Конспект урока "Горы", 6 клас

Про матеріал
Конспект урока (география) для учеников 6 класса, за учебником Бойко, Михели, 2014 год.
Перегляд файлу

1

 

ТЕМА: Формы рельефа суши. Горы. 

ЦЕЛЬ: - обучающая: углубление и систематизация знаний о формах рельефа земной поверхности;

              - развивающая: развивать умения характеризировать географическое положение равнин на физической карте мира и составлять их комплексную характеристику;

              - воспитательная: воспитывать толерантность, умение работать в коллективе .

 

Познавательные задачи учащихся (что должны усвоить):

1. Горы  – это сильно расчлененные участки земной поверхности, которые высоко поднимаются над равнинами.

2. Вершины – это самые высокие части гор.

3. Горные хребты – это линейно вытянутые цепи гор.

4. Гребень  – это наивысшая часть хребта.

5. Перевал – это удобное для перехода понижение в горах.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, тетрадь, физическая карта мира.

 

Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

4. Изучение нового материала

5. Закрепление знаний

6. Домашнее задание

 

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений

1. Какими бывают равнины форме поверхности ? (плоские и холмистые).

2. Какие абсолютные высоты имеют плоскогорья и каким цветом они изображаются на карте? (500-1000 метров, оранжевым).

3. Какие абсолютные высоты имеют возвышенности и каким цветом они изображаются на карте? (200-500 метров, желтым).

4. Какие абсолютные высоты имеют низменности и каким цветом они изображаются на карте? (0-200 метров, зеленым).

5. Что такое депресия? (Депресия – это равнина, которая расположена ниже уровня моря).

6. Какими способами образовываются первичные и вторичные равнины? (первичные – вертикальные движения; вторичные – вследствие наносов рек, и образование на месте бывших гор).

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 Известный поэт и певец Владимир Высоцкий в одной из своих песен написал такие строки: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Много альпинистов, которые покорили горные вершины, утверждают, что нет ничего прекраснее в мире, чем застывшая красота немых горных вершин. И, несмотря на постоянные опасности, они вновь стремятся покорить новые недоступные высоты. Чем же так привлекают их горы?

Сегодня на уроке мы попробуем разгадать некоторые загадки природы, выяснив, как образуются горы, какие процессы принимают участие в их формировании, где на Земле можно увидеть самые высокие горные вершины.

 

ІV. Изучение нового материала

 Горы  – это сильно расчлененные участки земной поверхности, которые высоко поднимаются над равнинами. Одиночные горы хоть и поднимаются на большие высоты, но они занимают небольшие площади. Каждая гора состоит из подошвы, склонов и вершины. Одиночные горы в природе встречаются редко. Чаще всего они образуют горную страну, которая охватывает большие территории, занимающие порой сотни и тысячи квадратных километров. Горные страны состоят из горных хребтов – линейно вытянутых цепей гор. Наивысшая точка хребта называется гребнем. Между собой хребты разделены продольными понижениями – перевалами.

 Схема горной страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Горы различаются по способу образования, по строению и по высоте.

Итак, по высоте над уровнем моря различают низкие (до 1000 м.) Крымские, средневысокие (1000-2000 м.) Карпаты и высокие горы (более 2000 м.). На нашей планете существует 14 «восьмитысячников», среди которых наивысшей является г. Джомолунгма (Эверест или Сагарматха).             

На прошлом уроке мы с вами ознакомились со шкалой глубин и высот. Посмотрите на легенду карты. Все цвета, которые находятся выше нуля, выше уровня моря (какого моря? – Балтийского) изображают на карте формы рельефа суши. На физической карте горы изображены такими цветами: до 1000 м. оранжевым, 1000-2000 м. красным, более 2000 м. темно-красным.

Давайте запишем в тетради:

Горы

1) По высоте:

 А) до 1000 м. – низкие (оранжевый);

 Б) 1000-2000 м. – средневысокие (красный);

 В) более 2000 м.высокие (темно-красным).

По способу образования горы бывают тектонические, вулканические.

 Тектонические – образовываются вследствие вертикальных и горизонтальных движений. (Альпы, Карпаты, Анды, Кордильеры, Гималаи).

 Вулканические – результат извержения вулканов. Растекаясь, лава формирует поднятия в виде конусов или куполов. Вулканическое происхождение имеют только одиночные горы. (Килиманджаро, Фудзияма).

Давайте запишем в тетради:

 2) по способу образования:

  А) тектонические (вертикальные и горизонтальные движения; горные страны);

  Б) вулканические (результат извержения вулканов; одиночные горы).

 По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы.

Складчатые горы – это толщи горных пород, которые под действием внутренних сил выгнулись в гигантские складки. Складки образуются в следствие столкновения литосферных плит. (Крымские, Карпаты, Альпы, Анды).

Складчато-глыбовые горы возникли на участках земной коры, где в далеком прошлом существовали складчатые горы. Древние складчатые горы разрушились и постепенно превратились в холмистую равнину. Земная кора утратила пластичность и стала более устойчивой. Когда снова возобновились горообразующие процессы, толщи пород раскололись на глыбы. Примером таких гор есть Уральские горы. А со временем, когда горы окончательно теряют вид складок земной коры, они преобразовываются в глыбовые.

 

 

 

 

 

 

 

Давайте запишем в тетради:

3) по строению:

 А) складчатые горы (внутренние силы +);

 Б) складчато-глыбовые (внутренние силы -, внешние силы +);

 В) глыбовые ( внешние силы +).

 

V. Закрепление знаний

 1. Проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.

2. По способу образования какие бывают горы?

3. По строению какие бывают горы?

4. Какие различают горы по высоте?

5. Посмотрите на карту. Это какие горы по высоте и по строению? (несколько примеров)

 

VІ. Домашнее задание

§25. Знать термины.

 

Интересные факты про горы

Считается, что чем выше поднимаются горы, тем больше они разрушаются. На самом деле высота гор зависит от вида горных пород, которые их составляют, и скорости подъема (роста гор). Горы, сложенные неустойчивыми породами (песчаник и др.), быстро разрушаются и, несмотря на «молодой возраст», имеют округлые вершины и являются относительно невысокими. Горы, сложенные преимущественно гранитами, могут подниматься на высоту до 10 тыс. м. Согласно расчетам, для того чтобы горы обрушились и на их месте образовалась равнина, необходимо около 22 млн лет.

Самой высокой горой суши является Эверест (8848 м), названная так в честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста. Второе название горы — Джомолунґма, переводится как «Богиня-мать мира» или «Мать богов Земли». Но абсолютно высшей точкой на Земле является не Джомолунґма, а «землеводна» Мауна-Кеа («Белая гора») на Гавайях. Если измерять ее от подводного основания (глубина 6 тыс. м) до вершины, то ее общая высота составляет 10 203 м, из которых только 4205 возвышаются над уровнем моря. Мауна-Кеа — это потухший вулкан.

В последнее время обнаружили еще более высокую гору — 10 672 м, но ее вершина выступает над поверхностью воды лишь на 12 см, да и то во время отлива. Гора еще не имеет названия, расположена в Тихом океане вблизи Каролинских островов.

«Крышей Америки» и всего западного полушария считают гору Аконкагуа высотой 6959 м, а самая глубокая впадина на Земле (-400 м) находится в Юго-Западной Азии и занята Мертвым морем.

С давних времен в горах жили люди, приспосабливаясь к их сложных природных условий. Археологи находят рисунки древних людей на высотах свыше 3 тыс. м.

В горах строились не только сельские населенные пункты, но и города. Древняя столица инков Мачу-Пикчу располагалась в Андах на вершине высотой 6 тыс. м. Современная столица Мексики Мехико лежит на высоте 2240 м, столица Эквадора — Кито — на высоте 2818 м. С давних времен через горы проходили торговые пути, например, Великий шелковый путь пролегал через Памир, а караванный путь из Индии в Тибет через Гималаи. Через знаменитые альпийские перевалы Сен-Ґотард и Сен-Бернар лежали дороги между странами Европы. В XIII–XVI вв. монахи одного из монастырей на перевале Сен-Бернар в Швейцарских Альпах вывели знаменитую породу собак-спасателей — сенбернаров. Они находили путников, которые заблудились, и спасали их, согревая своим теплом.

В Андах на высоте 5 тыс. до наших времен сохранились участки Царской дороги, построенной инками еще задолго до открытия материка европейцами. Длина этой вымощенной дороги составляла свыше 5 тыс. м, а ширина — до 8 м.

Горы всегда привлекают спортсменов — туристов, лыжников. В 1786 г. была впервые покорена высочайшая вершина Альп — гора Монблан (4807 м), и тогда вид спорта — поднятие на вершины, получил название альпинизм. В 1953 г. житель Непала Норгей Тенцинг и гражданин Новой Зеландии Эдмунд Хиллари покорили «третий полюс Земли» — Джомолунґму.

docx
Додано
17 лютого 2020
Переглядів
1468
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку