ТЕМА: Породы, слагающие земную кору
ЦЕЛЬ: - обучающая: ознакомить обучающихся с понятиями абсолютной и относительной высоты, бергштрихами, горизонталями. Научить определять абсолютную высоту и находить относительную;
- развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении практических задач;
- воспитательная: воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Познавательные задачи учащихся (что должны усвоить):
1. Нивелир – это прибор в виде вертикальной рейки высотой 1 метр и горизонтальной планки с отвесом.
2. Относительная высота – это превышение одной точки земной поверхности над другой.
3. Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря.
4. Горизонтали – это линии на плане и карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.
5. Океаническая земная кора – это земная кора, которая состоит из осадочного и базальтового слоев.
6. Бергштрих – это чёрточка, проведенная перпендикулярно к горизонтали и указывающая свободным концом, в каком направлении склон снижается.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, тетрадь, карта полушарий.
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и умений
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности
4. Изучение нового материала
5. Закрепление знаний
6. Домашнее задание
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений
1. Какие породы образовались из расплавленной магмы? (магматические)
2. Эти породы образовались вследствие разрушения других пород и накопления их обломков на суше или оседания веществ на дне водоемов. Как называются эти породы? (осадочные)
3. Что такое метаморфические породы? (это породы, которые образовались под действием высоких температур и давления в недрах Земли).
4. Какими бывают осадочные породы? (обломочные, органические, химические)
5. Что такое материковая земная кора? (земная кора, которая состоит из осадочного, гранитного, базальтового слоев)
6. Что такое океаническая земная кора? (земная кора, которая состоит из осадочного и базальтового слоев)
7. Найдите лишнее слово:
Из перечня горных пород вычеркните одну лишнюю и объяснить свой выбор.
1. Базальт, гранит, известняк, пемза (перечислены магматические горные породы, кроме
известняка)
2. Гравий, песок, гранит, галька (перечислены осадочные горные породы, кроме
гранита)
З.Известняк. кварцит, мрамор, гнейс (перечислены метаморфические горные породы, кроме каменного угля)
8. По описанию определите, о каких горных породах идет речь?
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и равнины, холмы и овраги, но посмотрите топографический план, ведь он плоский. Как на нем изобразить неровности земной поверхности? Решение этой проблемы и будет главной целью нашего урока.
ІV. Изучение нового материала
Итак, все неровности земной поверхности называются рельефом. Запишем в тетрадь. Рельеф – это все неровности земной поверхности.
Представьте, что Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров до уровня 2 метра. Зальет ли дом, который вам предложили купить? Почему вы не можете дать точный ответ? (Не знаете на какой высоте находится домик по отношению к реке.) Решить эту задачу нам поможет нивелир. Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом (рисунок на странице 94).
Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу.Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3 метров.
Теперь мы можем ответить на вопрос: зальет ли домик при половодье? (Нет.) (На доске записать определение абсолютной и относительной высоты). Мы нашли высоту домика относительно реки. Прочтите следующие определение и, подумайте какую высоту мы с Вами нашли – относительную или абсолютную?
Относительная высота – это превышение одной точки над другой. Запишите в тетради это определение. Итак, представим склон, у которого западный склон имеет относительную высоту 3 м, а восточный – 2 м. Так какая же все-таки высота этого холла? Мы должны знать еще и о втором типе высоты – абсолютной высоте.
Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря. Запишите в тетради это определение.
В Украине, России, Беларуси, Молдове абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от среднемноголетнего уровня Балтийского моря, определенного от нуля футштока в Кронштадте. (показать на карте полушарий Балтийское море). А чего не хватает на нашем рисунке? (Уровня мирового океана). Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту, как изображается там высота местности? (Точками отметок высот).
Взгляните на топографическую карту. Давайте попробуем определим абсолютную высоту холма (154,4м). Относительная высота относительно северо-западного склона составляет (154,4-147=7,4м). ( привести еще несколько простых примеров на доске).
Еще раз повторим, абсолютная высота – измеряется относительно моря. Относительная высота – относительно его подошвы.
Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы). Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте). Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой). Запишите в тетради это определение. Горизонтали на топографической карте проводят через 1,5,10,15,25,50 метров.
Представьте, что вы пошли на экскурсию с классом. Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (Линии). Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м, то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м, то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.
Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот. Посмотрите на топографический план, определите, какой склон круче (там, где находится мельница). (Круче северо-западный склон, т.к. расстояние между горизонталями минимально).
Чем отличаются эти два изображения? (ничем), что бы они отличались, нужно нанести на каждом из них черточки, которые расположены по разному). Эти черточки называются бергштрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма. Запишите это определение в тетрадь.
Бергштрихи – черточки у горизонталей, показывающие направление вниз по склону.
Привести несколько примеров детям.
1) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?
(Холм, бергштрихи показаны наружу).
2) Через сколько метров проведены горизонтали? (через 5 м)
3) Какова максимальная высота этой формы рельефа? (17 метров).
V. Закрепление знаний
Проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Абсолютная отметка высоты – это:
А) величина, показывающая превышение высоты этой точки над высотой любой другой;
Б) число рядом с соответствующей точкой, показывающее абсолютную высоту в метрах над уровнем моря.
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Горизонтали – это:
А) условные линии, соединяющие точки земной поверхности с любой высотой;
Б) величины, показывающие абсолютную высоту точки над уровнем любого водоёма на суше;
В) условные линии, которые соединяют точки земной поверхности с одной и той же абсолютной высотой.
Задание 3. Выберите правильные утверждения:
А) Вершины цифр (верхняя их часть), показывающих отметки высот горизонталей, всегда направлены в сторону понижения склона.
Б) Бергштрихи (нем. берг – гора и штрих – черта) – это короткие штрихи, указывающие направление вниз по склону.
В) Если горизонтали расположены близко друг к другу (сгущаются), то склон в этом месте крутой.
Задание 4. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке 1. Выберите правильный ответ.
А) А и Б – холмы;
Б) А – впадина, Б – два холма;
В) А и Б – впадины.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Задание 5. Даны три описания неровностей земной поверхности. Определите, к какому изображению (рис. 2) подходит каждое из них.
1) Холм высотой 20 м вытянут с запада на восток. Он имеет пологий западный склон, все остальные его склоны крутые.
2) Холм имеет две вершины. Западный склон крутой.
3) Котловина вытянута с севера на юг. Она имеет крутой восточный склон.
VІ. Домашнее задание
§24. Знать термины.