ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.
Цель: углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении в предложении, синтаксической роли;
развивать опознавательные учебно-языковые умения, логическое мышление, связную речь;
формировать эстетические вкусы учащихся, воспитывать любовь к искусству слова;
формировать коммуникативную, речевую и поликультурную компетентности
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, запись музыки (Бетховен «Лунная соната»), текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», презентация «Имя прилагательное», презентация «Зимний пейзаж»
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
І І. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд №1
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
«Мозговой штурм»
1. Как называется наука о языке, которая изучает слово как часть речи
2. Сколько частей речи в русском языке?
3.Назовите их.
4.Что обозначает имя существительное?
5.Какие лексико-грамматические категории имен существительных вам известны (постоянные признаки)?
6.Какие словоизменительные категории вам известны (непостоянные признаки)?
ІV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. «Интеллектуальная разминка»
Отгадай загадку.
Слайд № 2
В шляпе он, продолговатый, гладкий, темно-желтоватый, острый нос. Упал в траву. Его …. (желудем) зову.
Слайд №3
Слайд №4
2. Работа с записанным на слайде текстом.
Слайд №5
Из … семени вырос … подсолнух. Его … стебель развернул … головку к … солнцу. У этого … растения … листья. Плотно прижались друг к дружке … лепестки.
Слайд №6
Сверить написанное со слайдом
3. Слово учителя
Слайд №7(значение имени прилагательного)
Слайд № 8 (согласование имени прилагательного с именем существительным)
Согласуясь с существительными, прилагательные изменяются следующим образом:
Слайд № 9
Слайд № 10
В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми (Наступило ясное погожее утро. Небо чистое.
Слайд № 11
Имена прилагательные имеют начальную форму: И.п. единственного числа, мужской род. (назовите начальную форму подчеркнутых имен прилагательных)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Работа над текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
На фоне «Лунной сонаты Бетховена и презентации «Зимний пейзаж» учитель читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(утро, вечер, картина природы, комната, прогулка).
В конкретной картине найдите имена прилагательные, определите имя существительное, к которому оно относится, запишите в столбик сочетания слов, определите род, число, падеж. Через дефис запишите начальную форму. Запишите в тетрадь по образцу.
Слайд № 12
V. РЕФЛЕКСИЯ
«Пресс»
Продолжите предложение:
1. Имя прилагательное – это ….
2. Имя прилагательное согласуется с ….
3. Начальная форма имени прилагательного – это…
4. В предложении имена прилагательные могут выступать в роли …
5. Имена прилагательные изменяются по …
6. Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
VI. ОЦЕНИВАНИЕ
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§34 выучить, §22 повторить, Упр.215 (письменно)
VIII. «ГРАДУСНИК»
На градуснике со шкалой от -5° до +5° обозначьте свое впечатление от урока. Плюсовые значения обозначьте красным мелом, минусовые – голубым.