Цель данного урока: проверить качество полученных знаний;способствовать поднятию интереса к предмету и получению новых знаний;расширить кругозор учащихся; учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива
Грамматический марафон Итоговый урок в 5 классе
Цели и задачи:
1. Проверить качество полученных знаний;
2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;
3. Расширить кругозор учащихся;
4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;
5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.
Ход урока
Итак, что вы знаете о марафоне? Каково лексическое значение этого слова? Обратимся к толковому словарю
Что вы знаете об истории марафонского бега? Как и при каких условиях возникло это словосочетание?
Сегодня у нас необычный марафон. Мы не будем бежать с вами столь длинную дистанцию.Но испытание всё-таки будет суровым. Та команда, которая сможет преодолеть все препятствия., и станет победительницей грамматического марафона.
2.Представление команд (название, девиз).
3.Разминка. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает 1 балл.
1) Сколько букв в русском алфавите? (33)
2) Автором «Словаря живого великорусского языка» является…
3) Назовите на какой вопрос отвечает в предложении подлежащее?
4) Член предложения, который отвечает на вопрос Какой?
5) Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется….
6) Минимальная часть слова…
7) Грамматическая основа предложения – это…
8) Как называются слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?
9) Кто был создателем первого славянского алфавита?
10) В корнях зар-зор в безударном положении пишем букву…
4. Остановка «Фонетическая» Задания для команд
1.
.
5. Остановка «Лексическая»
1.Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.
2. Лингвистическая угадайка.
Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
1. «Глаз» автомобиля (фара) 2. «Свежезамороженный» дождь (град)
3. «Слово» регулировщика (свист) 4. Родной или крестный (папа)
5. Шляпка на ножке (гриб) 6. Лесной барабанщик (дятел)
7. Собачья радость (кость) 8. Такса, а не собака (плата)
9. Орел, но не птица (город) 10. Не носки и не чулки (гольфы)
3.Вспомните, какие слова называются синонимами.
6.Остановка «Словообразовательная»
Задание1. Отгадай слово
Задание 2. Перед вами очень похожие по внешнему виду слова, но одно из них не является родственным. Найдите его и объясните, почему.
7.Станция «Синтаксическая»
2.Конкурс поэтов. По заданным рифмам составьте четверостишие.
……… сад
……. летят
…… долин
…… рябин
Сравните своё творение со строками А.К. Толстого
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Листья ярко-красные вянущих рябин.
7.Подведение итогов
Подсчет набранных командами баллов. Награждение победителей.