Конспект урока истории в 6 классе "Покорение Греции Македонией"

Про матеріал

Конспект урока истории в 6 классе для школ с русским языком обучения. Тема: "Покорение Греции Македонией" Разработку подготовила учитель истории и правоведения Зализничненской ОШ Болградского района Пасларь Виолетта Викторовна.

Перегляд файлу

6 класс     История    Дата проведения:

Тема: Кризис греческого полиса. Покорение Греции Македонией.

Эпиграф урока:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели:

- объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией;  сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

- продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный  момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Расскажите о воспитании и образовании греков разных возрастных групп.

2. Какие особенности имела семейная жизнь греков?

3. Чем прославили свои имена Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Геродот, Пифагор, Гиппократ?

4. Какие высказывания греческих философов сохранились и используются до наших дней?

III. Мотивация учебной деятельности

Время пребывания  Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к  потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

(слайд 1) Тема нашего урока: Кризис греческого полиса. Покорение Греции Македонией.

(слайд 2) Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

(слайд 3) Задание на урок: Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

IV. Изучение нового материала

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название  - пелопонесские войны (431-404). (слайд 4,5)  Эти войны закончились поражением Афин.

Какими же были  последствия этих войн для всей Греции? (запись в тетрадь)

В конце 4 в. до н. э. ухудшается материальное  положение граждан, многие землевладельцы потеряли наделы. (слайд 6)  

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников);

Владельцем земли мог стать кто угодно, даже не гражданин, нужно было иметь только деньги.

     2) разорение крестьян и ремесленников;

     На улицах Афин можно было увидеть гражданина, который попрошайничает вместе со своим рабом.

          3) обострение борьбы между богатым и бедными

       Появлялись воины, которые готовы воевать только за деньги. А на содержание армии шли достаточно большие средства, которые платили жители государства. 

 Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2.Усиление Македонии при царе Филиппе.

Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония. 

Работа с картой, контурной картой.  Карта на странице учебника с. 157

Опишите словами – где находится Македония? (на севере Балканского полуострова). С какими государствами граничит Греция? (на востоке с Фракией, на юго-западе с Эпиром, а на юге с Грецией). Обозначьте на контурной карте Македонию и столицу г. Пелла. (слайд 7)

В середине 4 века до н. э. царь Филипп ІІ сумел объединить под своей властью все македонские земли. (слайд 8). Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Гре­ции Аристотель. Знатные македоняне свобод­но говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию). (слайд 9)

- Филипп создал большую и боеспособную ар­мию.

- Создал золотой запас страны

- Приказал построить большие военные корабли

- Расширил торговлю с другими государствами

Ну, а какой была новосозданная армия Филиппа, нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Чебанова Ксения. (слайд 10)

Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою пер­вые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — пе­ред собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась не­приступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на взъерошенного железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали кам­ни, бревна и большие стрелы. Такие орудия ус­танавливались также в огромных многоэтаж­ных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохота­ли, приближаясь к осажденному городу и наво­дя ужас на его защитников.

Царь Филипп ІІ часто говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом.

Как вы понимаете эти слова? 

(Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он уме­ло ссорил между собой своих противников, не­редко добивался успеха подкупом.)

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние  греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

 Одним из противников Филиппа был Демосфен.

Работа с учебником с. 182.   Что говорил он о Филиппе? 

Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена?  (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом.  Найдите в учебнике, какие города вошли в союз для борьбы с Филиппом ІІ? (Афины, Коринф, Мегар и Аргос)

(слайд 11) 1 сентября 338 г. до н.э. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа. Отметьте на контурной  карте год и место сражения.

В этой битве греки были разбиты. В Афинах началась паника. Но на город царь Македонии не пошел. Филипп отпустил пленных и предложил мир. За это он был даже провозглашен почетным гражданином Афин. После этого в Коринф созвали представителей всех полисов.

Что же там произошло? Работа с учебником с. 183

- был создан Общегреческий союз

- македонского царя объявили гегемоном

Что такое гегемония? – политическое верховенство

Побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра.

Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.  

Фрагмент фильма «Александр Македонский». (слайд 12 видео)

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию. Ну, а это был фрагмент его подготовки к битве у поселка Гевгамелы.

Вернёмся к заданию урока. Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

V. Подведение итогов урока

1. Между какими полисами велись пелопонесские войны?

2. Назовите последствия этих войн?

3. Где расположена Македония?

4. С какими государствами граничит Македония?

5. Кому удалось объединить под своей властью все македонские земли?

6. Что было основой македонской армии?

7. Как звали греческого противника Филиппа речи которого назывались филиппиками?

8. Когда состоялась битва у города Хоренея?

9. Кто одержал победу в этой битве?

10. Кто занял место Филиппа после его смерти?

VI. Домашнее задание

1)Параграф 37 с. 180-183

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою пер­вые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — пе­ред собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась не­приступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на взъерошенного железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали кам­ни, бревна и большие стрелы. Такие орудия ус­танавливались также в огромных многоэтаж­ных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохота­ли, приближаясь к осажденному городу и наво­дя ужас на его защитников.

 

doc
До підручника
Всесвітня історія. Історія України 6 клас (Бандровський О.Г., Власов В.С.)
Додано
4 березня 2018
Переглядів
2778
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку