Урок-гра ЧАСТИНИ МОВИ ВСІ ВАЖЛИВІ, ЧАСТИНИ МОВИ ВСІ ПОТРІБНІ! "СЛУЖБОВІ ЧАСТИНИ МОВИ

Про матеріал
Розвивати пізнавальний інтерес до занять з російської мови,виховувати увагу, працьовитість, прищеплювати інтерес до російської мови
Перегляд файлу

УРОК-ИГРА<<”ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ ВАЖНЫ, ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ!”СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ>>

Цель: повторить разграничение частей речи на служебные и самостоятельные ; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку; дать понятие предлога и его значений ; воспитывать внимание, трудолюбие, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: ребусы, иллюстрации по теме урока, индивидуальные и групповые карточки.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

  • Сегодня мы будем говорить о морфологии .Что изучает морфология?(Морфология изучает части речи.)
  • О каких именно частях речи будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус. Двигаясь ходом шахматного коня, прочитайте названия частей речи, зашифрованные в нем.

          П

         А

          Е

 

         Л

         Т

         Г

          С

        

          ЦА

          С

         Ю

 

 

          Ч

         Р

          О

          Д

         И

         О

         З

 

Ответ: предлог, союз, частица.

  • Как можно обобщенно назвать предлоги, союзы и частицы?

III.РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ

  • Выпишите из стихотворения предлоги, а затем союзы.

НЕТ ПРЕДЛОГА

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

 

<<Что значит – “по”? Что значит – “за”?

И “за” и  “по” – предлоги … >>

А хорошо бы – за порог

И – мчаться по дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

(А.Шибаев)

Ответ: предлоги : под, по, у, за; союзы: а, и ,чтоб.

  • Какая служебная часть речи еще встретилась вам в стихотворении? ( Частицы <<бы>> и <<не>>)

IV.ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ, ИХ РОЛЬ В РЕЧИ

  • Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных ? ( Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков , ни количества и употребляются только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются.)
  • Для чего же они нужны? Послушайте лингвистическую сказку.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРЕДЛОГИ

Собрались Предлоги все вместе и задумались: может быть, они лишние в языке? Конечно, Существительное, Глагол, Числительное и Местоимение – вполне самостоятельные части речи и сами могут вступать в отношения с другими словами

(например: сказать ему, прибавить три, забивать молотком и так далее).

          - Однако без нас далеко не уедешь,- решили они. –Как вы сможете обозначить отношение к месту (уехать в город),совместности ( делать с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на материалы), причины  (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения?

        Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразней, и они согласились использовать Предлоги в качестве своих помощников.

        Предлоги, которые сотрудничают с Именами давно, приобрели так много значений, что им уже тяжело с такой ношей .Например, предлогу  На приходится нести 33 оттенка значений и 33 значения, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог Вдоль имеет всего одно значение. Не обременены значениями и такие предлоги, как В следствие, в отношении, В целях и другие.

Предлог в переводе с греческого языка означает <<перед словом>>. Предлогов немного, всего около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место ( после существительного, глагола и местоимения).                                                                          Никогда не употребляется с предлогами только одна часть речи – глагол.

V.УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ                                                                                      1.Слово учителя

- Итак, мы выяснили, что предлоги с самостоятельными частями речи вступают в различные отношения: пространственные ( на улице), временные ( в 5 часов), причинные ( дрожать от страха), целевые ( лекарства от простуды) и т.п.

            А еще предлоги бывают простыми. (в, за, от ,и т.п.), составными ( в течение, ввиду, вокруг и т.п.), непроизводными( из-за , над, под, за и т.п.), и производными(образовавшимися путем перехода в предлоги других частей речи).

           Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

2. Игра « Перевёртыши »

  • Преобразуйте словосочетания так, чтобы в них появились предлоги.

Классная доска; субботний вечер; мыльная пена; рисовая каша;  столовый прибор; зимнее пальто; фабричный работник; арбузный сок; грузинский виноград; пришкольный сад.

Ответы:

Доска для класса; вечер в субботу; пена из мыла; каша из риса; прибор для столовой; пальто для зимы; работник с фабрики; сок из арбуза; виноград из Грузии; сад около школы, при школе.

3.Игра « Редактор »

 

  • Отредактируйте данный текст, используя нужные предлоги.

ПОЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯ

Звучащие деревья! Есть ли они по действительности? Да, они, несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской тайги, около склонов Кавказских гор и по Карпатам.

            …Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой специалист от своего дела, много раз припадает ухом то по одному , то по другому стволу, как-то особенно постукивает к своему молоточку, а я зачарованно слежу из-за её таинственных движений.

          …Почему-то удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат хвои и что неопределённо звучание по дереву уже рождает мелодию…

(В. Афанасьев)

VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА                

Беседа

  • Назовите все служебные части речи.
  • Что вы узнали о предлоге как о служебной части речи?
  • Что показалось вам интересным в употреблении предлогов в речи?

VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить по два предложения с предлогами в, между, на, об, о, под, используя предлоги для образования разных падежных форм.

 

 

 

 

             

 

docx
Додано
20 січня 2020
Переглядів
616
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку