Презентация "Тропы и фигуры речи"

Про матеріал
Материал презентации к уроку русского языка в 9 классе позволяет дать понятие стилистических фигур, изобразительно-выразительных средств языка; научить находить в тексте фигуры речи, различать их; совершенствовать навыки стилистического анализа текста; воспитывать любовь к музыке.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Тропы и фигуры речи. Подготовила учитель русского языка Коростышевской СОШ І-ІІІ ст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.

Номер слайду 2

Цель: дать понятие стилистических фигур, изобразительно-выразительных средств языка; научить находить в тексте фигуры речи, различать их; совершенствовать навыки стилистического анализа текста; воспитывать любовь к музыке.

Номер слайду 3

Святослав Теофилович Рихтер(1915-1997)

Номер слайду 4

Лингвистическая разминка. Дай определение текста. Чем обеспечивается смысловая цельность текста?Какие признаки текста ты знаешь?Какие типы и стили речи тебе известны?Как достигается связность текста?

Номер слайду 5

Прочитай и выполни задания. Спиши, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Докажи, что это текст. Озаглавь текст (подбери разные варианты названий). Определи его тему. Какова основная мысль?К какому стилю можно отнести текст?Тип текста (докажи своё мнение). Укажи средства связи предложений в тексте. Установи смысловые внутритекстовые связи.

Номер слайду 6

Работа с текстом: комплексный анализ Величайший пианист ХХ века С. Рихтер родился в Житомире 20 марта 1915 года. Вот уже более ста лет украинс(?)кая земля может (по) праву гордит (?) ся своим великим сыном! По(?)разному можно относит (?) ся к истокам творчества композитора его первым оз..рениям в местах где родился и вырос гений но нельзя вычеркнуть из истории то как музыкант бережно вспоминал мельчайшие подробности жизни в Житомире и Одессе. Именно эти соверше..о разные украинс(?)кие города сформировали его как творческую личность их аура ра..крывает тайну С. Рихтера.

Номер слайду 7

Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Номер слайду 8

Тропы: Гипербола - чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов. Литота -  нарочитое, чрезмерное преуменьшение значения, признаков предмета или явления. Метафора - употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. Метонимия - замена понятия смежным, другим. Олицетворение - перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Перифраз - непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей. Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Номер слайду 9

Фигура речи– особый стилистический оборот речи, синтаксическое построение, которое используется для придания высказыванию экспрессивности (выразительности). Применяется как в прозаических, так и поэтических художественных произведениях.

Номер слайду 10

Фигуры речи: Анафора - повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций. Эпифора - повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Эллипс - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте. Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, мысли, образы. Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение. Градация – каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоциональное значение. Оксюморон - остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс. Умолчание -   намеренный обрыв высказывания. Риторический вопрос - вопрос-утверждение, ответ на который не требуется. Риторическое обращение - обращение, носящее условный характер. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора. Полисиндетон - намеренное многосоюзие. Асиндетон - бессоюзие.

Номер слайду 11

Определи, какие художественные средства и приемы использованы Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Швед, русский колет, рубит, режет. Пришел, увидел, победил. Разве ты не знаешь этого человека? Перед глазами ходил океан и колыхал, и гремел, и сверкал, иугасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Но слушай: если я должна Тебе… Кинжалом я владею, Я близ. Кавказа рождена. Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых весён. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Мечты, мечты, где ваша сладость? Cеров был тогда еще совсем молодым. Первые картинылюбимого ученика великого Репина одних обрадовали, других разозлили.

Номер слайду 12

Микрофон Почему сведения о тексте нужны «не для школы, а для жизни»?

Номер слайду 13

Домашнее задание Напиши сочинение-миниатюру на тему. «Мой любимый композитор», используя тропы и стилистические фигуры речи.

pptx
Додано
22 квітня 2021
Переглядів
1113
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку