«Інноваційні методи навчання на уроках хімії та біології в школі»

Про матеріал

Сучасна педагогічна технологія передбачає визнання індивідуальності учня, яка визначається значною мірою спрямованістю його розвитку. Однією з умов реалізації особистісно-орієнтованого підходу в навчанні хімії та біології є організація диференційованого навчання.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

«Инновационные методы обучения на уроках химии и биологии в школе»

 

 

 

Автор : Учитель химии и биологии  Баенко Юлия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

1.Введение

2.Основная часть.

2.1. Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии и биологии.

2.2. Различные   приёмы   дифференциации  и  индивидуализации   работы   с   учащимися      на       уроках    химии  и  биологии.

2.3.Новые педагогические технологии.

3. Заключение

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными типами и видами школ являются особенно актуальными.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть.

2.1. Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии и биологии.

Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии и биологии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка.

Дифференциация - это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

Индивидуализация - это учет личных особенностей каждого ученика.

В первом случае в расчет берутся групповые, во-втором - индивидуальные особенности, и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации.

Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. Учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью.

Все вышеизложенное достаточно убедительно указывает на широкий спектр различий учащихся. Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному?

Прежде всего, следует признать ведущую роль ученика в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому ученику надо предоставить возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Различные   приёмы   дифференциации  и  индивидуализации   работы   с   учащимися      на       уроках    химии  и  биологии.

 

  Урок  -  основная  форма   организации    учебно-воспитательного процесса,  на  котором   во  взаимосвязи  должны  решаться   образовательные,  воспитательные  и  развивающие  задачи.

    Основные     требования   к  современному   уроку.

Обучение  биологии  и  химии  должно    обеспечить   учащихся   прочными   знаниями   и     умениями   применять  их  способствовать  формированию  научного   мировоззрения,  трудовому,  экологическому  воспитанию   и  политехническому  образованию   школьников.

   При    отборе   материала   необходимо  учитывать   основные   знания  и  умения,  которыми  должны   овладеть  учащиеся  на  уроке,  не   перегружать  его  второстепенными   сведениями,  деталями.  В  то  же  время   нельзя  забывать  о   включении  в  урок  занимательного  материала,  новейших  достижений   биологических  и  химических   наук,  кратких  справок  по  истории  научных  открытий.  Но  всё  должно  быть  в  меру.

 

  Главным   требованием  к  уроку    является:  

а) Отбор   содержания   учебного  материала  с учётом ведущих   идей  и  основных  понятий.

б)   Развитие  основных  биологических   и  химических    понятий.

в)  Сформировать  у  школьников  определённый  круг    практических,  интеллектуальных  и  общеучебных  умений.

 

    Для   формирования  у  школьников  умений  необходимо  не  только  знакомить  их  с  составом  приёмов,  из  которых  складываются  умения,  но  и  предусмотреть  на  уроках  многократные  повторения,  упражнения,  обучение  переносу  умений,  т.е. применению   сформированного  умения  в  других  разделах.

    Необходимо  систематически    ориентировать  учащихся  на  оперирование  различными  интеллектуальными  умениями.

    Важно  систематически  применять  формируемое  умение,  использовать  его  сначала  в  знакомых  ситуациях,  а  затем  в  новых  условиях,  применять  к  новым  объектам.

    Так ,  обучение  на  уроках  анализу  , синтезу,  сравнению,  обобщению,  установлению  взаимосвязей  и  причинно- следственных  связей  позволит  ускорить  процесс  овладения  этими  умениями.

   Общеучебные  умения:

  Работа  с  текстом,  рисунками,  вопросами,  предисловием,  оглавлением,  научно-популярной  литературой.

    Важно  постепенно  усложнять  деятельность  учащихся  с  учебником,  увеличивать  долю  их  самостоятельности  при  выполнению  работы  по  заданию, нацеливать  заданием  не  только  на  овладение  умением,  но  и  на  усвоение  основных  понятий.

Повышение  эффективности  учебной  деятельности  школьников.

  Учебная  деятельность  -  это  целенаправленная  деятельность,  ориентированная  на  усвоение  знаний  и  умений.

   Эффективность  учебной  деятельности  зависит   от  чёткости  постановки  цели,  осознание  её  учащимися.

 

 

УЧЕБНАЯ       ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Репродуктивная                                     Творческая, познавательная.

 Деятельность  по  образцу ,                            Процесс  преобразования усвоен.

направленная  на  заучивание                      учащимися  знаний, оперирование

 воспроизведение  знаний и                         умениями  в  новой ситуации

умений.                                                        Создание  школьниками  новых спосо

                                                                     бов  решения   задач, поиск  ответа  

                                                                        на  поставленную  проблему.

  Самый  высокий  уровень  творчества  учащихся  достигается  тогда,  когда  они  самостоятельно   ставят  проблему  и  находят  пути  её  решения.

Выбор  методов,  приёмов  и  средств   обучения   следует  рассматривать   как  важное   требование  к  уроку.

  Методы  обучения  (  лекция,семинар, собеседование, консультация,  эксперимент,  практическая  работа,  работа  с  учебником,  наблюдения  и  др.)

 Оптимальное  соотношение  деятельности  учителя   и  учащегося.

Рациональное  использование  времени  на  уроке,  обеспечение  нормального  темпа  обучения  и  оптимальной  нагрузки  школьников.   Основная   нагрузка  должна  быть  сконцентрирована  на  уроке.

 

В  Кременевской школе менее 100 учащихся и как все школы (с малым количеством учащихся) имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества: Общение  между  учителями  и  учащимися  более  тесное;  в  малых  коллективах   наблюдается  общность  интересов;  учителю  легче  поддерживать  дисциплину,  руководить  учебно-воспитательным  процессом;  стиль  отношений  более  доверительный;  малая  наполняемость  класса  позволяет   осуществлять  индивидуальный  подход  к  учащимся;  учитель  имеет  возможность  установить  к  какой   психологической  группе  по  степени   уравновешенности  нервных  процессов  возбуждения  и  торможения  относится  ученик.  Изучить  особенности  развития,  уровень  знаний,  умений  и  навыков,   черты  характера,  склонности,  интересы  ученика  и  на  этой  основе  наметить  главные  направления  работы  с  ним;  выбрать  приёмы  развития  и  обучения,  в  наибольшей   степени  отвечающие   особенностям  восприятия,  памяти,  психики;  приёмы  воспитания,  углубляющие  положительные  качества  личности  и  нейтрализующие  недостатки.

Недостатки:  в  то  же  время  проводить  урок  с  небольшим  количеством  учеников  трудно.  Несмотря  на  условия  почти  индивидуального  обучения,  ученики  быстро  устают,  отключаются  от  учебной  работы.  Причина  в  увеличении  числа  актов  взаимодействия,  учитель  часто  обращается  к   ученику,  а  ученик  часто  отвечает, учитель  контролирует  практически  каждое  действие  ученика. Ученики  находятся  в  поле  зрения  учителя,  не  имеют  возможности  отвлечься,  ослабить  внимание,  они  постоянно  ожидают  вызова,  пребывая  в  состоянии  готовности  к  ответу;  не  прерывают  зрительный  контакт  с  учителем.  Всё  это   приводит  к  увеличению  эмоциональной  нагрузки  на  психику  ребёнка,  даже  к  эмоциональной  перегрузке  детей,  которая  проявляется  в  том,  что  на  каком–то  этапе  урока  отдельные  ученики  временно  перестают  реагировать  на  вопросы  учителя.

   Специфическая  черта  малой  наполняемости  -  ограниченность  сферы  общения  учащихся  на  уроке,  что  снижает  возможности  одного  из  важнейших  путей  воздействия  на  личность -   воспитание  через   коллектив.  Замкнутость   отношений,  узкий  круг  общения,  требует  обогащения  урока  за  счет  включения  разных  методов  и   средств  обучения,  проявляющих  преимущества  малой   наполняемости  классов.  Например, в  преобладании   групповой,  индивидуальной  организационных  форм   работы  на  уроке;  самостоятельной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.   Новые педагогические технологии.      

Применение новых учебных технологий на уроках биологии и химии в общеобразовательной школе.

 Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

К  новым  учебным  технологиям    относятся:

I.  Технология  разноуровневого  обучения.

II. Игровые  технологии.

III. Метод  погружения  в  образ.

IV. Опережающее  обучение

V. Тестирование.

VI. Развивающее  дифференцированное  обучение.

VII. Технология  концентрированного  обучения.

 

I.  ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ   предполагает  наличие  дифференцированных  целей  для  индивидуального  развития   каждого  ребёнка.

