Именительный падеж со значением обращения

Про матеріал
план-конспект урока для учителей: : дать представление об обращении; обучать умению различать имена существительные в роли обращения; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением.
Перегляд файлу

Именительный падеж со значением обращения

 

Цель урока: дать представление об обращении; обучать умению различать имена существительные в роли обращения; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением.

 

Оборудование: схемы.

 

Ход урока

 

І. Объявление темы и цели урока

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Игра «Я – учитель»

Один ученик выбирает существительное,другой ученик проверяет знания о существительном.

ІV. Объяснение нового материала

1. (Текст записан на доске)

Я бегу по реке на коньках.

Что ты видишь, речка, в снах?

Ивушка, а ты о чём молчишь?

Где твой шум загадочный, камыш?

Дятел, отстучи лесной мотив,

Спой, синичка, а потом лети.

Убаюкай, ветер, берега,

расстели глубокие снега.

 

 Определите слова, которые называют того, к кому обращаются.

2. Объяснение учителя

В русском языке, как и в украинском, в предложениях используются обращения (укр. яз. звертання).

Обращение – это слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с речью. Обращение чаще всего выражается существительным в именительном падеже.

3. Тренинговое упражнение

 а) Игра «Самый внимательный»

Назовите обращения

  • Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи.
  • Ребята рассказывали о летнем походе.
  • Тётя Надя, наша соседка, стояла на крыльце.
  • С добрым утром, милый город!
  • Как хорошо ты, о море ночное.
  • Как хороши необозримые зелёные степи.
  • Здравствуй, осень золотая!
  • Золотая осень полноправной хозяйкой прошлась по лесам.
  • Приди ко мне, любезный друг.
  • Друг всегда поможет в беде.
  • Пусть для вас, друзей моих, сияет солнце ярче.

б) Работа со схемой

Обращение не является членом предложения. Для обращения в древнерусском языке существовал особый, звательный падеж:

 - Чего тебе надобно, старче?

Обращение устанавливает связь между говорящим и тем, к кому он обращается.

Особенно охотно обращениями выступают имена существительные одушевлённые, а среди них имена собственные.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание.

Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. В устной речи обращение выделяется особой (звательной) интонацией, а на письме отделяется запятыми.

 

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа у доски

Записать предложения, указать обращения.

 - Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте.

(А.С. Пушкин)

 - Мама, в эту корзину много золота войдёт?

(С.Маршак)

Всем нам при обращении

Поможет обращение,

К людям, звёздам, птицам

Можешь смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятыми выделяй.

2. Работа в парах

Игра «Мир общения»

Раздать картинки. придумать диалог или предложения с обращениями.

3. Игра «Будь вежлив»

Используя обращения и вежливые слова составить предложения.

4. Работа с раздаточным материалом.

 

VІ. Подведение итогов урока

  • Что называется обращением?
  • Какими знаками препинания выделяется обращение.

 

VІІ. Домашнее задание:

  1. выучить определение обращения;
  2. выписать из художественной литературы (сказки, басни и др.)         4-5 примеров с обращениями.

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
21 лютого 2021
Переглядів
1695
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку