СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Про матеріал
Разработка урока, который позволит дать учащимся понятие о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи; начать отработку пунктуационных навыков в предложениях данной структуры; развивать логическое мышление, устную и письменную речь, навыки самообразовательной деятельности.
Перегляд файлу

СЛОЖНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С  РАЗНЫМИ  ВИДАМИ  СВЯЗИ

Цель: дать учащимся понятие о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи;

начать отработку пунктуационных навыков в предложениях данной структуры;

развивать логическое мышление, устную и письменную речь, навыки самообразовательной  деятельности;

способствовать воспитанию гуманной личности, формированию эстетического вкуса;

формировать языковую, социокультурную и когнитивную компетентности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, записи музыки (Бетховен «Лунная соната» и Штраус «Радецки марш»), текст  стихотворения  А.С.Пушкина «Зимнее утро», презентация «Сложные предложения с разными видами связи», презентация «Зимний пейзаж», карточки для консультантов в интерактивной игре «Хоровод», карточки с предложениями.

Ход урока

І. ООРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗАНИЙ

1. Что такое предложение?

2. Какие виды сложных предложений вы знаете?

3. В чем отличие простого предложения от сложного?

4. Что составляет грамматическую основу предложения?

«Хоровод» на фоне 

(додаток №1)

 

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 2.

Николаю очень нравилось учить меня, и он пользовался каждым удобным случаем, чтобы втиснуть в мой мозг что-нибудь необходимое, без чего я не мог жить. (М.Горький)

Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит.  2, 3 и более тесно связанных по смыслу предложений могут составлять одну сложную часть.

                                                  І                  ІІ

[ 1 ], и [ 2 ], ( 3 ),  ( 4 ).

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 

1. Создание проблемной ситуации.

  1. Рассмотрите схемы предложений и определите, по каким признакам  они разделены на группы.

Слайд №2

1.    [ ̶  =, =].       [ __, __.__.__.__,  =  ].   

2.    [  ], и [  ], и [  ].       [  ],  (чтобы  ).

3.         [  ],                                                              [  ], 

( как   )  и  ( как   ).                                      ( как ),          (как),

                                                                                      (какого) .

  1. Из карточек (додаток №2) подберите предложения, которые соответствуют данным схемам, запишите на доске, прокомментируйте

2. Ознакомление с таблицей.

Слайд №3

Виды связи

Примеры

Сочинение и подчинение

Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый

грубый, возвышается до творчества. (М.Горький)

Сочинение и бессоюзная связь

Оковы тяжкие падут,  темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… (А.С.Пушкин)

Подчинение  и бессоюзная связь

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. (А.Белинский)

Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь

Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль. (М.Горький)

 

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.

    Стр. 174

  1. Где чаще употребляются сложные предложения с разными видами связи.
  2. Какие виды связи могут встречаться в сложных предложениях?
  3. Для чего нужны такие сложные синтаксические конструкции?

IV.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1.Работа над текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

На фоне «Лунное сонаты» Бетховена и презентации «Зимний пейзаж» выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» учащимися (додаток 3).

1. Благодаря каким языковым средствам автору удалось выразить чувства, которые он переживает?

2.Работа в группах

  1. Какие именно конструкции использует А.С.Пушкин в картине вечера?  Составить линейную схему.
  2. Какие именно конструкции использует А.С.Пушкин в картине природы? Составить линейную схему.

3. Рабата в парах.

      Назовите  свои любимые произведения А.С.Пушкина. Чем они вас взволновали, чем запомнились?  Составьте небольшой  текст (2-3 предложения, используя сложное предложение с различными видами связи) о ваших любимых произведениях А.С.Пушкина. Поделитесь с классом.

V. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

«Микрофон»

  1. Какие виды сложных предложений вы знаете?
  2. Что общего в бессоюзных и союзными сложными предложениях?
  3. Чем они отличаются?
  4. Что вы знаете о сложных предложениях с разными видами связи?

 VI. ОЦЕНИВАНИЕ

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§54 выучить, §23 повторить, Упр.373 (пис.).

VIII.  «СВЕТОФОР»

Определите ваше впечатление от урока цветом и поднимите соответствующий кружок:

Зелёный – высокая оценка,

Жёлтый – нейтральная,

Красный – негативная оценка.

docx
Додано
15 січня 2020
Переглядів
1346
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку