Тема. Словосочетание как синтаксическая единица. Главное и зависимое слово в словосочетании. Связь слов в словосочетании
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;
•развивающая: работа над выразительными средствами языка,развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;
•воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств,любви к родному русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и закрепление темы.
Русский язык. 8 класс
Урок № Дата:
Тема. Словосочетание как синтаксическая единица. Главное и зависимое слово в словосочетании. Связь слов в словосочетании
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и закрепление темы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, мы продолжаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Запишите тему урока.
- Цель нашей работы –систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?
- Что называется предложением?
- Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.
- Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грам.основа , а так же: сл/с не являются однородные члены предложения и сочетания самостоятельного слова и служебной части речи)
( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)
III. Мотивация учебной деятельности
1.Работа с учебником, ознакомление с параграфом .
2. Слово учителя
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».
Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого
-рассмотрим таблицу:
× ------------------- Главное слово + зависимое слово
|
|
Виды словосочетаний (определяем по главному слову) |
Типы связи (определяем по зависимому слову) |
|
Согласование (род, число, падеж) |
|
Управление (падеж) |
|
Примыкание (смысл) |
IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг).
- А как определить, где главное и зависимое слово? (главное- то, которое конкретизирует понятие).
- Как вы думаете, почему так называются связи?
- Привести свои примеры.
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
- Как называется связь с зависимым словом – существительным?
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
- Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
V. Применение правила на практике.
1. Выполнение упражнений
VI. Практическое закрепление знаний.
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
- Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные
Ближний, близкий (друг, деревня);
Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);
Завидный, завистливый (здоровье, сосед);
Враждебный, вражеский (разведчик, цель);
Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);
Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).
VII. Закрепление материала.
Слово учителя. Ребята, сейчас немного отдохнем и поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите руку и скажите да, если неверное – нет.
- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
- Да.
- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?
- Нет, это согласование.
- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
- Да.
- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
- Да.
- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
- Да.
- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.
- Нет, грамматическая основа предложения.
- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
- Да.
VIII. Итог урока.
1. Беседа.
- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
(1. Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.)
- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
- По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .
Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».