Конспект уроку "Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы"

Про матеріал
(Разработка урока для 6 класса образовательных учреждений с украинским языком обучения (Программа «Російська мова» (курс за вибором). Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою. / Т.Я. Фролова. ) Корсаков В.А., Сакович О.К. Руский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения (второй год обучения)/ В.А.Корсаков, О.Я.Сакович – К.: Освіта, 2014.
Перегляд файлу

ЗЗСО «Любешівськоволянська гімназія»

 

 

 

 

 

Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы

(Разработка урока для 6 класса  образовательных  учреждений с украинским языком обучения (Программа «Російська мова» (курс за

вибором). Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою. / Т.Я. Фролова. )

Корсаков В.А., Сакович О.К. Руский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения (второй год обучения)/ В.А.Корсаков, О.Я.Сакович – К.: Освіта, 2014.

 

 

 

 

 

         Підготувала  Клявзунік Лариса Максимівна,

вчитель російської мови

 

2021

 

Тема : «Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы».

Цель:

 -углубить  знания о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов;

- способствовать пополнению лексического запаса учащихся за счёт

   усвоения фразеологизмов,

- совершенствовать умения поддерживать диалог,

- развивать речевую компетенцию учащихся,

- воспитывать познавательную активность и творческие способности

  учеников.

    Речевая тема:

Оборудование: И.В.Корсаков «Русский язык», учебник для 6 класса,

презентация в программе    Poweir  Point, раздаточный материал по теме.

                                                   

                                               Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Доброе утро! Доброе утро!

Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» -
Улыбчивым лицам.

2.Слово учителя. У вас на парте лежат смайлики. Это ваш успех. Поднимите их вверх, посмотрите, какие они яркие, как мило улыбаются. Пусть успех сопровождает вас на протяжении всего урока.

II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление     цели и темы урока.

1.Вступительное слово учителя . Известный учёный  Ломоносов сказал: «Всем, кто хочет добиться успеха  в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».

Сегодня мы с вами окунёмся в мир языка и  откроем ещё одну его тайну. Ведь всё таинственное  - интересное.

 

Слово… Как много мы слышим их каждый день, как много дарим их друг другу. Ведь без общения жизнь немыслима. « Заговори, чтоб я тебя увидел, гласит древняя мудрость.», Ведь в общении, как в зеркале отражается душа человека, его культура, уровень его интеллекта.

Совершенствовать свою  речь – задача каждого из нас.

«Самая большая роскошь – роскошь человеческого общения», -  сказал Экзюпери в произведении «Маленький принц».

Беседа:

  • Чтобы  общение действительно стало роскошью,  какой должна быть речь человека?

Ответы учеников. (выразительная, интересная, чёткая, не зависимо от того, на каком языке он говорит).

  • Что украшает нашу речь, делает ее богаче, краше?

Ответы учеников (синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки).

Эпиграф к уроку «Приятна речь для слуха – своего рода музыка»    (Аристотель)

Слово учителя. Ребята, а приходилось ли  вам  бить баклуши, задирать нос, точить лясы?

  • Бывали ли вы когда- нибудь не в своей тарелке?
  • Может вы знаете человека, которому медведь на ухо наступил?
  • А писал ли кто – нибудь из вас, как курица лапой?
  • Почему эти  высказывания  вызвали у вас улыбку?

Ответы учеников. ( употреблены яркие, образные  сочетания слов,  которые украсили нашу речь, сделали ее интереснее, обогатили её)

  • Так о чём пойдёт речь на уроке?

Ответы учеников. (о фразеологизмах)   

Слайд 2. Цель урока.

Слово учителя . Вы  познакомитесь с новыми фразеологизмами и их значениями, научитесь уместно использовать их в своей речи. Ведь  фразеологизмы делают нашу речь образной, богатой, выразительной. Именно поэтому А.И.Ефимов  назвал их перлами, самородками родного языка.

 

 

Фразеологизмы – перлы, самородки родного языка.

А.И. Ефимов

 

Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальное средство и его…  богатство.

В.Белинский

 

  • Именно знание фразеологизмов, умелое  их использование – неотъемлемая часть речевой культуры человека. Это украшение  языка, средство меткой и доходчивой мысли. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я думаю, мы убедимся в этом к концу урока.
  • Как бы вы сформулировали тему урока, исходя из вышесказанного?

Ответы учеников. Фразеологизмы- украшение языка.

                        Удивительный мир фразеологизмов.

                        Фразеологизмы – «перлы»  языка..

                                  Фразеологизмы – образные выражения.

Записать в тетради число, классная работа и тему  «Удивительный мир фразеологизмов».

 

IIІ.  Актуализация  знаний и умений.

 Слово  учителя. Ребята, давайте вспомним  из  уроков украинского языка,  что мы знаем о фразеологизмах   и составим опорную таблицу.

 

 

 

 

 

Устойчивые сочетания

 слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении урока мы будем узнавать новое и дополним таблицу.

III.   Объяснение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

  • Фразеологизмы существуют в языке, как готовые «цепочки», которыми мы пользуемся при составлении предложений. И чем больше будем знать, тем ярче, выразительней будет наша речь. Каждый фразеологизм имеет своё значение.          
  • Как вы думаете, что обозначают : быть не в своей тарелке, медведь на ухо наступил, писать как курица лапой.

