ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

Про матеріал
Разработка урока, которая позволит углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении в предложении, синтаксической роли; позволит развивать опознавательные учебно-языковые умения, логическое мышление, связную речь, формировать эстетические вкусы учащихся, воспитывать любовь к искусству слова.
Перегляд файлу

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

Цель:  углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи,                   о его значении в предложении, синтаксической роли;

развивать опознавательные учебно-языковые умения, логическое мышление, связную речь;

формировать  эстетические вкусы учащихся, воспитывать любовь к искусству слова;

формировать коммуникативную, речевую и поликультурную компетентности

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, запись музыки (Бетховен «Лунная соната»), текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», презентация «Имя прилагательное», презентация «Зимний пейзаж»

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

І І. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд №1

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 «Мозговой  штурм»

1. Как называется наука о языке, которая изучает слово как часть речи

2. Сколько частей речи в русском языке?

3.Назовите их.

4.Что обозначает имя существительное?

5.Какие лексико-грамматические категории имен существительных вам известны (постоянные признаки)? 

6.Какие словоизменительные категории вам известны (непостоянные признаки)?

ІV.  РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. «Интеллектуальная разминка»

Отгадай загадку.  

Слайд № 2

В шляпе он, продолговатый, гладкий, темно-желтоватый, острый нос. Упал в траву. Его …. (желудем) зову.

Слайд №3

  1. Назовите слова, которые помогли отгадать загадку.
  2. Записать загадку, подчеркнуть имена прилагательные.

Слайд №4

  1. На какой вопрос они отвечают?
  2. К какой части речи относятся?

2. Работа с записанным на слайде текстом.

Слайд №5

Из    семени  вырос    подсолнух. Его … стебель  развернул  … головку  к    солнцу. У  этого … растения    листья.  Плотно  прижались друг к дружке  … лепестки.

  1. Почему этот текст сухой, скучный?
  2. Какие слова можно вставить вместо точек?
  3. Записывают текст под диктовку.

Слайд №6

Сверить написанное со слайдом

  1. Что изменилось? Какую роль, по-вашему, играют имена прилагательные?

3. Слово учителя

Слайд №7(значение имени прилагательного)

Слайд № 8  (согласование имени прилагательного с именем существительным)

Согласуясь с существительными, прилагательные изменяются следующим образом:

 Слайд № 9

  1. по  числам  (новая книга –новые книги)
  2. в единственном числе по родам (новый костюм, новая форма, новое пальто)
  3. в обоих числах по падежам (И.п. новый костюм, новые костюмы; Р.П. нового костюма, новых костюмов)

Слайд № 10

В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми  (Наступило ясное погожее утро.  Небо чистое.

 Слайд № 11

Имена прилагательные имеют начальную форму: И.п. единственного числа, мужской род. (назовите начальную форму подчеркнутых имен прилагательных)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа над текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

На фоне «Лунной сонаты Бетховена и презентации «Зимний пейзаж» учитель читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё   ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

  1. Можно ли судить по этому стихотворению об отношении поэта к природе?
  2. Выделите в стихотворении картины, нарисованные поэтом.

(утро, вечер, картина природы, комната, прогулка).

  1. Работа в парах

В конкретной картине найдите имена прилагательные, определите имя существительное, к которому оно относится, запишите в столбик сочетания слов, определите род, число, падеж. Через дефис запишите начальную форму. Запишите в тетрадь по образцу.

  1. Каждая пара читает свои словосочетания , комментирует, записывает по одному примеру на доске.

Слайд № 12

  1. Определить какими членами предложения являются прилагательные в картине природы.

 

V. РЕФЛЕКСИЯ

«Пресс»

Продолжите предложение:

1. Имя прилагательное – это ….

2. Имя прилагательное согласуется с ….

3. Начальная форма имени прилагательного – это…

4. В предложении имена прилагательные могут выступать в роли …

5. Имена прилагательные изменяются по …

6. Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

 

VI. ОЦЕНИВАНИЕ 

 

VII.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§34 выучить, §22 повторить, Упр.215 (письменно)

 

VIII.      «ГРАДУСНИК»

На градуснике со шкалой от -5° до +5° обозначьте свое впечатление от урока.  Плюсовые значения обозначьте красным мелом, минусовые – голубым.

 

 

 

docx
Додано
15 січня 2020
Переглядів
936
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку