Тема: Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения
Цели: обучающие: помочь учащимся усвоить материал об однородных членах предложения, учить находить однородные члены в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами; развивающие: формировать умение соблюдать правильную интонацию при чтении однородных членах предложения, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах предложения; воспитательные: воспитывать любовь к чтению и природе, бережное отношение к книгам, окружающей среде.
Прогнозируемые результаты: учащиеся находят однородные члены в предложении, правильно расставляют и обосновывают знаки препинания при них, соблюдают правильную интонацию при чтении однородных членов предложения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник (Русский язык 5 класс, Л.В.Давидюк, 2018г) карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока: «Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах».
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2.Повторение пройденного материала.
Теперь отложите свои ручки в сторону, и давайте с вами вспомним:
- Что такое предложение? (Предложение является главным средством выражения мысли.)
- Из чего состоит грамматическая основа предложения? ( Из подлежащего и сказуемого.)
- Всегда ли грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? Как называются предложения с одним главным членом? (Нет. Предложения с одним главным членом называются односоставными.)
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
(Распространенными и нераспространенными.)
Хорошо. Молодцы!
ІІІ. Восприятие и усвоение нового материала
1. Слово учителя. А теперь хочу предложить вашему вниманию небольшое стихотворение, которое лежиту у каждого на парте. Внимательно слідите за мной. Чтение текста
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
2. Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях).
- Что необычного в этом стихотворении? Из скольких предложений состоит стихотворение?
3. Работа с текстом
-Найдите грамматическую основу предложения? (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, полетел).
- Сколько в этом предложении сказуемых?(6)
- На какой вопрос отвечают сказуемые?( Что делает,что делал? Что будет делать?)
- С какой интонацией они читаются?( перечислення)
- Какое слово в тексте показалось незнакомым? (пожурить)
(Разг., поругать, высказать кому-либо недовольство за что-либо.)
4. Работа с учеником.
Теперь откройте свои учебники на с. 268 и ознакомьтесь какие же члены предложения называются однородными.
5. Пунктуационный практикум
Выпишите из стихотворения про ветер однородные члены (после того, как большинство детей выписали, один ученик зачитывает, что написал)
6. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Улыбнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Но как говорят: «Играй да дело знай.»
В тексте физминутки вы должны найти все однородные члены предложения.
7. Работа с учеником.
Какие же знаки препинания ставятся между однородными членами и ставятся ли вообще? Откройте с. 273 и давайте узнаем это.
7. Беседа
- Какие же знаки препинания ставятся между однородными членами предложения? (запятые)
- Всегда ли ставят запятые между однородными членами предложения? (выслушиваются ответы детей).
IV. Закрепление изученного материала
1. Выполнение тренировочных упражнений
Цифровой диктант.
А теперь - разминка для ума. Найдите предложения с однородными членами.
Запишите номера предложений с однородными членами.
Молодцы!
2. Работа с учебником ( с. 271, упр. 296 (І-ІІ)
V. Систематизация и обобщение знаний и умений
1. Объяснительный диктант.
Запишите и объясните постановку знаков препинания.
1. Поклонились царевичи отцу и пошли. 2. Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай. 3. Медведь прибежал и выворотил дуб с корнями (А.С.Пушкин).
2. Пунктуационный практикум
Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор педложений. Составьте схемы.
1. Белка заготовила на зиму грибы и ягоды. 2. В свои норы попрятались белка барсук и колючий ёж. 3. Пришла осень выкрасила в желтый цвет рощи и прогнала птиц. 4. Повсюду лежат облетевшие листья на скамейках на тротуарах на сухой траве. 5. Растворились в темноте рощи сады поля. 6. Снег ложился везде на поля на кусты на деревья.
VІ. Домашнее задание
Повторить §65, проработать §66-67, выполнить упр. 297 с. 274
VІІ. Подведение итогов урока. Рефлексия
Слово учителя
Урок мы закончим стихотворением, в текст которого нужно продолжить
Подошел к концу урок,
Скоро прозвенит звонок.
Мы учились, отвечали,
Много нового узнали.
- Итак, что узнали на уроке нового?
- Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?
- Было ли вам трудно?
Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»