Тургенев любил Герасима и сочувствовал ему. Как это отношение писателя передано художником Ушаковым в каждом из трех его иллюстраций к «Муму».
Итак, успех беседы по иллюстрации предопределяется формулировкой и последовательностью вопросов, которые следует строить в зависимости от целей и задач урока, от искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра иллюстрации, и, конечно, от настроения в классе.
-11-
*Проведение словарно-стилистической работы.
В процессе беседы по иллюстрации обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление её содержания сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения мыслей и чувств, а также правильно выражающей смысл изучаемого фрагмента или целого художественного произведения. Если учитель умело организует этот вид работы, помогает в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются между собой в подборе нужных определений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображённый предмет (персонаж, фрагмент произведения), чтобы у учащихся не было расхождений между словами и реалиями, чтобы у них формировалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию иллюстрации.
В процессе беседы, учащиеся могут записывать слова, трудные в лексическом и орфографическом отношении. Однако лучше это делать до беседы или после, чтобы не разрушать эмоциональный настрой и не затягивать беседу.
И последний итоговый этап:
*Обобщение сказанного по иллюстрации.
Закончить работу по иллюстрации можно, предложив учащимся следующие задания:
-составить связный рассказ по иллюстрации;
-сопоставить изображение героя (эпизода) у разных художников;
-предложить вместо литературных тем сочинения по изученному произведению сочинение по иллюстрации (для старших школьников).
Благодаря приему «описание «картинки» развивается связная речь, учащиеся учатся делить текст на части (описывают «картинку» поэтапно: сначала – первый план, затем –второй, фон и т.д.);
-12-
работа над иллюстрацией усиливает внимание к тексту произведения, к художественному слову.
Следующий прием работы с иллюстрацией:
б) Поиск фрагмента текста и сравнение с изображённым на рисунке; название иллюстрации словами из текста или придумать свое название.
Рассматривая, например, с классом иллюстрации художника Алфеевского к сказке Андерсена «Снежная королева» предлагаем учащимся найти цитаты, которые можно было бы подписать под рисунками.
Польза: осмысливается прочитанный текст, чтобы сравнить его с иллюстрацией; соотнесение же с эпизодом позволяет учащимся выявить те или иные детали описания; создаётся речевая ситуация – например, если рисунок не совсем точно отражает описываемый отрывок, дети разбираются, в чём именно состоит неточность, почему она возникла и т. п.
в) Составление кроссворда по иллюстрациям к художественному произведению, что побуждает учащихся еще не раз вернуться к тексту произведения, подбирая необходимые фрагменты, лексические определения в том числе и из толковых словарей. Наиболее уместное использование этого приема в качестве домашнего задания, с последующим рассмотрением на заключительных уроках по изучаемому произведению.
г) Ещё один из приемов работы с иллюстративным материалом использование раздаточного изобразительного материала , основу которого составляют рисунки к произведению (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках..
Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:
-13-
Благодаря иллюстрации, дети легче воспринимают лексические значения слов и выражений, ведь зримый образ лучше присваивается учащимися, чем словесный.
Если дети «увидели» это слово, то оно органичнее входит в лексикон и активнее используется в речи.
Например, при изучении стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова используем в работе карточку с иллюстрацией , к которой подбираем слова «Смешались в кучу кони, люди…». Ребята, во-первых, лучше поймут смысл этой фразы, во-вторых, наглядно увидят то, что стоит за словами «кивер», «лафет», «драгуны» ,и т. д. В 7-м классе при изучении темы «Древнерусская литература» рассматриваем репродукцию картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» , которая также помещена на форзаце учебника. Обращаем внимание детей на стиль записи, сделанной Нестором: между словами нет пробелов – такой способ письма называется уставом. Таким образом, в словарь школьников вошло новое слово «устав», причём, войдет максимально прочно, так как дети не просто услышат, но и «увидят» слово.
2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики и соответствию фрагменту, изображенному художником на рисунке (выбрать из ряда возможных тот вариант описания иллюстрации, который соответствует в большей степени задаче высказывания); и задания, связанные с определением темы и идеи произведения с опорой на иллюстрацию.
Например, при изучении басни И.А. Крылова «Листы и корни» рассматриваем соответствующую иллюстрацию в учебнике. До этого дети объясняют главную мысль по-разному, но не все так, как того требует авторский замысел; «картинка» же ясно показывает, что идея стихотворения состоит в следующем: листы – это верхушка общества, корни – простой народ, и те, кто стоит у власти не всегда понимают, что все блага, которыми они пользуются, созданы народом, к которому они относятся пренебрежительно, презрительно.