2.Работа с учебником.  Выполнение упражнения 347,с.146. (Рассмотреть рисунки, прочитать надписи. В каких случаях сочетания слов употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном?)

  1. Работа с презентацией.
  •              Посмотрите на слайд.  В русском языке есть устойчивые сочетания слов, значение которых можно легко понять по значению входящих в них слов.

Но есть и фразеологизмы, общее значение которых не связано   со значением каждого слова  в отдельности. В составе таких фразеологизмов могут быть слова, которые в русском языке не употребляются. Мы уже не знаем этих слов, но понимаем общее значение фразеологизмов.

Слайд 3 -4. Расширяем словарный запас. Задания.

1.Прочитать . Объяснить значение слов баклуши, пядь, лясы.

2.Составить из одним из фразеологизмов  предложение и записать.

3.Проверить записанные предложения.

Слайд 5. Замени фразеологизм. Задания.

  • Прочитайте. Как мы назовём  эти фразеологизмы?

Ответы учеников. Синонимы

Учитель:

- Ребята, а могут ли у фразеологизмов быть антонимы? Сейчас вы мне это докажите!

  1. Работа в группах. « Учитель» и «Ученики»

Задание. Выбрать из предложенных словосочетаний  фразеологизмы, которые, по вашему мнению, характеризуют  работу учеников во время урока (группа «Ученики»)  и работу учителя (группа»Учитель»). Подобрать антонимы.

Ученики на уроке:

Ходят на головах.  Тянут кота за хвост. Жуют мочалку. Режут без ножа учителя. Играют в бирюльки. Гоняют лодыря. И ухом не ведут. Рассказывают бабушкины сказки. Лезут из кожи вон.

 

А учитель в это время: Выжимает слезу. Рвёт и мечет. Кусает локти. Смотрит сквозь пальцы.И в ус не дует.. Заливается соловьём. Грозит угостить берёзовой кашей. Обещает намылить голову.

 

Примеры. Дети: грызут гранит науки; работают, не покладая рук

 

 

Учитель: На седьмом небе от счастья. Доволен как слон.

 

Учитель:

  • Итак, какой вывод мы сделаем.

Ответы учеников. (У фразеологизмов  могут быть   фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы)

Учитель:

  • Дополним таблицу. (Имеют синонимы, антонимы)
  •              Молодцы, ребята. Вы действительно работаете, не  покладая рук. А учитель доволен, как слон.

ІV. Закрепление знаний и умений.

1.Работа с текстом.  Учитель читает текст.(Упр. 345, с. 145. «Осень на носу» )

Словарная работа.  По русски можно сказать на нос и на нос. Чем различается произношение этих слов? (Ударением)

Вопросы к тексту.

1. Назовите главного героя  произведения. Каким вы его представляете?

2. С какими животными мальчик встретился в лесу? Опишите их.

3.Стихотворение имеет шуточный характер. Как вы понимаете это высказывание?

2. Работа в группах.

 Первая группа:  разыграть диалог по тексту. Один «сыграет» роль мальчика, который ещё не знает, что все фразеологизмы имеют переносное значение, а другой – ученика, усвоившего этот материал. Разыграть  диалог перед классом. Вторая группа: рассказать правила общения в диалоге и правила составления диалога.

Третья группа: подготовить выразительное чтение текста в лицах.

3. Объяснение учителя.

  • Любой язык богат фразеологизмами. Во многом схожи украинские и русские фразеологизмы. Однако, надо помнить, что многие из них непереводимы. Например : як муха в окропи    - как белка в колесе.

4. Сравнение фразеологизмов в русском  и украинском языках. Упр.351.

5.Слово учителя. Значение фразеологизмов можем узнать из словаря  фразеологизмов или из толкового словаря, а также   - из интерактивного словаря  фразеологизмов в Интернете).

  • Рубрика.  Знакомьтесь: личность. Слайд 6. Это интересно!

Есть такой словарь «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.  В нём собрано множество слов. Когда его напечатали впервые, то не было, наверное, слова, которое в него не вошло. Это удивительный словарь. А человек, который его написал, ещё удивительнее.

Владимир Даль  родился в местечке Луганский завод, что на востоке Украины (ныне это город Луганск).  Этот человек  прославился в разных отраслях науки: он был врачом, естествоиспытателем, изучал языки, собирал и  записывал пословицы и сказки, написал несколько книг  под псевдонимом Казак Луганский. Наибольшую  славу ему принёс «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре он дал объяснение многих слов и выражений, которые употребляли в своей речи простые люди.

 Память о Владимире Дале бережно хранят в Украине, в Луганске открыт музей писателя.

  • Что мы можем добавить в таблицу? ( Значение  фразеологизмов узнаём из словарей).
  • Вы  узнаетё  о  происхождении  и значении нового фразеологизма прочитав отрывок из  книги «Друзьям русского языка».  (упр.349)
  • V. Рефлексия.  Подведение итогов.

Слайд 7. Оцени свою работу на уроке.

Учитель.

  • Посмотрите на смайлики. Они так же мило вам улыбаются. А почему? Потому что мы достигли успеха и  узнали новое.
  • Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.      И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.    Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

VІ.  Домашнее задание. Упражнение 349.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
22 лютого 2021
Переглядів
622
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку