Конспект урока № 2 по русскому языку, 8 класс для школ с украинским языком обучения

Про матеріал

Тема. Словосочетание как синтаксическая единица. Главное и зависимое слово в словосочетании. Связь слов в словосочетании

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

развивающая: работа над выразительными средствами языка,развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств,любви к родному русскому языку.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и закрепление темы.

Перегляд файлу

Русский язык. 8 класс

Урок №                                                                                                     Дата:

Тема.  Словосочетание как синтаксическая единица. Главное и зависимое слово в словосочетании. Связь слов в словосочетании

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование  умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

  • развивающая: работа над выразительными средствами языка,развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;
  • воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств,любви к родному русскому языку.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал.

Тип  урока:  систематизация и закрепление темы.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, мы продолжаем  знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Запишите тему урока.

- Цель нашей работы –систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа на повторение

 - Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?

 - Что называется предложением?

 - Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.

 - Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грам.основа , а так же: сл/с не являются однородные члены предложения и сочетания самостоятельного слова и служебной  части речи)

( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)

 

III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с учебником,  ознакомление с параграфом .

2. Слово учителя

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».

Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.  Словосочетание состоит из главного слова и зависимого

 

-рассмотрим таблицу:

 

 

                                                 ×                  -------------------

Главное слово + зависимое слово

 

Виды словосочетаний

(определяем по главному слову)

Типы связи

(определяем по зависимому слову)

  • Именные
  • Имя сущ., прилаг., числит., местоим.

               Согласование

         (род, число, падеж)

  • Глагольные
  • Глагол, причастие, дееприч.

 

Управление

(падеж)

  • Наречные
  • наречие

Примыкание

(смысл)

IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг).

- А как определить, где главное и зависимое слово? (главное- то, которое конкретизирует понятие).

- Как вы думаете, почему так называются связи?

- Привести свои примеры.

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

-  Как называется связь с зависимым словом – существительным?

-  Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 -  Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

 

V.   Применение правила на практике. 

1. Выполнение упражнений

 

VI. Практическое закрепление знаний.

  1. Разделите словосочетания в три столбика

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

  1. Творческая работа.  

 - Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);                              

Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

VII. Закрепление материала.

  1. Разминка «Веришь ли ты?»

Слово учителя. Ребята, сейчас немного отдохнем и  поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите руку и скажите да, если неверное – нет.

- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?

 - Нет, это согласование.

- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

- Да.

- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

- Да.

- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.

- Нет, грамматическая основа предложения.

- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

- Да.

VIII. Итог урока.

1. Беседа.

- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

(1. Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.    

 2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.)

- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

-  По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

  1. Домашнее задание.

 

Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
5 вересня 2018
Переглядів
2246
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку