Интегрированный урок
(математика и природоведение)
4 класс
Математическое путешествие
«Погружение в глубины
Индийского океана»
Математическое путешествие
«ПОГРУЖЕНИЕ В ГЛУБИНЫ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА»
ЦЕЛЬ:
Закрепить работу с именованными числами;
совершенствовать умение решать задачи с именованными числами;
познакомиться природой Индийского океана;
воспитывать любознательность, любовь к природе, расширять кругозор;
развивать логическое и творческое мышление, познавательную активность.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
-Ребята, мы начинаем наш урок
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
- Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения:
С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
А мы, скорей начнём урок.
-Сегодня не обычный урок математики урок –путешествие.
Прежде чем отправляться мы должны проверить свой багаж. Какой? Знания полученные ранее. Для начала поработаем группами и посмотрим насколько вы дружны.
2.Актуализация знаний
Работа в группах. Разгадывание кроссворда
1. Промежуток времени в 100 лет. (век)
2. Отрезок, равный 100 см. (метр)
3. 1/100 часть дм (миллиметр)
4. Отрезок, равный 1/10 метра. (дециметр)
5. 1/24 часть суток. (час)
6. Расстояние равное 1000 м? (километр)
7. 1/60 часа? (минута)
8. Самая маленькая единица времени? (секунда)
Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина)
– Что такое величина?
Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.
В каких числах мы встречаемся с величинами? (именованные)
3.Формирование темы и задач урока.
Я предлогаю вам посмотреть видео которое поможет узнать куда же мы отправимся. ( просмотр видео об океанах)
Мы отправляемся в подводное путешествие – погрузимся в глубины Индийского океана. (Слайд)
4. Работа по теме урока
1) Выборочный математический диктант
-Для того чтобы начать наше погружение, необходимо познакомится с основными географическими параметрами океана.
-Вы должны внимательно прослушать информацию и записать только именованные числа.
-Индийский океан — третий по площади и глубине океан Земли, составляющий около 20 % её водной поверхности. Португальский мореплаватель Васко да Гама первым отправился через этот океан в Индию. Отсюда и название. Ширина 10000 км средняя глубина — 3897 м. Наибольшая глубина Индийского океана 7130 м (в Зондском жёлобе)
10000км, 3897м, 7130м
2) Последнее число разложите на разрядные единицы
7130=7000+100+30 Слайд)
4.Первичное восприятие и усвоение нового материала.
4.1. Рассказ учителя
Что можно выбрать для погружения ? (подводная лодка, батискаф…)
Начинаем погружение!
-Океан- это колыбельная жизни. Он является средой обитания для множества живых организмов: рыб, китов дельфинов, кальмаров, моллюсков, лобстеров, креветок, криля, водорослей, планктона, кораллов… (Слайд)
- Мы погружаемся в верхний уровень океана- поверхность воды. Здесь обитают бактерии, мелкие водоросли, рачки, криль, медузы, простейшие. (Слайд)
4.2. Преобразование именованных чисел
-Эти организмы приготовили для вас задания нам нужно преобразовать именованные числа.
Волосистая цианея — занимает первое место среди гигантских медуз мира. Щупальца цианеи гигантской достигают в длину 37000мм запишите число в метрах.
37000мм=37м (Слайд)
Корнерот – одна из самых больших морских медуз, обитающая в океанах. Вес морской обитательницы может достигать 13 кг выразите вес медузы в граммах.
13кг=13000г (Слайд)
Ежедневная добыча криля в Индийском океане составляет около1200т. Выразите в центнерах.
1200 т=120ц (Слайд)
Самыми быстро растущими организмами на Земле являются водоросли. За месяц слоевища морской капусты могут вырасти до18000 мм в длину. Выразите число в дециметрах
18000мм=180дм (Слайд)
Выполнение заданий у доски (самостоятельно)
- Благодаря вашей внимательности и сообразительности мы выполнили задания и можем погрузится еще глубже в океан.
-И сейчас нам навстречу подплывают морские жители, которые очень хотят с вами отдохноть.
4.3. Физкультминутка (Слайд)
-Средний уровень -толща воды
-Здесь обитают активно плавающие организмы рыбы, китообразные, млекопитающие, кальмары, черепахи и они тоже приготовили для нас задания. (Слайд)
4.4. Решение задачи
-Мы опускаемся глубже и задания становятся сложнее.
Первое, что мы должны сделать это составить задачу по схеме.
Тигровая акула-? 3500 кг
Белая акула -? 4080кг
Рыба-молот-? 2480 кг
1)4080-2480=1600(кг)-масса тигровой акулы.
2)3500-1600=1900(кг)-масса белой акулы
3)2480-1900=580(кг)-масса рыбы-молот
Ответ:1600кг масса тигровой акулы, 1900 масса белой акулы, 580 кг масса рыбы-молот.
Что нужно узнать в задаче? (Отдельно массу каждой акулы.)
Что известно в задаче? (Сумма массы всех акул-4010кг, сумма тигровой и белой акулы-3500кг и сумма белой акулы и акулы молот-2440кг.)
На сколько действий задача?(На 3).
6. Закрепление полученных знаний
Нижний уровень -дно океана
- Вы правильно справились с заданиями, и мы опускаемся ниже- на дно Индийского океана здесь живут самые необычные организмы: бурые и красные водоросли, морские звезды, кораллы, актинии, придонные рыбы…
-Какое задание приготовили они?
Необходимо решить примеры с именованными числами
Работа на доске
+12км 348м - 56мин 48с - 87ц 29кг
18км 456м 39мин 39с 75ц18кг
30км 804м 17мин 09с 12ц 11кг
7.Итог урока.
1. Домашнее задание №456, №467
2. Беседа
-Наше путешествие подходит к концу. Нам необходимо подниматься на поверхность.
В заключение посмотрите видео. Просмотр видеофрагмента.
-С какими обитателями индийского океана мы сегодня познакомились?
-Какие организмы называют донными?
-Какие организмы относятся к активно плавающим?
-Какие организмы обитают в поверхностном слое воды?
-Какие математические задания выполняли?
-Что нового узнали на уроке?
-Что было самым сложным?
-Какие виды работы понравились больше всего?
Дополните предложение:
-Урок был…
-На этом уроке я…