Интегрированный урок по природоведению в 5 классе «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.»

Про матеріал

ЦЕЛЬ: закрепить понятия «вещество», «свойства веществ»,сформировать представление об отличии чистых веществ от смесей, научить учащихся различать чистые вещества и смеси; воспитывать наблюдательность, внимание, аккуратность. Оборудование и материалы: пробирки, образцы гранита, смеси поваренной соли и порошка железа, смеси поваренной соли и сахара, магнит, лабораторный штатив, муфта, кольцо, фарфоровая чашка, нагревательный прибор, мультимедийная доска

Перегляд файлу

НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ            ШКОЛА

Интегрированный урок

по природоведению

в 5 классе

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.»

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3602.jpg

Подготовили   и     провели

учитель географии Гаращенко С.Ф.    и   учитель химии Курасова М.Ю

 

2011-2012 уч.год

ЦЕЛЬ: закрепить понятия «вещество», «свойства веществ»,сформировать представление об отличии чистых веществ от смесей, научить  учащихся различать чистые вещества и смеси; воспитывать  наблюдательность, внимание, аккуратность.

Оборудование и материалы: пробирки, образцы гранита, смеси поваренной соли и порошка  железа, смеси поваренной соли и сахара, магнит, лабораторный штатив, муфта, кольцо, фарфоровая чашка, нагревательный прибор, мультимедийная доска.

Тип урока: комбинированный.

                                                                                                      Девиз урока:

 «Знания не проверенные опытом,

                                                                                                                   бесплодны и полны ошибок».

 (Леонардо да Винчи)

Ход урока

1.Организационный  этап

2.Проверка домашнего задания

Проводится учителем географии

Беседа

1.Из каких частей состоят вещества?

2.На какие классы можно разделить вещества?

3.Какие вещества относятся к простым?

4.Какие вещества относятся к сложным?

5.Каких веществ больше -простых или сложных? Почему?

(выводы по домашнему заданию на мультимедийной доске)

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3579.jpg

3.Актуализация опорных знаний

1.Дайте определение понятий «вещество», и «физическое тело».

2.Перечислите характеристики, относящиеся к физическим свойствам веществ.

3.Охарактеризуйте физические свойства:

а) сахара;      в) железа;

б) воды;         г) уксуса.

4.Изучение нового материала

Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

Очень трудно жить на свете,

В наше время без открытий.

 

 Попробуем и мы, ребята, разгадать тайны белых пятен, сделать для себя открытия.

1.Чистые вещества и смеси

Рассказ учителя(учитель географии)

Некоторые тела состоят из одного вещества. Например, кусок сахара состоит  из одного вещества -сахарозы. Так же и кристалл поваренной соли состоит из одного вещества- натрий хлорида. Но в природе все устроено так, что большая часть веществ встречается в составе смесей.

Демонстрация наглядного материала.

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3584.jpg

Учащиеся рассматривают образцы гранита и отвечают на вопросы:

- Из одинаковых или различных частиц состоит кусок гранита?

-По каким признакам различаются частицы веществ, из которых состоит гранит?

Учитель сообщает, что гранит состоит из смеси веществ: полевого шпата (розовые частицы), слюды (прозрачные блестящие чешуйки) и кварца (белые или слегка окрашенные частицы).

  Учащимся предлагается дать определение понятий «чистое вещество» и «смесь». После устных ответов учащиеся записывают определение в тетрадь.

  -Чистое вещество состоит из частичек одного вида и имеет постоянные свойства.

- Смесь-это совокупность нескольких разных чистых веществ.

-Каждое вещество в смеси сохраняет все свои свойства.

Лабораторный опыт(проводит учитель химии)

Учащиеся рассматривают смесь поваренной соли и порошка железа.

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3583.jpg

- По каким признакам можно сделать вывод, что перед вами смесь? (смесь высыпать на лист бумаги и поднести к ней магнит. Железо притянется к магниту, а поваренная соль останется на бумаге.)

-Сохранили ли железо и поваренная соль свои свойства при смешивании?

2.Разнообразие смесей.

Частички отдельных веществ не всегда можно увидеть даже с помощью микроскопа.

Лабораторный опыт (уч. химии)

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3582.jpg

Учащиеся рассматривают смесь  сахара и поваренной соли (желательно смешать образцы веществ, имеющих одинаковые размеры кристаллов).

