1
ТЕМА: Формы рельефа суши. Равнины.
ЦЕЛЬ: - обучающая: углубление и систематизация знаний о формах рельефа земной поверхности;
- развивающая: развивать умения характеризировать географическое положение равнин на физической карте мира и составлять их комплексную характеристику;
- воспитательная: воспитывать толерантность, умение работать в коллективе .
Познавательные задачи учащихся (что должны усвоить):
1. Равнина – это большие относительно ровные участки земной поверхности с незначительными колебаниями высот.
2. Низменность – это равнины с абсолютными высотами от 0 до 200 метров.
3. Возвышенность – это равнины с абсолютными высотами от 200 до 500 метров.
4. Плоскогорье – это равнины с абсолютными высотами от 500 до 1000 метров.
5. Дипресия – это равнина, которая расположена ниже уровня моря.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, тетрадь, физическая карта мира.
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и умений
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности
4. Изучение нового материала
5. Закрепление знаний
6. Домашнее задание
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений
1. Что такое нивелир? Из чего он состоит? (Нивелир – это прибор в виде вертикальной рейки высотой 1 метр и горизонтальной планки с отвесом.)
2. Что такое абсолютная высота? (Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря.)
3. Что такое относительная высота? (Относительная высота – это превышение одной точки земной поверхности над другой.)
4. Как называются линии на плане и карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой? (Горизонтали).
5. Что такое бергштрих? ( Бергштрих – это чёрточка, проведенная перпендикулярно к горизонтали и указывающая свободным концом, в каком направлении склон снижается.)
6. Определите абсолютную и относительную высоту 2 холмов. (написать на доске)
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На предыдущих уроках мы изучали внутренние и внешние процессы, деятельность которых сравнивали с неутомимыми руками скульптора. А каковы же результаты работы этого скульптора? Это разнообразие форм поверхности нашей Земли. Вам уже известно, что совокупность неровностей земной поверхности называют рельефом. Как образуются разные формы рельефа? Почему одни участки простираются на сотни и тысячи километров ровными пространствами, а другие — поднимаются вверх в виде острых пиков? Искать ответы на эти вопросы мы будем с вами на протяжении нескольких уроков. Сегодня мы изучим особенности форм рельефа, внешний вид которых всем хорошо известен, ведь именно они составляют основную часть поверхности Украины. Речь идет о равнинах.
Записываем в тетради: число, классная работа, тема.
ІV. Изучение нового материала
Все равнины различают по форме, высоте, происхождению. Первыми, мы с вами, расмотрим равнины по форме поверхности. По форме поверхности различают плоские и холмистые. Если на равнине нет значительных повышений или понижений, то ее называют плоской. На плоской поверхности нет заметных подъемов, далеко видно линию горизонта, медленно, еле заметно течет вода в реках. Примером может служить Западно-сибирская равнина.
Но больше холмистых равнин. Их рельеф более разнообразен: одиночные холмы или группы холмов, овраги, понижения с озерами, широкие речные долины (Восточноевропейская).
В природе часто сочетаются участки плоских и холмистых равнин.
Задачи. Определите, в каком описании рассказ о плоскую, а в каком о холмистую равнину.
1. Дом стоял на возвышенности, и из окна открывался великолепный вид на широкую равнину. Впереди под горкой отливала серебром река, а за ней на небольшом холме виднелось село в окружении рощи. Справа отчетливо выделялись на горизонте два села - одно за другим. От них шел большой пологий спуск к реке. Слева погружались вдаль бугорки, поросшие лесом. (плоская)
2. Перед глазами путников розстелялася широкая, безграничная равнина, перехваченная грядой холмов. Тиснучись и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловом долине: едешь-едешь и никак не подберешь, где она начинается и где кончается. Солнце уже выглянуло и тихо, без суеты, взялось за свою работу. Сначала далеко впереди поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы, и вдруг вся равнина сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засияла росой. (холмистая)
Давайте запишем в тетради:
Равнины
А) плоские (не имеют значительных перепадов высот, отетливо видно линию горизонта);
Б) холмистые (рельеф разнообразен).
Как вы думаете, как на физических картах изображены равнины? (На физических картах равнины изображены разными цветами. Посмотрите на карту. Здесь внизу расположена легенда карты – шкала глубин и высот. Все цвета, которые находяться выше нуля – изображают на карте формы рельефа суши. Посмотрите, абсолютне высота от 0 до 200 м. над уровнем моря изображены темно-зелённым цветом, от 200 до 500 м. – светло-зелёным и желтым цветами, от 500 до 2000 м. – оранжевым.)
А как вы думаете, от какого уровня моря идет отсчет абсолютних высот? От того, что находится ближе, от Черного или еще от какого-то? (В Украине прийнято вести отсчет абсолютной высоты от уровня Балтийского моря).
С равнинами по форме поверхности разобрались, теперь поговорим о равнины, которые различаются по высоте. По высоте равнины имеют разную абсолютную высоту:
1) до 200 м - низменности; На карте изображено темно-зелёным цветом.
2) 200-500 м - возвышенности; На карте изображено светло-зелёным и желтым цветами.
3) свыше 500 м - плоскогорье. На карте изображено оранжевым цветом.
Также существуют депресии. Как вы думаете что это? Это равнина, которая лежит ниже уровня моря. (Прикаспийская).
Класический пример депресии
Давайте запишем в тетради:
2) По высоте:
А) до 200 м – низменности (темно-зелёный цвет);
Б) 200-500 м – возвышенности (светло-зелёный и желтый цвета);
В) свыше 500 м – плоскогорье (оранжевый цвет).
А теперь давайте поработаем с картой, я показываю какой-то участок на карте, а вы определяете по цвету что это: низменность, возвышенность или плоскогорье.
Низменности: Амазонская, Прикаспийская, Ла-Платская, Западно-Сибирская.
Возвышенности: Большая равнина, Сахара.
Плоскогорья: Аравийское, Бразильское.
За образованием различают равнины первичные и вторичные. Первичные образовались в результате поднятия участков морского дна. Примером таких равнин может быть Причерноморская, Западно-Сибирская низменности.
Есть равнины, образованные на месте гор, которые исчезли миллионы лет назад. Это Восточноевропейская равнина. Некоторые равнины образовались наносами рек - Амазонская, Месопотамская, Индо-Гангская низменности. Это вторичные равнины.
Давайте запишем в тетради:
3) По способу образования:
А) первичные (поднятие участков морского дна);
Б) вторичные (1. образовались на месте гор; 2. образовались наносами рек).
Равнины изменяются под влиянием внешних и внутрених процесов. Мы с вами на прошлых уроках об этом говорили. Давате вспомним, как же могут изменятся равнины под влиянием внешних процесов. (выветривание, работа ветра, работа поверхностных и подземных вод и также под. влиянием человека). А как равнины изменяются под действием внутрених сил? (Вертикальные движения).
V. Закрепление знаний
Проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.
1. Какие абсолютные высоты имеют возвышенности?
2. Какие абсолютные высоты имеют низменности?
3. Какие абсолютные высоты имеют плоскогорья?
4. Посмотрите на карту. Это какая форма равнины по высоте? (несколько примеров)
5. Что такое депрессия?
VІ. Домашнее задание
§25. Знать термины.