-Траектория  продвинутого  образования:

Формирование  высокого  образовательного  фона  гимназических  и  лицейских  классов;  выявление  наиболее  одарённых  детей  и  создание  условий  для  их  развития; качественная  подготовка  выпускникоа  к  обучению  в  ВУЗАХ,  к  самообразованию  и  творческому  труду.

(Для  углубления  знаний  и  расширения  кругозора  детей  формирую  практические   навыки  работы  с  дополнительной  литературой.  Начиная  с  6  кл.,  дети   делают  на   уроках  сообщения   на  различные  темы ,  рисуют   наглядные   пособия,  собирают   наглядный  природный  материал.  Учащиеся, выбирающие  предмет  биологии  для  сдачи  экзамена  обеспечиваются   экзаменационными  вопросами  для  углублённого  изучения  предмета  в  начале  учебного  года,  на  все  возникшие  вопросы  они  получают  консультации.)

-Траектория  базового  стандарта

определение  и  оптимизация  содержания  базового,  регионального  и  школьного  компонентов  образования   на  территории.

(Основной  особенностью  методик,  применяемых  в  траектории  базового  стандарта,  является  оптимальное  соотношение  традиционных  методов  и  всего  лучшего,  что  есть  в  современных  методиках  обучения. Я  применяю  традиционные  объяснительно-иллюстративные  методы  и  приёмы, репродуктивное  закрепление  и  повторение,  принцип  наглядности, практические  работы, дидактичекие  игры. При  контроле  знаний  дифференциация  углубляется  и  переходит  в  индивидуализацию. По  принципам  и  содержанию  внутрипредметная  уровневая  методика  сходна  с  методикой «полного  усвоения».   Переход  к  новому  материалу  осуществляется  только  после  овладения  учащимися  общим  для  всех  уровнем   образовательного  стандарта.

  -траектория  компенсирующего  обучения.

Организация  различных  видов  компенсирующего  обучения ; осуществление  личностно  ориентированного   подхода,  индивидуализация  обучения,  переход  от  дифференцированного  к  индивидуализированному   обучению;  психолого-  педагогическая  помощь  детям, подверженным  психогенной  школьной  дезадаптации,  удержание  каждого  трудного  ребёнка  в  сфере  воспитательного   влияния  школы. К  компенсирующим  элементам  реабилитационного  пространства  относится:  педагогическая  любовь  к  детям  ( забота,  гуманное  отношение,  человеческое  тепло  и  ласка.);  понимание  детских  трудностей  и  проблем; принятие  ребёнка  таким ,  какой  он  есть,   со  всеми  его  недостатками;   сострадание,  участие,  необходимая  помощь,  обучение  элементам  саморегуляции  ( учись  учиться,  учись  владеть  собой.)  Не  меньшее  значение   имеют  различные  виды  педагогической  поддержки  в  усвоении  знаний:  обучение  без  принуждения.)

-урок  как  система  реабилитации

в  результате  которой  каждый   ученик  начинает  чувствовать   и  сознавать  себя  способным  действовать  разумно,  ставить  перед  собой  цели  и  достигать  их;

-адаптация  содержания

очищение  от  сложности  подробностей  и  многообразия  учебного  материала

-одновременное  подключение

слуха,  зрения,  моторики,  памяти  и  логического  мышления  в  процессе  восприятия  материала

- использование  опорных  сигналов

(ориентировочной  основы  действий)

-формулирование   определений  по  установленному  образцу,

применение  алгоритмов.  (Например,  при  изучении   темы  «Классы  неорганических  соединений»   прошу  запомнить,  что  это   1.-  сложные  вещества,  а  2.-  назвать  их  состав; при  решении  задач  по  химии  даю  образец  решения  типовых   задач.

-комментированные  упражнения 

 (При  изучении  курса  «Биологии 6 класса»  я  продолжаю  работу  по  формированию  хорошего  чтения  у  учащихся. Они  читают  вслух  тексты   и   объясняют  прочитанное;  при  получении  заданий   я  объясняю  непонятные  моменты  и  т.д.)

-подсказка  идеи,  направление  мысли;

-предупреждение   о  возможных  ошибках.

-разделение  сложного  задания  на  составляющие. 

      Достоинства  традиционного  обучения: 

 Систематичность  знаний,  относительно  малые  затраты времени на  подготовку  преподавателя  к  занятию;

Недостатки   традиционного  обучения:

Слабая  реализация   развивающихся  функций  обучения,  опора  на  репродуктивную  деятельность.

