Сучасна педагогічна технологія передбачає визнання індивідуальності учня, яка визначається значною мірою спрямованістю його розвитку. Однією з умов реалізації особистісно-орієнтованого підходу в навчанні хімії та біології є організація диференційованого навчання.
«Инновационные методы обучения на уроках химии и биологии в школе»
Автор : Учитель химии и биологии Баенко Юлия Александровна
План.
1.Введение
2.Основная часть.
2.1. Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии и биологии.
2.2. Различные приёмы дифференциации и индивидуализации работы с учащимися на уроках химии и биологии.
2.3.Новые педагогические технологии.
3. Заключение
4. Список литературы
1.Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными типами и видами школ являются особенно актуальными.
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
2.Основная часть.
2.1. Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии и биологии.
Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии и биологии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка.
Дифференциация - это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.
Индивидуализация - это учет личных особенностей каждого ученика.
В первом случае в расчет берутся групповые, во-втором - индивидуальные особенности, и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации.
Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. Учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью.
Все вышеизложенное достаточно убедительно указывает на широкий спектр различий учащихся. Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному?
Прежде всего, следует признать ведущую роль ученика в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому ученику надо предоставить возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
2.2. Различные приёмы дифференциации и индивидуализации работы с учащимися на уроках химии и биологии.
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, на котором во взаимосвязи должны решаться образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Основные требования к современному уроку.
Обучение биологии и химии должно обеспечить учащихся прочными знаниями и умениями применять их способствовать формированию научного мировоззрения, трудовому, экологическому воспитанию и политехническому образованию школьников.
При отборе материала необходимо учитывать основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся на уроке, не перегружать его второстепенными сведениями, деталями. В то же время нельзя забывать о включении в урок занимательного материала, новейших достижений биологических и химических наук, кратких справок по истории научных открытий. Но всё должно быть в меру.
Главным требованием к уроку является:
а) Отбор содержания учебного материала с учётом ведущих идей и основных понятий.
б) Развитие основных биологических и химических понятий.
в) Сформировать у школьников определённый круг практических, интеллектуальных и общеучебных умений.
Для формирования у школьников умений необходимо не только знакомить их с составом приёмов, из которых складываются умения, но и предусмотреть на уроках многократные повторения, упражнения, обучение переносу умений, т.е. применению сформированного умения в других разделах.
Необходимо систематически ориентировать учащихся на оперирование различными интеллектуальными умениями.
Важно систематически применять формируемое умение, использовать его сначала в знакомых ситуациях, а затем в новых условиях, применять к новым объектам.
Так , обучение на уроках анализу , синтезу, сравнению, обобщению, установлению взаимосвязей и причинно- следственных связей позволит ускорить процесс овладения этими умениями.
Общеучебные умения:
Работа с текстом, рисунками, вопросами, предисловием, оглавлением, научно-популярной литературой.
Важно постепенно усложнять деятельность учащихся с учебником, увеличивать долю их самостоятельности при выполнению работы по заданию, нацеливать заданием не только на овладение умением, но и на усвоение основных понятий.
Повышение эффективности учебной деятельности школьников.
Учебная деятельность - это целенаправленная деятельность, ориентированная на усвоение знаний и умений.
Эффективность учебной деятельности зависит от чёткости постановки цели, осознание её учащимися.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Репродуктивная Творческая, познавательная.
Деятельность по образцу , Процесс преобразования усвоен.
направленная на заучивание учащимися знаний, оперирование
воспроизведение знаний и умениями в новой ситуации
умений. Создание школьниками новых спосо
бов решения задач, поиск ответа
на поставленную проблему.
Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения.
Выбор методов, приёмов и средств обучения следует рассматривать как важное требование к уроку.
Методы обучения ( лекция,семинар, собеседование, консультация, эксперимент, практическая работа, работа с учебником, наблюдения и др.)
Оптимальное соотношение деятельности учителя и учащегося.
Рациональное использование времени на уроке, обеспечение нормального темпа обучения и оптимальной нагрузки школьников. Основная нагрузка должна быть сконцентрирована на уроке.
В Кременевской школе менее 100 учащихся и как все школы (с малым количеством учащихся) имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества: Общение между учителями и учащимися более тесное; в малых коллективах наблюдается общность интересов; учителю легче поддерживать дисциплину, руководить учебно-воспитательным процессом; стиль отношений более доверительный; малая наполняемость класса позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитель имеет возможность установить к какой психологической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится ученик. Изучить особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы ученика и на этой основе наметить главные направления работы с ним; выбрать приёмы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приёмы воспитания, углубляющие положительные качества личности и нейтрализующие недостатки.
Недостатки: в то же время проводить урок с небольшим количеством учеников трудно. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина в увеличении числа актов взаимодействия, учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает, учитель контролирует практически каждое действие ученика. Ученики находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание, они постоянно ожидают вызова, пребывая в состоянии готовности к ответу; не прерывают зрительный контакт с учителем. Всё это приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребёнка, даже к эмоциональной перегрузке детей, которая проявляется в том, что на каком–то этапе урока отдельные ученики временно перестают реагировать на вопросы учителя.
Специфическая черта малой наполняемости - ограниченность сферы общения учащихся на уроке, что снижает возможности одного из важнейших путей воздействия на личность - воспитание через коллектив. Замкнутость отношений, узкий круг общения, требует обогащения урока за счет включения разных методов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов. Например, в преобладании групповой, индивидуальной организационных форм работы на уроке; самостоятельной работы.
2.3. Новые педагогические технологии.
Применение новых учебных технологий на уроках биологии и химии в общеобразовательной школе.
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
К новым учебным технологиям относятся:
I. Технология разноуровневого обучения.
II. Игровые технологии.
III. Метод погружения в образ.
IV. Опережающее обучение
V. Тестирование.
VI. Развивающее дифференцированное обучение.
VII. Технология концентрированного обучения.
I. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ предполагает наличие дифференцированных целей для индивидуального развития каждого ребёнка.
-Траектория продвинутого образования:
Формирование высокого образовательного фона гимназических и лицейских классов; выявление наиболее одарённых детей и создание условий для их развития; качественная подготовка выпускникоа к обучению в ВУЗАХ, к самообразованию и творческому труду.
(Для углубления знаний и расширения кругозора детей формирую практические навыки работы с дополнительной литературой. Начиная с 6 кл., дети делают на уроках сообщения на различные темы , рисуют наглядные пособия, собирают наглядный природный материал. Учащиеся, выбирающие предмет биологии для сдачи экзамена обеспечиваются экзаменационными вопросами для углублённого изучения предмета в начале учебного года, на все возникшие вопросы они получают консультации.)
-Траектория базового стандарта
определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов образования на территории.
(Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Я применяю традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приёмы, репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактичекие игры. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.
-траектория компенсирующего обучения.
Организация различных видов компенсирующего обучения ; осуществление личностно ориентированного подхода, индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого- педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относится: педагогическая любовь к детям ( забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка.); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким , какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции ( учись учиться, учись владеть собой.) Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний: обучение без принуждения.)
-урок как система реабилитации
в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
-адаптация содержания
очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала
-одновременное подключение
слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала
- использование опорных сигналов
(ориентировочной основы действий)
-формулирование определений по установленному образцу,
применение алгоритмов. (Например, при изучении темы «Классы неорганических соединений» прошу запомнить, что это 1.- сложные вещества, а 2.- назвать их состав; при решении задач по химии даю образец решения типовых задач.
-комментированные упражнения
(При изучении курса «Биологии 6 класса» я продолжаю работу по формированию хорошего чтения у учащихся. Они читают вслух тексты и объясняют прочитанное; при получении заданий я объясняю непонятные моменты и т.д.)
-подсказка идеи, направление мысли;
-предупреждение о возможных ошибках.
-разделение сложного задания на составляющие.
Достоинства традиционного обучения:
Систематичность знаний, относительно малые затраты времени на подготовку преподавателя к занятию;
Недостатки традиционного обучения:
Слабая реализация развивающихся функций обучения, опора на репродуктивную деятельность.
II. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов человеческой деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором закладывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и состоит феномен игры, что, являясь развлечением отдыхом, она способна перерасти в игру- обучение, в игру-творчество, в игру – терапию, в игру-модель человеческих отношений и проявлений в труде.
III.МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ОБРАЗ (ВИЗУАЛИЗАЦИИ).
На уроке по биологии можно узнать почему происходит листопад, если превратиться в дубовые листья.
«Руки положили на парты, головы опустили, глаза закрыли. Вот вы идете по дубовому лесу, уже прохладно и солнце не так греет. Вы забираетесь на большую ветку дуба и начинаете раскачиваться. И, вот вы становитесь меньше, всё меньше и меньше, и вы уже сами маленькие дубовые листья. Вдруг, вы слышите, что рядом два листа ведут тихий разговор. ( Текст см. в книге Феликса Зальтена «Бемби».)
Дети проживают в образе другого существа, учатся сопереживать и понимать природу.
IV.ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
К сожалению , с переходом на новую программу по природоведению , мне пришлось приостановить работу по опережающему обучению детей. Эта методика предполагает начинать обучать детей предмету более в раннем возрасте.
Например, обучение химии можно начать в 5 кл. по специальной программе.
V.ТЕСТИРОВАНИЕ.
К тестированию я отношусь осторожно, но так как сейчас широко применяют тесты на олимпиадах, экзаменах, я даю тестовые задания на уроках . Тестирование можно проводить сразу на весь класс ( Читается вопрос и ответы) или отдельно одному, двум или нескольким ученикам. Тесты могут быть практического характера. ( Выявление психологических особенностей учащихся.)
VI.РАЗВИВАЮЩЕЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Работа с сильными учащимися по углублённому изучению предмета.
VII.ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Преподавание курса «Биологии-10» в первом полугодии, а курса «Химии-10» во втором полугодии.
Урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса, на котором во взаимосвязи должны решаться образовательные воспитательные и развивающие задачи. Урок должен строиться с учётом индивидуальных особенностей учащегося. Обязательно это должно учитываться в сельской школе. Это даст возможность повысить уровень мотивации учения у сельских детей. Необходимо также применять наряду с репродуктивной деятельностью учащихся включать познавательную, творческую.
3. Заключение
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.
А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».
Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
4. Список литературы
1.Марина, А.В., Соломин, В.П., Станкевич, П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. [Текст] / А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич— СПб., 2000. – 341 с.
2.Орлова, Л.Н. Теоретико-методологические основы преподавания биологии. [Текст] /Л.Н. Орлова — Омск, 2001.- 276 с.
3. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. [Текст] / B.C. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 335 с.
4. Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения.- М: Вентана-Граф, 2001, 110с
5. Онищук, В.А. Урок в современной школе. [Текст] / В.А. Онищук. - М., 1981.- 236 с.
6. Анохина, Г.Н. Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения [Текст] / Г.Н. Анохина // Инновации в образовании. 2003. №1 С. 94-103.
1