- Можно ли по  внешнему виду определить: этот порошок относится к чистым веществам или  смесям?

Учитель высыпает 2-3 г смеси в фарфоровую чашку, ставит её на кольцо, закреплённое на лабораторном штативе, и нагревает. Во время нагревания только часть порошка расплавляется.

- Какой вывод можно сделать на основании проведенного опыта? (этот порошок является смесью, поскольку одно вещество не может иметь разные температуры плавления.)

3.Способы разделения смесей.

Рассказ учителя. (Уч. географии)

Даже незначительное количество примесей может существенно изменить свойства вещества. Например, вода становится полностью непригодной для употребления, если в ней есть следы нефтепродуктов. Абсолютно чистое вещество получить невозможно, но снизить в нем содержание примесей -вполне реальная задача. На сегодня разработаны совершенные технологии, дающие возможность получать практически чистые вещества.

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3599.jpg

 Разделение смесей иначе называют очисткой веществ. Считается, что очищают то вещество, ради которого осуществляют разделение. Его в смеси может быть и незначительное количество. Например, в золотоносном песке золота намного меньше ,чем песка.

 

5.Закрепление знаний и умений.

Выполнение  практической работы.

Цель: научиться очищать загрязнённую поваренную соль, используя различные способы разделения смесей.

Оборудование и материалы: лабораторный штатив, муфта, кольцо, фарфоровая чашка, химический стакан с водой, нагревательный прибор, раствор поваренной соли в воде, смеси древесных опилок и порошка железа, мела и воды.

Ход работы

Рассмотрим основные способы разделения смесей.

ОТСТАИВАНИЕ.

Беседа.

-Что надо знать о веществах для отделения их друг от друга? (смеси всегда можно разделить на составные вещества, если известны их свойства)

- Как можно разделить смесь древесных опилок и порошка железа? (учащиеся вспоминают, что железо притягивается к магниту, а древесина- нет, поэтому эту смесь можно разделить воздействием магнитом.)

-Можно ли разделить с помощью магнита такую смесь, где вместо железа будет другой металл, например медь?

Лабораторный опыт (проводится под руководством учителя химии)

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3589.jpg

Всыпать смесь древесных опилок и порошка железа в стакан с водой.

-Что вы наблюдаете? (порошок железа опускается на дно, а опилки всплывают)

Осторожно слить опилки вместе с водой в другой стакан.

-Какие свойства опилок и железа были использованы для разделения смеси?

Учитель в ходе беседы с учащимися приходят к выводу, что способ разделения смесей, основанный на различной плотности веществ, называют ОТСТАИВАНИЕМ.

ФИЛЬТРОВАНИЕ.

- Как можно разделить смесь мела и воды? (учащиеся могут предложить способ отстаивания, поскольку эти вещества различаются по плотности)

Учитель объясняет, что смесь, состоящая из веществ, которые отличаются плотностью, можно разделить фильтрованием. Плотность мела значительно выше, чем плотность воды.

Лабораторный опыт (проводится под руководством учителя химии)

 Изготовить фильтр (показана демонстрация изготовления фильтра на мультимедийной доске).

Поместить фильтр в воронку и осторожно смочить его водой. Воронку с фильтром вставить в колбу. По стеклянной палочке вылить смесь, направляя ее на стенки фильтра.

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3593.jpg

-Что вы видите на стенках фильтра?

-Какое вещество перешло в колбу.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод.

ВЫПАРИВАНИЕ.

-Можно ли разделить смесь поваренной соли и воды способами отстаивания или фильтрования? Почему?

Лабораторный опыт (проводится под руководством учителя химии)

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3596.jpg

Учитель наливает в фарфоровую чашку 1-2 мл раствора поваренной соли, ставит чашку на кольцо лабораторного штатива и кипятит раствор до появления кристаллов соли.

-Что произошло с водой?

-Какое вещество осталось на стенках чашки?

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают в тетрадку.

 

6.Подведение итогов урока.

Благодарю вас за сотрудничество. (Оценки за работу на уроке).

 

  Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

   Но самых смелых ожидают

Настоящие открытия!

 

 

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3598.jpg

 

 

7.Домашнее задание

1.выучить материал учебника

E:\Мои рисунки\природа яи марина\IMG_3595.jpg

 

docx
Додано
10 січня 2019
Переглядів
2622
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку