Интегрированный урок математики и природоведения «Математическое путешествие по Африке»

Про матеріал
Интегрированный урок математики и природоведения для 4 класса «Математическое путешествие по Африке» на тему " Задачи на нахождение времени по расстоянию и скорости. Действия с именованными числами. В чём особенность растительного и животного мира Африки?"
Перегляд файлу

 

Интегрированный урок математики и природоведения для 4 класса

«Математическое путешествие по Африке»

Тема.  Задачи на нахождение времени по расстоянию и скорости. Действия с именованными числами. В чём особенность растительного и животного мира Африки?

Цели:

Обучающие:

- ознакомить учащихся со способом определения времени по известным расстоянию и скорости;  закреплять умения прибавлять и вычитать именованные числа;

- ознакомить учащихся с природными зонами,  особенностями растительного и животного мира Африки.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, умение систематизировать изученный материал;

- развивать  умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей, умение слушать друг друга;

- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению математики, природоведения.

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок освоения новых знаний, урок – путешествие.

Методы обучения:

 Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, географическая карта мира, карта природных зон Африки, магнитные картинки растений и животных, карточки для  индивидуальной и групповой работы.

 

Ход урока

І.  Организация класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы совершим математическое путешествие по Африке.

 (Слайд 1)               


Но прежде мы проверим  наши знания об этом материке.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой.

- Почему Африка  является самым жарким материком?

- В каких полушариях находится Африка?

- Какие океаны и моря  омывают этот континент?

2. Математический диктант.

-Теперь можем отправляться в путешествие, но чтоб попасть в самолёт, нам нужны…. (билеты).  Для заполнения билета, вам надо записать все числа, которые буду называть.

- Африка – 2 по величине материк после Евразии.

- На территории Африки расположено 55 государств.

- Протяжённость континента с севера на юг – 8000 км.

- В Африке расположена самая протяжённая река в мире – Нил. Её длина составляет 6852 км.

- Длина самой полноводной реки Африки – Конго составляет 4320 км.

- Высота вулкана Килиманджаро 5895 м.

(Слайд 2)  проверка

 

 

3. Решение задачи на нахождение расстояния.

(Слайд 3)

- Мы в самолёте, который летит со скоростью 610 км/ч. Лететь будем 3 часа.  Найдите расстояние, которое мы пролетим.

- Какой формулой воспользуетесь для решения задачи?

(Карточки с формулами на доске, выбрать нужную формулу)

Записать решение задачи в тетрадь.

 (Слайд 4) проверка                    

 ІV. Изучение нового материала.

- Мы приземлились в северной части Африки.  Что расположено в этой части материка? (пустыня Сахара)

(Слайд 5)

- Сахара – это не единая пустыня, а соединение нескольких пустынь.

- Какое главное средство передвижения по пустыне? (Верблюд)

- И мы будем путешествовать по пустыне на верблюдах.

1. Фронтальная работа. Задача на нахождение времени движения.

 (Слайд 6)

- Протяжённость пустыни Сахары с севера на юг составляет 1200 км. Самый быстрый верблюд передвигается со скоростью 60 км/ч.

Чтобы узнать, сколько времени займёт наше путешествие по Сахаре, прочитаем  новое правило.

(Слайд 7)

(Новая формула на доске)

Запись решения задачи на доске и в тетради.

- Что необходимо для выживания в пустыне? (Вода, еда, подходящая одежда, компас)

- Для того чтоб быстрей собрать всё необходимое, разделимся на группы:

1 группа – вода;  2 группа – одежда; 3 группа – еда; 4 группа – компас.

2. Работа в группах. Действия с именованными числами (карточки с заданиями).

(Слайд 8) проверка.

-Теперь мы готовы начать путешествие по пустыне.

3. Ознакомление с особенностями растительного и животного мира пустынь.

- Растительный и животный мир Африки зависит от природной зоны, в которой он находится.

(Слайд 9)

 - Зона пустынь – это засушливые районы с продолжительными периодами жары, засухи и отсутствием дождей. Днём здесь очень жарко, а ночью  холодно.  Поэтому растительность здесь очень бедная. Кое- где растут отдельные пучки трав,  колючие кустарники, финиковые пальмы. Но иногда пустыня зацветает.

(Слайд 10)

 - Только в оазисах развивается богатая растительность.

Физминутка.

(Слайд 11)

По пустыне мы шагаем, 

Выше ноги поднимаем. 

Солнце жаркое печёт, 

Но панамка нас спасёт! 

Здесь везде одни барханы, 

А за ними караваны.  

Мы к оазису придём

И под пальмой отдохнём.

(Слайд 12 - 13)      

 - В пустыне обитают животные, не требующие много воды или способные преодолевать большие расстояния в поисках воды и пищи.

4. Ознакомление с особенностями растительного и животного мира саванны.

 - Переходим в следующую природную зону – саванну.

 

 

(Слайд 14)

 - Саванна – это травянистая равнина с редко разбросанными деревьями и кустарниками.  Отличительной особенностью саванн является чередование засушливого и влажного сезонов, которые занимают примерно по полгода, сменяя друг друга. В сухой сезон саванна выглядит засушливой степью. В дождевой сезон - покрывается роскошной травой, расцветают различные растения. Из-за частых пожаров деревья в саванне имеют толстую кору, которая спасает дерево от огня.

(Слайд 15)

 - Символом Африки считают дерево - баобаб.  Длина окружности 30-40 метров. Высота - до 25 метров. Толстый ствол баобаба и кора способны, словно губка, вбирать в себя большие запасы воды - до 120 тысяч литров! Эти деревья умеют «худеть». Во время периода засухи они используют влагу, которую накопили и дерево уменьшается в объеме.

(Слайд 16)

Хорошо здесь себя чувствуют зонтиковидная акация, алоэ, пальмы…

(Слайд 17 - 19)       

 - В саваннах пасутся огромные стада травоядных животных :  жирафы, буйволы, антилопы, газели, зебры, носороги, слоны, обезьяны, из птиц - венценосные журавли, птица-секретарь, марабу, стервятники, страусы.

На них охотятся хищники: львы, гиены, гепарды, леопарды,  шакалы.

(Слайд 20) – сравнение скорости движения гепарда, леопарда,  льва.

5. Работа над задачей на нахождение  и сравнение времени движения.

 - Давайте развлечём животных и устроим им соревнования – кто раньше прибежит к водопою?

(Слайд 21) 

 До ближайшего водопоя 180 км. Скорость антилопы – 90 км/ч, скорость страуса  - 60 км/ч Кто раньше прибежит  к водопою и на сколько часов раньше?

Записать решение задачи в тетрадь с комментированием каждого действия.

(Слайд 22) проверка.

6. Ознакомление с особенностями растительного и животного мира зоны экваториальных влажных лесов – джунглей.

(Слайд 23)

 - Следующая природная зона – это влажные леса. Их называют джунглями.

Здесь каждый день идут обильные дожди. Много влаги и тепла способствуют росту вечнозелёных деревьев, кустарников, лиан. 

 (Слайд 24 - 26)     

 - В лесах значительно меньше травоядных и, следовательно, меньше хищников. Из копытных обитает родственный жирафу окапи, прячущийся в густых лесных зарослях, очень пугливый и осторожный. Есть также лесные антилопы, кабан, буйвол, бегемот. Хищники: леопарды, шакалы и виверры. Большинство животных обитают на деревьях.

7. Работа над задачей на нахождение времени и скорости.

 - Через джунгли протекает река Конго. По ней мы продолжим наше путешествие. Но оно может быть опасным -  в реке водятся крокодилы.

(Слайд 27)

Лодка прошла 36 км со скоростью 12 км/ч. За это время крокодил проплыл

90 км. С какой скоростью плыл крокодил?

Решение задачи записать на доске и в тетрадь.

V. Итог урока

(Слайд 28) 

- Пришло время возвращаться. Нас ждёт яхта, на которой мы поплывём по Нилу. По дороге повторим правило нахождения времени. В чём особенность растительного и животного мира Африки?

(Слайд 29 - 33) – «Интересные факты об Африке»

      

Групповая работа с картой  природных зон Африки  (разместить магнитные картинки растений и животных соответственно природным зонам: 1 группа – пустыня Сахара: 2 группа – саванна; 3 группа – тропический лес; 4 группа – пустыня Калахари).

VI. Домашнее задание.

(Слайд 34) 

Математика – с. 83 № 518, 519

Природоведение – с. 98 - 101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
19 грудня 2019
Переглядів
903
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку