Тема. Додавання та віднімання чисел у межах 1000. Хвойні рослини.
Мета: удосконалювати навички додавання і віднімання в межа 1000; розв’язувати задачі на приведення до 1; знайомити з хвойними рослинами, показати їх користь; вчити порівнювати, робити висновки, прищеплювати любов до рослин.
Обладнання: гілочки та шишки хвойних рослин, зруби дерев, проектор, ноутбук.
Тип уроку: інтегрований урок математики і природознавства.
ХОД УРОКА:
І. Организация класса
ІІ. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
- Дети, пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем:
Беда! Нас вырубывают! Помогите!
31 декабря
- Как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? (сосны, ели). К какой природе относятся сосны и ели? (живой). Докажите. Как одним словом можно их назвать? (деревья). Докажите.
- Сосны и ели – что объединяет эти деревья? (хвойные). Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Хвойные растения).
- А еще мы будем вести наблюдения, выполнять вычисления в пределах 1000.
- Почему эти растения называют хвойными?
- Хвоя это листья особой формы, мало испаряют влаги, восковой налет защищает от пересыхания.
Практическая работа
- Сравните хвою сосны и ели. (у сосны иголки растут попарно, сменяются через два три года, у елки – по одной хвоинке, держатся пять-семь лет, потом опадают).
- Возьмите линейку, измерьте хвою сосны и ели, сравните (длина хвоинки сосны – 8 см, ели – 2 см).
- Сравните шишки сосны и ели (у сосны шишки круглые, короткие, легкие; у ели – продолговатые, длинные, тяжелые).
- Какое сходство шишек? (наличие семян).
- К хвойным растениям относятся сосна, ель, туя, можжевельник, лиственница, пихта и др.
ІІІ. Изучение нового материала
- Что вы знаете о сосне? (заслушивают выступление юного корреспондента).
- Что вы знаете о ели? (рассматривают картины Шишкина «Сосновый бор» и «Еловый лес»).
Работа с учебником природоведения (стр. 88-89)
- Что нового вы узнали о хвойных растениях из статьи учебника?
IV. Физкультминутка «Елочка»
V. Изучение нового материала (продолжение)
Сообщение детей о можжевельнике и о туе.
- Свои наблюдения мы будем записывать в журнал наблюдений (работа в тетрадях).
- 10, 20, …, продолжите ряд чисел.
- Как одним словом можно назвать эти числа? (круглые, двузначные).
- Назовите наибольшее круглое двухзначное число (90).
- Около 90% лесов земного шара состоят только из хвойных или хвойных и лиственных деревьев. Ветви этих растений размещаются кольцами, причем образуется одно кольцо. По количеству колец определяют возраст растения.
Работа в группах
(по срубам определяют возраст дерева)
- Какой наступил год? (2020). Запишите это число. Определите в нем количество единиц, десятков, сотен, тысяч. Замените суммой разрядных слагаемых число 2020. Какие цифры в этом числе повторяются (2 и 0).
- В мире вырывается 2 га леса в минуту. Сколько леса уничтожает человек за 1 час. (120 га).
- 1 га – это квадрат со стороной 100 м.
- Зачем вырубывают лес? (для строительства, изготовление мебели, музыкальных инструментов, бумаги, изготавливают скипидар, деготь).
- Чем грозит вырубка леса? (высыхают реки, гибнет рыба и речные жители, гибнут птицы и животные).
- Лес – это дом для зверей и птиц. Хвоей питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. Если вырубят лес не будет белок? Птиц?
- Лес защищает от ветров. Бережет влагу в почве. Улучшает климат.
- За один солнечный день 1 га леса поглощает 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.
VI. Закрепление изученного материала
Решение задачи: на семью из 3-х человек в сутки требуется 60 кг свежего воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на 1 нашу группу из 5-ти человек.
- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. В городах деревья страдают из-за грязного воздуха. Сосна в городе живет 50 лет, а в лесу 500 лет. Во сколько раз дольше живет сосна в лесу? (в 10 раз).
Практическая работа
- Возьмите хвоинку, потрите ее руками, что вы почувствовали (приятный аромат). Этот аромат хорошо очищает воздух. В жилке смолистые ходы, через них дерево выделяет пахучее вещество – фитонциды, которые очищают воздух, убивают микробы. Не случайно строят санатории, дома отдыха, лагеря, там, где растут сосны и ели. Посадка хвойных деревьев за один час может насытить легкие 30 человек чистейшим воздухом. Хвоя богата витаминами, которых меньше в лимоне. В народной медицине делают отвар из хвои, настойки, которые лечат ревматизм, бронхит. Смолу хвойных деревьев можно жевать, эти укрепляет зубы и десны.
VII. Итог урока (работа с ЛЕГО)
- К какой группе растений относятся хвойные? Травы, деревья, кустарники.
- Как правильно назвать лист хвойного дерева? Колючка, иголка, хвоинка.
- Какие плоды у хвойных деревьев? Ягоды, цветы, шишки.
- Как называется еловый лес? Ельник, сосняк, пихтач.
- Какие цифры вы запомнили на уроке, связанные с хвойными растениями?
- Как называется профессия человека, который следит за деревьями в лесу? (лесник).
- Лесник – работник народного хозяйства, осуществляет обход леса, следит за лесными деревьями. Почему именно хвойные деревья являются новогодними, а не цветковые?
- Оцените стикерами свою работу.
VIII. Домашнее задание: математика - составить задачу о хвойных деревьях, природоведение – подобрать интересные факты о хвойных деревьях.
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою
Сосновый лес шумит.
Нет ничего милее
Бродит и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит украинский лес.
- Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет много радости, а взамен просит одного – бережного отношения. 5 000 000 елок по Украине вырубили на Новый год.1 770 000 непроданных елей выбросили на свалку. Чем можно заменить срубленную елку на Новый год?
1