Раздаточный материал дает возможность в полной мере реализовать организацию индивидуальной и групповой работы с учащимися. Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени.
-14-
Польза: Задания, которые предлагаются учащимся в процессе работы с карточками, стимулируют их речевую активность. Рисунки помогают наглядно комментировать и уяснять значения новых слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование не только речевых, но и правописных навыков учащихся.
д) Приём «Поэтическая палитра» можно применить на уроках литературы как в 5,6,7, так и в старших классах. Например, при изучении темы «Природа родного края в стихотворениях русских поэтов XIX–XX века» в 5-7 классах, анализируя поэтический текс, учащимся 5-6 классов предлагается фрагмент стихотворения, иллюстрацию и задание к ним. Например, задание : составьте поэтическую палитру стихотворения и иллюстрации, ответьте на вопросы: «Какое настроение передаёт поэт, используя цветопись? Соответствует ли иллюстрация стихотворению?»
Затем учащиеся, изображая фигуры произвольной геометрической формы (кружки, квадратики и др.), закрашивают их в соответствующий тексту цвет.
Получается настоящая палитра данного стихотворения.
Когда перед нами лежит такая палитра, понятие «цветопись» не вызывает вопросов и трудностей, а также помогает при выполнении поиска иллюстрации, и при сравнении с рисунками к данным поэтическим произведениям. Через поэтическую палитру и по цветовой гамме учащиеся могут определить психологическое состояние и настроение не только лирического героя, но и автора.
В 7-8 классах можно пойти дальше и добавить сюда символику цвета. Эта увлекательная работа в процессе дальнейшего знакомства с лирикой позволит учащимся сделать очень интересные выводы.
В 9-11 классах при изучении монографических тем следует поработать над составлением поэтической палитры одного автора. Например, составить поэтическую палитру С.А. Есенина.
-15-
Сначала учащиеся читают тексты стихотворений С.А. Есенина (много текстов!), делают из них выписки на карточки и распределяют по цветам.
Цвет –золотой (жёлтый):
Отговорила роща золотая...
-
Эх, ты, молодость, буйная молодость!
Золотая сорвиголова!
-
Со снопом волос твоих овсяных...
Весной и солнцем на лугу
обвита жёлтая дорога...
-
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы...
Потом составляется цветовой синонимичный ряд.
Затем выясняется смысловое значение цвета.
Далее предлагаются задания ассоциативного, сравнительно-сопоставительного и проблемного характера, связанные с использованием цветописи.
Так, работая над составлением поэтической палитры , дети пополняют свой словарный запас, расширяют знания в области использования языковых художественных средств, получают возможность применять их в произведениях собственного сочинения, учатся выстраивать логические цепочки и проводить параллели, что способствует развитию не только речи, но и мышления учащихся.
-16-
Работой с иллюстрацией профессионального художника вовсе не ограничивается деятельность по развитию коммуникативных способностей, учащихся и их эстетического вкуса. Развитию образного видения мира содействует, в частности, творческое домашнее задание: проиллюстрировать какой-либо эпизод текста, изобразить одного из героев, сделать пейзажную зарисовку, то есть детский рисунок (особенно ценен этот вид работы на параллелях 5 – 7 классов).
Как связан детский рисунок с развитием речи?
Художественный образ лучше воспринимается в красках, они делают его более ярким, объёмным, запоминающимся. Создавая иллюстрацию к литературному произведению, учащиеся передают собственное понимание текста сначала неосознанно (в красках), на уровне эмоций и ассоциаций, а потом облекая всё это в слова. Вопросы: «Расскажи, что ты нарисовал! Почему именно так изобразил? В каком состоянии находится герой? О чём он думает сейчас? Что ты почувствовал во время чтения текста?». Иллюстрация обязательно должна сопровождаться комментариями, иначе это будет просто урок рисования.
Иллюстрируя, учащийся, заинтересованный в успехе и признании своей работы, неоднократно перечитает текст, вспомнит всё, что обсуждалось на уроке, чтобы отобразить на рисунке не только главное, но и детали. Оценивая работу, надо обращать внимание детей на качество выполнения и авторскую позицию. Очень важно и полезно разбирать и не совсем точные рисунки, так как в процессе спора учащиеся учатся доказывать свою авторскую и эстетическую позицию.
Создавая иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслил, следовательно, рисунок стимулирует запоминание, то есть положительно влияет на долговременную память. А она является одним из ведущих речевых механизмов.
-17-
Долговременная память предполагает обогащение словаря учащихся, систематическое накопление элементов отбора и формирование способности производить отбор слов, адекватных теме и замыслу высказывания. Рисунок облегчает развитие этого сложного механизма, стимулирует поиск наиболее уместных языковых средств.
В 5-7 классах иллюстрирование можно давать в качестве домашнего задания почти к каждому уроку литературы, связанному с анализом текста. Желательно, чтобы рисунок ученика отражал эпизод и опирался как можно в большей степени на текст. (Хотя в некоторых случаях, в старших классах, нужно поощрять и собственные ассоциативные включения.) При рассматривании рисунков надо приучать ребят соотносить их с текстом, то есть сверять, насколько точно автор иллюстрации изобразил соответствующий эпизод, насколько был внимателен к слову, к художественной детали, наконец, к чувствам писателя, что в хорошем рисунке может выразиться через цвет. Конечно, этому заданию должен предшествовать анализ данного эпизода с точки зрения его иллюстрирования, особенно в младших классах.
Особенно плодотворна работа иллюстрирования при изучении стихотворений русских поэтов о природе. Делая иллюстрацию к стихотворению, ученик, творчески и добросовестно относящийся к работе, неоднократно перечитывает его, стараясь отобразить на рисунке мельчайшие детали, показанные поэтом. При проверке коллективно или самого автора рисунка (в зависимости от задания) находим эти подробности, обращаясь к художественному тексту. о том, что изобразить трудно.
Таковы лишь некоторые из приёмов работы с наглядным материалом на уроках литературы. Место иллюстрации на уроке, время, отведённое на работу с ней, вопросы по анализу, речевой материал, а также приёмы работы и задания – всё это зависит от темы занятия, методической задачи, специфики изучаемого произведения, характера отобранной иллюстрации. Работа с иллюстрацией обязательно должна быть не случайным методическим приёмом, а системным, продуманным элементом урока. Очень важно, чтобы ученики соотносили иллюстрации с произведением писателя вдумчиво и грамотно, помня, что перед ними произведение художника, в котором отразилось его понимание
-18-
произведения, его «суждение» о нем, и главное - учащиеся должны понимать, что у каждого искусства свои возможности, свой язык.
Наблюдая над профессиональной иллюстрацией или детским рисунком, учащиеся получают не только литературоведческие, но и искусствоведческие знания, формируют умение выражать и отстаивать свою точку зрения и оттачивают навык внимательного и вдумчивого чтения. Таким образом, проводя уроки литературы с иллюстративным наглядным материалом, мы учим детей правильно воспринимать художественную информацию; эмоционально – чувственно выражать свои впечатления; словесно и художественно описывать образы, сюжеты; развивать творческое воображение; формировать навыки грамотной устной и письменной речи.
В процессе проведенных занятий с учащимися наблюдалось накопление знаний о литературных произведениях, развивались навыки аналитической оценки иллюстраций и литературных текстов. Необходимо отметить, что учащихся начинают привлекать герои, наделенные силой, мужеством, целеустремленностью, сильным характером. Эстетическое отношение подрастающего человека охватывает все, с чем ему приходится соприкасаться – это и человеческие поступки, и эстетические переживания, связанные с литературными произведениями и искусством иллюстрации. Представления о гармонически развитом человеке связаны в первую очередь с его эстетическим отношением к окружающему миру, поэтому особенно важно сформировать у подростка восприятие прекрасного.
В юношеском возрасте формируются представления об идеале человека, в котором «все должно быть прекрасно». В процессе занятий наблюдалось появление эмоционально окрашенных эстетических чувств, с подобными эстетическими знаниями учащиеся обретают основу для собственных взглядов.
Старший возраст – пора расцвета собственных литературно-творческих способностей: в стихах и рассказах, сочинениях раскрывается личность учащегося во всем разнообразии юношеских романтических представлений и идеалов. Взаимосвязь литературных текстов и иллюстрации способствовали проявлению интереса к творческой самореализации в иллюстративно- художественном творчестве.
-19-
Рисунки подростков немногочисленны. Это говорит о том, что большинство из них отказывается от иллюстрирования из-за недостаточной техники рисунка. Подростки, в какой-то мере владеющие техникой, заинтересовались сюжетами и проиллюстрировали их.
Как показала практика, целенаправленная деятельность в творческом процессе меняет и сознание подростков, расширяет их мировоззрение, стимулирует работоспособность и волю к достижению цели, меняет и эмоциональную сферу личности. Для передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения от учащегося требуются разнообразные знания, творческое воображение, фантазия, умение внимательно читать текст и, главное, умение убедительно выражать замысел на бумаге изобразительными средствами. Известно, что художественный замысел в сочетании с изобразительными умениями рождает произведение.
Конечно, иллюстрация привлекает внимание подростка, способствует развитию эстетического восприятия, активизирует читательскую активность, что создает основу для нравственного воспитания человека
-20-