Конспект дистанционного онлайн-урока по русскому языку
Тема: учусь находить в тексте слова, обозначающие названия действий (глаголы), ставить к ним вопросы. Использую глаголы в собственной речи
Ход урока
Организационный момент. Введение в тему.
Слайд №2
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам …~ (глагол).
Слайд №3
Приглашаем Вас в страну Глаголию ~ посетить сказочный дворец, где царствует его Величество Глагол.
Слайд №4
Давайте познакомимся с жителями этой страны.
Рассмотрите рисунки и скажите, ~ что делает каждый предмет.
Дождь (что делает?) идёт.
Снеговики (что делают?) танцуют.
Дед Мороз (что делает?) идёт и несёт подарки.
Обезьяна (что делает?) прыгает.
Микки Маус (что делает?) строит.
Шары (что делают?) летят.
Роза (что делает?) расцветает.
Дельфины (что делают?) плывут.
Актуализация знаний.
Слайд №5
Обратите внимание! ~ Слова:
Идёт, танцуют, несёт, прыгает, строит, летят, расцветает, плывут –
обозначают действие предметов и отвечают на вопросы ~ что делает? что делают?
Значит, ~ эти слова – ~ глаголы.
Слайд №6
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ~ что делать? ~ что сделать? ~ что делает? ~ что сделает? ~ что делал? ~ что сделал? ~ что будет делать?
Например: Собака (что делает?) ~ лает. ~
Девочка (что делает?) ~ плачет.
Слайд №7
Чистописание
Пропишите букву у, обозначающую гласный звук [у] и буквосочетания уч, ~ ум, ~ ур, ~ ул .
Понаблюдайте за изменением глагола учить.
(Что делать?) ~ учить,
(что делает?) ~ учит,
(что делал?) ~ учил,
(что будет делать?) ~ будет учить.
Запишите эти глаголы.
Слайд №8
Послушайте стихотворение о том, как второклассник Петя учил глаголы.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - ~ кричу,
«Вертеть» - ~ верчу,
«Двигать» - ~ двигаю,
«Прыгать» - ~ прыгаю….
Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
Слайд №9
По действиям ~ догадайтесь, какие предметы их могут совершать.
Шипит, ползает, извивается…змея.
Растёт, цветёт, пахнет... цветок.
Облизывается, мурлычет, мяукает ... кошка.
Идут, тикают, бьют …часы.
Слайд №10-11
Подберите к именам существительным подходящие по смыслу глаголы.
Ветер (что делает?) ~ стоит, ~ дует, ~ воет, ~ падает, ~ плывёт.
Правильный ответ: ~ ветер дует, ~ воет.
Снег (что делает?) ~ капает, ~ блестит, ~ моросит ~ кружится, ~ тает.
Правильный ответ: ~ снег блестит, ~ кружится, ~ тает.
Слайд №12
Орфографическая разминка.
Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Слайд №13
Понаблюдайте за парами слов:
Звонить – звон
хитрить – хитрость
горевать – горе
кормить – корм
просить – просьба
зеленеть – зелень
свистеть – свист
встречать - встреча
Назовите только глаголы.
Докажите, что эти пары слов – однокоренные слова.
Слайд №14
Объяснение материала
Обратите внимание: глаголы могут изменяться по числам.
Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких – во множественном.
Например: Девочка читает. Дети читают.
Мальчик плавает. Мальчики плавают.
Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Слайд №15
Разделите глаголы на группы.
Запишите их в два столбика.
В первый столбик – глаголы единственного числа.
Во второй – глаголы множественного числа.
Пишут, ~ грустит, ~ несёт, ~ рисуют, ~ собирает, ~ шалят, ~ вышивают, ~ чинит, ~ играет, ~ моются.
Слайд №16
Проверьте себя.
Глаголы единственного числа отвечают на вопрос (что делает?):
Грустит, несёт, собирает, чинит, играет.
Глаголы множественного числа отвечают на вопрос (что делают?):
Пишут, рисуют, шалят, вышивают, моются.
Закрепление изученного
Слайд №17
Измените число глаголов по образцу:
Читает – ~ читают
звонит – звонят
летит – летят
жужжит - жужжат
Повторила – повторили
говорил – говорили
гремело – гремели
работала – работали
Обратите внимание: при изменении числа глагола меняется его форма.
Слайд №18
Замените словосочетания одним словом.
Сделать подарок – подарить
найти решение – решить
одержать победу – победить
сделать запись – записать
дать совет – посоветовать
сделать замену – заменить
Устно поставьте к ним вопросы.
Слайд №19
Дополните предложения глаголами.
Весной солнышко… греет.
Река зимой … замерзает.
Снег весной … тает.
Ученик в школе …учится.
В библиотеке люди … читают.
Слайд №20
Говорите правильно:
(Что сделать?) понять, начать, взять.
(Что сделал?) понял, начал, взял.
(Что сделала?) поняла, начала, взяла.
(Что сделали?) поняли, начали, взяли.
Слайд №21
Мальчик Петя расскажет вам о своих привычках:
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Почему стихотворение имеет такое название?
Обратите внимание на написание частицы не с глаголами:
Не дёргать, не драться, не говорить.
Слайд №22
Слово не – это частица. Частица не с глаголами пишется раздельно.
Это орфограмма. ~
Например, любил – не~ любил; ~читал – не~ читал.
Слайд №23
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши!
Слайд №24
Каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?
Правила поведения на уроке:
НЕ опаздывать на урок.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.
Найдите глаголы с частицей не.
Слайд №25
Помогите Пете восстановить пословицы. У него есть начало от одной пословицы, а окончание от другой.
Кто не работает, |
не дружит. |
С ложью правда |
и рыбку из пруда. |
Без труда не вытащишь |
не делает. |
Лень добра |
тот не ест. |
Проверьте:
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Итог урока
Слайд №26
Дополните предложения:
Глагол – это… часть речи.
Обозначает… действие предмета.
Отвечает на вопросы: …
что делать?
что сделать?
что делает?
что сделает?
что делал?
что сделал?
что будет делать?
Рефлексия
Слайд №27
Как вы чувствовали себя на уроке?
Выберите номер картинки, соответствующей вашему настроению.
СПАСИБО ЗА УРОК!