УРОК-ИГРА<<”ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ ВАЖНЫ, ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ!”СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ>>
Цель: повторить разграничение частей речи на служебные и самостоятельные ; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку; дать понятие предлога и его значений ; воспитывать внимание, трудолюбие, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: ребусы, иллюстрации по теме урока, индивидуальные и групповые карточки.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА
П |
А |
Е |
|
Л |
Т |
Г |
С |
|
ЦА |
С |
Ю |
|
|
Ч |
Р |
О |
Д |
И |
О |
З |
Ответ: предлог, союз, частица.
III.РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ
НЕТ ПРЕДЛОГА
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
<<Что значит – “по”? Что значит – “за”?
И “за” и “по” – предлоги … >>
А хорошо бы – за порог
И – мчаться по дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А.Шибаев)
Ответ: предлоги : под, по, у, за; союзы: а, и ,чтоб.
IV.ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ, ИХ РОЛЬ В РЕЧИ
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРЕДЛОГИ
Собрались Предлоги все вместе и задумались: может быть, они лишние в языке? Конечно, Существительное, Глагол, Числительное и Местоимение – вполне самостоятельные части речи и сами могут вступать в отношения с другими словами
(например: сказать ему, прибавить три, забивать молотком и так далее).
- Однако без нас далеко не уедешь,- решили они. –Как вы сможете обозначить отношение к месту (уехать в город),совместности ( делать с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на материалы), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения?
Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразней, и они согласились использовать Предлоги в качестве своих помощников.
Предлоги, которые сотрудничают с Именами давно, приобрели так много значений, что им уже тяжело с такой ношей .Например, предлогу На приходится нести 33 оттенка значений и 33 значения, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог Вдоль имеет всего одно значение. Не обременены значениями и такие предлоги, как В следствие, в отношении, В целях и другие.
Предлог в переводе с греческого языка означает <<перед словом>>. Предлогов немного, всего около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место ( после существительного, глагола и местоимения). Никогда не употребляется с предлогами только одна часть речи – глагол.
V.УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ 1.Слово учителя
- Итак, мы выяснили, что предлоги с самостоятельными частями речи вступают в различные отношения: пространственные ( на улице), временные ( в 5 часов), причинные ( дрожать от страха), целевые ( лекарства от простуды) и т.п.
А еще предлоги бывают простыми. (в, за, от ,и т.п.), составными ( в течение, ввиду, вокруг и т.п.), непроизводными( из-за , над, под, за и т.п.), и производными(образовавшимися путем перехода в предлоги других частей речи).
Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
2. Игра « Перевёртыши »
Классная доска; субботний вечер; мыльная пена; рисовая каша; столовый прибор; зимнее пальто; фабричный работник; арбузный сок; грузинский виноград; пришкольный сад.
Ответы:
Доска для класса; вечер в субботу; пена из мыла; каша из риса; прибор для столовой; пальто для зимы; работник с фабрики; сок из арбуза; виноград из Грузии; сад около школы, при школе.
3.Игра « Редактор »
ПОЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯ
Звучащие деревья! Есть ли они по действительности? Да, они, несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской тайги, около склонов Кавказских гор и по Карпатам.
…Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой специалист от своего дела, много раз припадает ухом то по одному , то по другому стволу, как-то особенно постукивает к своему молоточку, а я зачарованно слежу из-за её таинственных движений.
…Почему-то удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат хвои и что неопределённо звучание по дереву уже рождает мелодию…
(В. Афанасьев)
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Беседа
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить по два предложения с предлогами в, между, на, об, о, под, используя предлоги для образования разных падежных форм.