    II. ИГРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ.

   Игра,  наряду  с  трудом  и  учением,  есть  один  из  основных  видов   человеческой  деятельности  человека,  удивительный  феномен  человеческого  существования.

  Игра  -  это  вид  деятельности  в  условиях  ситуаций,  направленных  на  воссоздание  и  усвоение  общественного  опыта,  в  котором    закладывается  и  совершенствуется  самоуправление  поведением.

  Значение   игры  невозможно  исчерпать  и  оценить  развлекательно-реактивными  возможностями.  В  этом  и  состоит  феномен  игры,  что, являясь  развлечением  отдыхом,  она  способна  перерасти  в  игру- обучение,  в  игру-творчество, в  игру – терапию,  в  игру-модель  человеческих  отношений  и  проявлений  в  труде.

 

III.МЕТОД  ПОГРУЖЕНИЯ  В  ОБРАЗ (ВИЗУАЛИЗАЦИИ).

На  уроке  по  биологии  можно   узнать  почему  происходит  листопад,   если  превратиться  в  дубовые  листья.

«Руки  положили  на  парты,  головы  опустили,  глаза  закрыли. Вот  вы  идете  по  дубовому  лесу,  уже  прохладно  и  солнце  не  так  греет.  Вы  забираетесь  на  большую  ветку  дуба  и  начинаете  раскачиваться.  И, вот  вы  становитесь  меньше,  всё  меньше  и  меньше,  и  вы  уже  сами  маленькие  дубовые  листья. Вдруг, вы  слышите,  что  рядом  два  листа  ведут  тихий  разговор.  (  Текст  см.  в  книге  Феликса  Зальтена «Бемби».)

   Дети  проживают  в  образе  другого  существа,  учатся  сопереживать  и  понимать  природу.

 

IV.ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ  ОБУЧЕНИЕ.

К  сожалению ,   с  переходом   на  новую  программу  по  природоведению ,  мне  пришлось  приостановить  работу  по  опережающему  обучению  детей.  Эта  методика  предполагает  начинать   обучать  детей    предмету   более   в  раннем   возрасте.

  Например,  обучение  химии  можно  начать  в  5  кл.  по  специальной  программе.

 

V.ТЕСТИРОВАНИЕ.

К  тестированию  я  отношусь  осторожно,  но  так  как  сейчас   широко   применяют  тесты  на  олимпиадах,  экзаменах,  я  даю  тестовые  задания  на  уроках  . Тестирование  можно  проводить  сразу  на  весь  класс (  Читается  вопрос  и  ответы)  или   отдельно  одному,  двум  или   нескольким  ученикам.  Тесты  могут  быть  практического  характера.  ( Выявление   психологических   особенностей  учащихся.)

 

VI.РАЗВИВАЮЩЕЕ  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

 Работа   с  сильными  учащимися  по  углублённому  изучению  предмета.

 

VII.ТЕХНОЛОГИЯ  КОНЦЕНТРИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ.

Преподавание   курса  «Биологии-10»  в  первом  полугодии,  а  курса  «Химии-10»  во  втором  полугодии.

 

   Урок  является  основной  формой  организации  учебно-воспитательного  процесса,  на  котором  во  взаимосвязи  должны  решаться  образовательные  воспитательные  и  развивающие  задачи.  Урок  должен  строиться   с  учётом  индивидуальных  особенностей   учащегося.  Обязательно  это  должно  учитываться  в    сельской   школе.  Это  даст  возможность  повысить  уровень  мотивации  учения  у  сельских   детей.  Необходимо  также  применять  наряду  с  репродуктивной   деятельностью  учащихся  включать  познавательную, творческую.

 

3. Заключение

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

4. Список литературы

1.Марина, А.В., Соломин, В.П., Станкевич, П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. [Текст] / А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич— СПб., 2000. – 341 с.

2.Орлова, Л.Н. Теоретико-методологические основы преподавания биологии. [Текст] /Л.Н. Орлова — Омск, 2001.- 276 с.

3. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. [Текст] / B.C. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 335 с.

4. Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения.- М: Вентана-Граф, 2001, 110с

5. Онищук, В.А. Урок в современной школе. [Текст] / В.А. Онищук. - М., 1981.- 236 с.

6. Анохина, Г.Н. Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения [Текст] / Г.Н. Анохина // Инновации в образовании. 2003. №1 С. 94-103.

 

 

 

1

 

docx
Додано
27 червня 2018
Переглядів
336
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку