СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цель: дать учащимся понятие о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи;
начать отработку пунктуационных навыков в предложениях данной структуры;
развивать логическое мышление, устную и письменную речь, навыки самообразовательной деятельности;
способствовать воспитанию гуманной личности, формированию эстетического вкуса;
формировать языковую, социокультурную и когнитивную компетентности.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, записи музыки (Бетховен «Лунная соната» и Штраус «Радецки марш»), текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», презентация «Сложные предложения с разными видами связи», презентация «Зимний пейзаж», карточки для консультантов в интерактивной игре «Хоровод», карточки с предложениями.
Ход урока
І. ООРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗАНИЙ
1. Что такое предложение?
2. Какие виды сложных предложений вы знаете?
3. В чем отличие простого предложения от сложного?
4. Что составляет грамматическую основу предложения?
«Хоровод» на фоне
(додаток №1)
ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 2.
Николаю очень нравилось учить меня, и он пользовался каждым удобным случаем, чтобы втиснуть в мой мозг что-нибудь необходимое, без чего я не мог жить. (М.Горький)
Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит. 2, 3 и более тесно связанных по смыслу предложений могут составлять одну сложную часть.
І ІІ
[ 1 ], и [ 2 ], ( 3 ), ( 4 ).
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Создание проблемной ситуации.
Слайд №2
1. [ ̶ =, =]. [ __, __.__.__.__, = ].
2. [ ], и [ ], и [ ]. [ ], (чтобы ).
3. [ ], [ ],
( как ) и ( как ). ( как ), (как),
(какого) .
2. Ознакомление с таблицей.
Слайд №3
Виды связи |
Примеры |
Сочинение и подчинение |
Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. (М.Горький) |
Сочинение и бессоюзная связь |
Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… (А.С.Пушкин) |
Подчинение и бессоюзная связь |
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. (А.Белинский) |
Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь |
Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль. (М.Горький) |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.
Стр. 174
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1.Работа над текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
На фоне «Лунное сонаты» Бетховена и презентации «Зимний пейзаж» выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» учащимися (додаток 3).
1. Благодаря каким языковым средствам автору удалось выразить чувства, которые он переживает?
2.Работа в группах
3. Рабата в парах.
Назовите свои любимые произведения А.С.Пушкина. Чем они вас взволновали, чем запомнились? Составьте небольшой текст (2-3 предложения, используя сложное предложение с различными видами связи) о ваших любимых произведениях А.С.Пушкина. Поделитесь с классом.
V. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
«Микрофон»
VI. ОЦЕНИВАНИЕ
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§54 выучить, §23 повторить, Упр.373 (пис.).
VIII. «СВЕТОФОР»
Определите ваше впечатление от урока цветом и поднимите соответствующий кружок:
Зелёный – высокая оценка,
Жёлтый – нейтральная,
Красный – негативная оценка.