Индивидуально-образовательный маршрут для учащихся 5 класса по произведению О.Уайльда "Мальчик-звезда"

Про матеріал
Самообразовательные маршруты могут быть использованы для организации индивидуальной работы с учащимися, которые по каким-либо причинам пропустили занятия в классе, или с целью повторения, обобщения и углубления знаний по теме. Задания подобраны таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительных операций школьников, активизации их познавательной и творческой деятельности.
Перегляд файлу

Индивидуально – образовательный маршрут  для учащихся 5-х классов

                   по произведению О.Уайльда  «Мальчик-звезда»

                            Юный друг!

О.Уайльд остается одной из самых  трагических и ярких фигур в истории английской литературы. Он написал удивительные сказки, в которых красочная, поэтическая форма сочетается с серьезным гуманистическим содержанием. Писатель стремился выяснить, что важнее для человека – доброта или красота? Эгоизм или человеколюбие? Жестокость или милосердие? Попробуйте и вы найти ответы на эти вопросы.

 

1. Учимся понимать героя художественного произведения

1.  Зачитайте , как выглядел мальчик-звезда. Какие поступки он совершал?

  • Составьте кластер описания внешности и черт характера звездного мальчика. Какова разница между внешностью героя и его характером?

 

2. В каждой волшебной сказке происходит чудо. Какое чудо произошло в этой сказке? Заполнив таблицу, докажите, что чудо в сказке состоялось.

План части

Внешний вид

Мальчика-звезды

Поступки

Мальчика-звезды

Отношение к

Мальчику-звезде людей

Черты характера

Мальчика-

звезды

 

 

Появление

Мальчика-звезды

 

 

 

 

Поиски матери

 

 

 

 

Обретение

семьи

 

 

 

 

 

 

 

2. Высказываем собственное мнение

1. Прочитайте эпизод «Встреча с матерью». Чему учит нас этот эпизод? Кто поступил лучше: чужие люди (приемные отец и мать) или родной сын? Можно ли стыдиться своих родителей, даже если они бедны, плохо одеты?

      3.Выполняем компаративный анализ

1.  Приведите примеры сказочных персонажей ( с названием сказок), которые не обладали красивой внешностью, но были душевно прекрасны, и за это они награждены в конце сказки.

2. Прочитайте афоризмы. Что их объединяет? Выберите то высказывание, которое кажется вам самым интересным и выражает идею, смысл сказки «Мальчик-звезда». Аргументируйте свое мнение.

Старайтесь присоединить к красоте прочные качества (Эзоп). Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании (Фалес). Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри (Ф.Купер). Лучше слепые глаза, чем каменное сердце («Повесть обе  Акире Премудром»).

 

        4. Учимся связывать литературный материал с жизнью

1.  Оцените смайликом, какой была душа у Мальчика-звезды до того, как он встретил маму. Подумайте о своих поступках и оцените смайликом свою душу.

 

2.  Распределите приведенные ниже человеческие ценности по значимости – от самой важной к менее важной:

  А) терпение;

 Б)  дружба, взаимопонимание, поддержка, желание прийти на помощь;

  В) трудолюбие;

  Г) милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание.

Ответ:  г,б,в,а

Почему первые два перечня так важны в жизни человека? Каким стало бы общество, если бы пропали эти человеческие ценности?  В каких литературных произведениях и у каких героев встречались эти качества?  Приведите примеры из вашей жизни.

       5. Учимся «видеть сердцем»

1.  Ответьте на вопрос: «Что такое быть сострадательным?». Выпишите в тетрадь толкование слов добросердечие, человечность, милосердие.  Подтвердите эти толкования примерами из текста сказки.

       6. Устанавливаем культурологические связи

1.  Рассмотрите репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком (мадонна Бенуа)», Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», Б.М.Неменского  «Тишина», А.Д.Быкова «Материнство». Какими словами можно объединить все увиденные вами картины? (Материнство, любовь) Что общего у этих картин с произведением О.Уайльда «Мальчик-звезда»?

 

2.  Опишите иллюстрацию Н.Г.Гольц к сказке «Мальчик-звезда», используя словосочетания «материнская любовь»,нежность матери», «умение прощать».

      7. Учимся сравнивать произведения разных жанров

1.  Прочтите  «Легенду  о материнской любви». Что общего и чем отличаются друг от друга произведения «Мальчик-звезда» и «Легенда о материнской любви»?

 

2.  Прочитайте стихи и высказывания о матерях и материнской любви.

   Пусть ей вечно солнце рукоплещет.

   Так она и будет жить в веках –

  Самая прекрасная из женщин –

  Женщина с ребенком на руках!

                              (С.Г.Островой)

 

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя мать.

                          (М.Джалиль)

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы –

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою.

                                     (В.Е.Беляева)

  • Какое из стихотворений понравилось больше вам и почему?
  • Как, по-вашему, трудно ли быть мамой?
  • Что самое важное в жизни мамы?
  • Интересуетесь ли вы заботами, проблемами мамы?

«Я нуждаюсь в твоей любви», - сказала мать звездному мальчику, а позже мальчик сказал  своей матери: «Одари же меня любовью». Можно ли только пользоваться любовью, не даря ее другому?

 

          8. Развиваем творческие способности

1. Написать сочинение-миниатюру «Каково значение матери в моей жизни?»

 

2. Есть такая примета: когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Прочитайте стихотворение А.А.Дольского и напишите продолжение строчки -  свое пожелание.

Мне звезда упала на ладошку.

Я спросил ее: «Откуда ты?»

«Дайте я передохну немножко,

Я с такой летела высоты»

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел:

«Не смотрите, что невелика я,

Может, быть великим мой удел,

Вам необходимо только вспомнить,

 Что для вас важней всего на свете.

Я могу желание исполнить,

Путь неблизкий завершая этим».

Знаю я, что мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

 Я хочу любить и быть любимым,

Я хочу, чтоб…

 

9.  Находим художественные средства и учимся объяснять замысел автора

1. Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит красивый?

Красивый – 1) доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление( например, красивый цветок);

2) полный внутреннего содержания, высоконравственный (Например, красивый поступок); 3) привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный  (например, красивые слова).

       Один из приемов, которые использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика, - сравнение с цветами. Как вы думаете, почему писатель прибегает к такому сравнению?  Почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивается внешность героя? (Нарцисс напоминает о самовлюбленности, роза – о красоте, но колкой, неприступной, фиалка – о капризности)

 

2.  Чтение и анализ эпизода «Зимний холод в лесу»

  • Каким может быть холод? Подберите к этому слову прилагательные. Может быть холод душевный? Объясните, как вы понимаете это выражение.

 

3.  Что такое портрет  в литературном произведении? Найдите в тексте и прочитайте, каким автор изображает героя? Какие художественные средства и зачем использует автор для создания портрета героя? Соответствует ли внешняя красота героя его внутреннему миру?

                       Юный друг!

Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю!

Надеюсь, ты нашел ответы на волнующие тебя вопросы и тебе было интересно.

 

 

docx
Додано
23 серпня 2019
Переглядів
1172
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку