ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: «Бабочки – живые компасы» .
Цель: - познакомить учащихся с содержанием статьи,произведения;
- совершенствовать навыки чтения; способствовать развитию умений анализировать текст;
- развивать устную речь, познавательный интерес; память, творческие способности учащихся; способствовать развитию у учащихся наблюдательности, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Организация класса
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Вы друг другу улыбнитесь
К гостям тихонько повернитесь
Поздоровайтесь; Садитесь.
- Что вы ждете от урока?
- Что для этого нужно?
- От кого это зависит?
Желаю вам исполнения ожиданий и успеха!
II. Актуализация опорных знаний
Начнем урок с проверки домашнего задания.
- Над каким текстом вы работали дома?
Я хочу проверить не только как вы отработали чтение, но и как вы запомнили птиц, о которых идет речь в тексте. Внимание на экран.
- Прочитайте о гнезде этой птицы
- Расскажите, как она делает гнездо
- О каких птицах вы ещё узнали?
- Почему гнезда у всех птиц разные?
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ
III. Мотивация учебной деятельности.
Мы продолжаем изучать «Интересное о природе». О ком сегодня будет идти речь на уроке о тех кому, как и птицам, человек всегда будет завидовать, вы узнаете, отгадав загадки:
Над травой порхает ... бантик?
Нет, наверно это фантик
разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Чудо – круг, чудо друг
Знает он где север – юг.
(Компас)
На доске прикреплены рисунки.
Бабочки Компас
К какой природе относятся бабочки? А компас?
А может что-то объединяет эти слова?
Оказывается может. А как? Мы узнаем, прочитав текст, который называется…
Кто уже догадался?
Сообщение темы Слайд
IV. Бабочки – живые компасы
Работая над текстом, вы узнаете много интересного о бабочках, будете отрабатывать правильное, выразительное чтение, умения работать над текстом, работать в паре,
Легенды и сказания
В древности слагалось множество легенд, которые повествовали о бесконечной красоте и загадочности бабочек. Некоторые народы считали, что бабочки это цветы, сорванные и унесенные ветрами. Сказочные существа из германского, скандинавского и кельтского фольклора – эльфы – часто изображались в виде маленького народца с крылышками, как у бабочек. Увидеть прекрасного мотылька в доме для японцев было настоящим счастьем и предзнаменованием чего-то хорошего, благополучия. В Восточной Азии по сегодняшний день принято приносить в дар невесте живую бабочку – целая нация верит в то, что такой подарок прослужит символом чистой любви. Неизменными также остаются поверья, что шепнув бабочке свое желание или мечту и выпустив ее на свободу, вы можете быть уверенны в том, что бабочка передаст слова небесам, и мечта сбудется.
Но это лишь малая частичка. Об этих существах можно говорить часами. Много интересного в интернете, в детских журналах.
ЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
-. Расцветка бабочек – отличная маскировка, помогающая этим прекрасным созданиям спрятаться от врагов и прожить свой жизненный цикл, оставив потомство. Именно поэтому самые яркие бабочки живут в мире буйства красок – в тропических лесах. А невзрачные – в холодных регионах.
Из текста мы тоже узнаём новое об этих насекомых.
- Как вы думаете, что мы узнаем о бабочках?
Послушайте текст и ответьте:
-ваши ожидания оправдались?
-почему так называется?
Комбинированное чтение
Учитель-ученик
Каким стилем написан этот текст?
VI. Закрепление нового материала.
- Ещё раз прочитаем эту статью ручейком, для того чтобы отработать правильное чтение, лучше понять содержание.
- В тексте встретятся слова трудные для чтения. Потренируемся их читать.
Словарная работа
рас-по-ла-га-ет-ся
кра-пи-вни-цы
со-су-щест-во-ва-ни-е
(объясните смысл этого слова)
Как вы поняли, запомнили содержание я проверю, задав вам вопрос:
- О каких бабочках прочитали?
- Какие бывают бабочки?
- Чем питаются?
- Что такое нектар?
- Прочитайте: почему бабочки живые компасы?
- Как устроены крылья бабочки?
--Рассмотрите фотографии бабочек на с.61. Как они называются?
--Опираясь на текст, подумай, почему бабочки получили такие названия!
--Просмотрите глазами весь текст и найдите самое-самое главное предложение (важное)
П. Гвездослава «Я сорвал цветок – он погиб».
Послушайте стихотворение и скажите, связано оно с текстом?
Чтение стихотворения.
- Какие чувства вызвало это стихотворение?
- Прочитайте «жужжащее чтение»
- Какие слова вас взяли за душу?
Представьте, что вы –бабочка. А мальчики-цветок
- С какой просьбой могли бы обратиться бабочки и цветки к людям к людям (3 мин) Напишите на обратной стороне текста.
VII. Итог. Рефлексия.
Оцените
Откройте дневники: Ой, а что это у вас? Это к вам прилетели бабочки.
У кого все на уроке получилось, посадите свою бабочку на розовые цветы,
У кого были трудности – кому было тяжело понять, скучно
Раскрашивание бабочек. Посадить их на цветок.