Інтегрований урок з літературного читання та етики "Притчи о добре"

Про матеріал
Матеріал уроку спрямований на розширення знань про літературні жанри; знайомить з поняттям "притча"; через осмислення текстів вчить виділяти моральну проблему і давати оцінку власним вчинкам.
Перегляд файлу

Тема: Интегрированный урок. Этика. Внеклассное чтение. Притчи о добре

Цель: Формировать и расширять представления учащихся о литературных жанрах. Формировать вдумчивого читателя. Учить обосновывать собственную точку зрения на поставленную проблему. Через осмысление текстов учится выделять нравственную проблему и давать оценку собственным поступкам.

 Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

 расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

  учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

 воспитывать взаимоуважение, внимательное отношение к окружающим, стремление делать добрые дела;

Оборудование: мультимедиа, бумеранг, аудиозаписи песен, памятки о добре, иллюстрации.

 Ход урока

І.Организация класса. Приветствие гостей

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе  утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

ІІ. Мотивация деятельности учащихся.

Учитель (держу в руках солнышко):

В жизни по-разному можно жить –  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям. ( вешаю солнышко на доску)

- Давайте дарить друг другу частичку солнечного света, тепла.

-А начнём урок    с повторения  «золотого» правила этики: (плакат на доске)

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»    (хором)

ІІІ.Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, а задумывались ли вы над тем, что золотое правило этики похоже на эффект бумеранга?

Что такое бумеранг, пожалуй, известно всем.(показываю) Это метательное орудие, имеющее свойство возвращаться, пролетев некоторое расстояние. В чём же заключается тот самый эффект бумеранга? Суть его в том, что каждый человек ежедневно бросает десятки таких бумерангов. Это - его слова, сказанные кому-то, его поступки, его мысли и эмоции. И они вернутся, причём иногда их возвращение бывает в несколько раз более сильным.

Вот и посмотрите: если вы отправляете во Вселенную что-то радостное, доброе, то получите вскоре что-то хорошее. Если же отправленный вами бумеранг – это злоба, обида, плохой поступок, дурные слова, то ждите ответного удара судьбы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о добре, о добрых поступках, о необходимости анализировать своё поведение по отношению к другим людям. А помогут  нам разобраться  в этой важной теме литературные произведения. Мы познакомимся с новым литературным жанром – притчей.

ІV. Проверка домашнего задания

Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были поработать в группах и подобрать необходимый материал о добре. Вы готовы?

1-я группа теоретиков: - Мы получили задание  найти толкование понятия «добро».Нужный материал мы нашли в словарях.

1.В Толковом  словаре живого великорусского языка  Владимира Даля

  1. Конец формыДОБРО́   - это благо,  то, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

2.В толковом словаре Ожегова слово добро характеризуется так:

 

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

В словаре синонимов я нашёл  такие синонимы к слову добро:

благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.  

.Я подобрал родственные слова к слову добро:

Добрый

Доброта

Добряк

Добродетель

Добросердечный

Добросовестный

Добропорядочный

Добродушный

Доброжелательный

2-я группа лирики: - Мы получили задание раскрыть понятие «добро» с помощью стихотворений (Ученики читают стихи о добре )

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

 И взамен не требует награды.

       Доброта — она от века
       Украшенье человека…

 

        Добро безмерно, как вода
        Бездонного колодца.
        Будь добрым к людям -
        И добро всегда к тебе вернется!

 

  Не стой в стороне равнодушно,

  Когда, у кого-то беда.

  Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

 

И если кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

 

     Давайте станем чуть добрее,

     Не будем злиться на других. 
     Жить с добрым сердцем веселее. 
     Ценить друзей, любить родных. 

    Мы все зависим друг от друга, 
     Плоха ли жизнь, иль хороша. 
     Дождь за окном, кружит ли вьюга. 
    С добром всегда светла душа.

 

   Добрые — щедро больным помогают,
   Добрые — дарят тепло и уют,
   Добрые — в ногу со слабым шагают
   И никакого спа-си-бо не ждут. 

 

3-я группа художников: -Мы постарались раскрыть понятие «доброта», с помощью рисунков. Вот наш вернисаж добра.

(демонстрируют свои рисунки)

 

4-я группа артистов: Мы подготовили  инсценировку басни Л. Толстого.

Л.Н. Толстой.

                                                    Белка и волк.

          Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк  вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

          Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

 

5-я группа любителей чтения

Мы хотим прочитать рассказ «Осколки доброты» .

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.

 Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

 

 

1.Ребята, вы подобрали замечательный материал о добре.

А сейчас подарите друг другу лучик доброты.

Игра добрых людей «Солнышко»

Дети встают в круг. Нужно передать солнышко друг другу по цепочке с добрыми словами – комплиментами.

 

V.Изучение нового  материала

1.Ознакомление с понятием «притча»

А какие литературные жанры звучали сегодня на уроке?

- Стихотворения, рассказы, басни. (вывешиваю названия жанров на доску)

 

– Сегодня на уроке мы познакомимся  ещё с одним  литературным жанром, содержащим иносказательное поучение – притчей.

Вот как этот жанр литературы объясняют различные словари:

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ. (Словарь Ожегова)

Притча-близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, без прямого наставления.

 

 Притча содержит  скрытое поучение.

У.-А как вы понимаете слово поучение?

Д. -Когда  воспитывают, ругают, читают мораль, выговаривают.

У. – Как вы думаете, зачем взрослые вас поучают?

Д. - Они хотят нам добра, чтобы мы стали лучше, не совершали ошибок.

У. – Действительно, взрослые хотят преподать вам урок, но только особенный, жизненный.

( Например, в притче о добре и зле, с которой мы знакомились в 3 классе, содержится поучение «На зло отвечай добром»)

 

 

2.Работа над притчей

Название притчи, над которой мы будем работать сегодня, спрятано в ребусе.

   

D:\Рабочий стол\img8.jpg

-Правильно. Притча называется «Стакан молока»

 

А) Технология предугадывающего чтения

- Что можно предположить по названию?... как вы думаете в названии заключена тема или главная мысль?...

-Что может  происходить со стаканом молока? Как вы думаете?...

- А если мы посмотрим на иллюстрацию. Что можно уточнить? Что нам стало понятно по иллюстрации?...

D:\Рабочий стол\mloda-azjatykcia-chlopiec-pije-mleko-nad-bialym-tlem_34054-199.jpgD:\Рабочий стол\Без названия.jpg 

.

                                                                 

 

 

 

 

- Что мы с вами выяснили? кто главные герои? - А как можно проверить всё это правда или нет?

Б) Давайте послушаем эту притчу.

(Просмотр видеоролика)

В) Обсуждение видеоролика

-Какое настроение у вас от услышанного?...

-Какова главная мысль притчи?...

-Наши предположения, которые мы делали до чтения, оправдались или нет?

 Назовите главных героев?

 

А теперь давайте прочитаем текст притчи.

Г) Повторение памятки для чтения

  • Правильно ставь ударение
  • Соблюдай паузы
  • Выбери силу голоса (громко, тихо)
  • Определи темп
  • Читай эмоционально
  • Покажи своей интонацией отношение к произведению

Д) Чтение притчи  цепочкой

Стакан молока

 

            Один подросток был очень беден. Чтобы заработать себе на хлеб и на обучение, он разносил разные мелкие товары по домам. Однажды у него в кармане не осталось ни гроша. Мучаясь от голода, он решил зайти в ближайший дом и попросить еды. Ему было ужасно неловко, но, когда он подошёл к дому, им овладело чувство решимости: откажут или нет — будь что будет. Подросток протянул руку к звонку и несколько раз нажал кнопку. Но, когда дверь открыла молодая и очень красивая девушка, он неожиданно растерялся. От недавней уверенности не осталось и следа. Ему стало стыдно просить у неё пищу. И тогда он, запинаясь от волнения, сказал:

— Можно… попросить у вас… стакан воды?

Девушка поняла, что парень голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно выпил молоко и спросил:

— Сколько я вам должен?

— Вы ничего мне не должны, — ответила девушка. — Моя мама учила меня никогда ничего не брать за добрые дела.

— В таком случае, сердечно вас благодарю! — ответил он.

Когда мальчик вышел из дома девушки, он чувствовал себя не только крепче физически, но и морально. Теперь он был уверен: пока на свете есть такие щедрые и добрые люди, всё будет хорошо!

Прошло много лет. И вот однажды одна женщина серьёзно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов, они решили послать её в большой город на обследование к опытным специалистам.

 На консультацию к умирающей женщине был приглашён известный в то время врач. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его лицо оживилось. Он сейчас же поднялся и пошёл в её палату. Женщина, устав с дороги, спала. Врач тихо вошёл в палату и сразу же узнал её. Да, это была она, — та самая девушка, которая когда-то угостила его стаканом молока.

Изучив историю её болезни и данные результатов анализов, лицо врача помрачнело: «Она обречена!».

Доктор вернулся в свой кабинет и некоторое время сидел молча, о чём-то размышляя. Он думал об этой женщине, о своём бессилии помочь ей, о несправедливости судьбы. Но чем больше он думал, тем твёрже становился его взгляд. Наконец он вскочил с кресла и сказал:

— Нет, я сделаю всё возможное и невозможное, чтобы спасти её!

С этого дня доктор  уделял больной пациентке особое внимание. И после восьми месяцев долгой и упорной борьбы доктор Келли одержал победу над страшной болезнью. Жизнь молодой женщины теперь была вне опасности.

Доктор попросил бухгалтерию больницы подготовить ему счёт за лечение. Сумма, которую должна была уплатить женщина, оказалась огромной. Доктор Келли посмотрел на счёт, взял ручку, что-то написал внизу счёта и попросил отнести его в её палату.

Получив счёт, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что всю оставшуюся жизнь ей придётся не покладая рук работать, чтобы его оплатить. В конце концов, пересилив себя, она открыла счёт. И первое, что бросилось ей в глаза, была надпись, сделанная от руки и располагавшаяся прямо под строчкой «Оплатить». Слезы радости навернулись на её глаза, а сердце до краёв заполнилось теплотой и благодарностью. Надпись гласила: «Полностью оплачено стаканом молока».
 

Таблица инсерт - технология критического мышления над прочитанным

Что я уже знал?

Что я нового узнал?

Что бы мне хотелось узнать?

 

 

 

бедным надо помогать.

Добро возвращается сторицей

 

В какой стране жил мальчик?

молоко может утолить голод

лечение стоит дорого

Как сложилась жизнь женщины в дальнейшем?

 

 

Как этот бедный мальчик стал хорошим доктором

 

 

 

 

 

 

 

Доктор Келли (1858 – 1943) – не вымышленная личность, а известный терапевт, один из основателей первого в Соединённых Штатах Медицинского исследовательского университета Джона Хопкинса.
История же о нём и о стакане поданного ему молока тоже достоверна и записана его биографом.

Закрепление изученного материала

Работа с пословицами

Каждая группа получает по три пословицы,  которые нужно восстановить. И выбрать из них пословицу, которая больше всего подходит для раскрытия темы данной притчи.

 

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро помни, а зло забывай.

 

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи для людей — будут жить и для тебя.

 

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добра желаешь — добро и делай.

 

Помогай другим — и беда минует тебя.

Доброе слово в мороз согревает.

На добрый привет добрый и ответ.

 

Доброе дело без награды не остаётся.

Доброе дело два века живёт.
Кто живёт в добре, тот ходит в серебре.

 

 

VI.   Обобщение и рефлексия

Ребята, у вас на партах лежат ладошки. Это символ дружелюбия, открытости. Напишите на них добрые  пожелания друг другу..

 (Дети зачитывают свои пожелания и прикрепляют ладошки на доску вокруг солнышка)

Учитель: Я тоже хочу пожелать вам мира, добра, удачи и в память о сегодняшнем уроке подарить памятку добра, которую составил замечательный педагог Ш.А.Амонашвили.

( Вручаю каждому ученику памятку)

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   твори добро. 

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   твори добро.  

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   твори добро.  

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - твори     добро.  

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

       Д/з Посмотреть  ролик «Бумеранг  добра» https://www.youtube.com/watch?v=C8e8tBc3U98

 - Ребята, давайте закончим наш урок песней- гимном добра.

Дети исполняют песню «Дорогою добра»

VI. Итог урока

Ребята, я уверена, что бумеранг добра, который мы с вами сегодня запустили, обязательно вернётся к нам и одарит нас и наших близких теплом, добротой и счастьем.

 


 

docx
Додано
11 травня 2021
Переглядів
531
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку