Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Диктатура Гая Юлия Цезаря"

Про матеріал

Конспект урока всемирной истории в 6 классе для школ с русским языком обучения. Тема урока: "Диктатура Гая Юлия Цезаря". Проверка домашнего задания по карточкам, изучение нового материала, работа с новыми терминами, работа с учебником.

Прилагается ссылка на видео "Восстание Спартака"

https://www.youtube.com/watch?v=JakVaEss258


Перегляд файлу

История        6 класс  Дата проведения:

Тема: Диктатура Гая Юлия Цезаря

Цель: дать представление о ходе политической борьбы времен падения республики в Риме; усовершенствовать навыки работы учеников с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; сравнивать однотипные исторические явления на примере первого и второго триумвирата; охарактеризовать исторических деятелей исследуемого периода; воспитывать любопытство к истории Древнего Рима.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

Ученики получают карточки, на которых им нужно с помощью "+ " - указать правильный ответ, с помощью "- " - неправильный. Учитель зачитывает вопрос, ученики заполняют полученные заранее карточки. Потом обмениваются карточками с соседом по парте, учитель дает ключ, а ученики осуществляют проверку.

1.Войны с итальянскими племенами и Карфагеном обогатили Рим военным       опытом, укрепили армию. +.

2.В начале ІІІ в. до н. э. Рим объявил Македонии войну.  - (ІІ с. до н.э.).

3.В 197 г. до н. э. Тит Фламинин разгромил македонскую армию в битве при Киноскефалами.  +.

4.Триумф - торжественная встреча, которая считалась наивысшей формой отличия полководца. +

5. Римом правило 7 консулов. +

6. Пуннические войны – это борьба Афин и Спарты за господство в Средиземном море. -  (Карфагена и Рима)

7.  Первая Пунническая война закончилась захватом и присоединением к Риму острова Сицилия. +

8. Война Ганнибала шла 14 лет. – (16 лет)

9.Ганнибал хотел попасть в Италию через горы Карпаты. – (Альпы)

10. В битве под Замами победу одержали карфагеняне. – (римляне)

11. Третья Пуническая война закончилась разгромом Карфагена. +

12. Господство в Средиземном море одержал Карфаген. – (Рим)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

 

IV. Изучение нового материала

  1. Диктатура Суллы

Начало І в. до н. э. определяется началом заостренной борьбы между оптиматами и популярами.

Работа с терминами (конспект)

Оптиматы – защитники интересов аристократии.

Популяры – сторонники интересов трудящихся слоев.

До начала І в. до н. э. объединились вокруг представителя древнего аристократического рода, полководца и одаренного политика Луция Корнелия Суллы.  После победы в войне с Понтийским царством Сулла вернулся в Италию. Против него выступала собранная наспех армия популяров. В битве победу одержал Сулла и был провозглашен диктатором без ограничения срока. 

Работа с термином с. 224

Кто такой диктатор?

Диктатор - государственная должность, которая вводилась в особо трудный для государства период.

1 ноября 82 г. до н.э. диктатором Рима на неограниченный срок становится Луций Корнелий Сулла, один из оптиматов. Он начинает уничтожать популяров. Были составлены особые списки врагов государства, по которым были подданы казни сотни знатных римлян. Их имущество перешло к Сулле.  Во времена правления Суллы укрепились позиции родовой знати. 

Сначала диктатор избирался на срок не более года. Корнелий Сулла, как уже было сказано, установил диктаторское правление на неограниченный срок. Но политика Суллы в интересах незначительной группы рабовладельцев одержала поражение, поэтому в 79 г. до н.э. по неизвестным причинам Сулла сложил с себя полномочия диктатора. А в 78 г. до н.э. он умер.

Рабы постоянно восставали против своих хозяев. В 74 г. до н.э. началось наибольшее за всю историю восстание рабов, которое продолжалось до 71 г. до н.э. Возглавил его гладиатор Спартак.

Работа с термином с. 224

Кто такой гладиатор?

Просмотр видеоролика «Восстание Спартака» https://www.youtube.com/watch?v=JakVaEss258

  1. Первый триумвират и диктатура Цезаря

В 60 году до н. е. Цезарь управлял Южной Испанией. Постепенно у него возник замысел добиться еще большей власти в самом Риме. Для этого он тайно договорился с известными полководцами Марком Крассом и Гнеем Помпеем. Они образовали Первый триумвират.

Работа с термином с. 224

Что такое триумвират? - Это был союз, направленный против сената.

Они разделили между собой руководство провинциями и договорились поддерживать друг друга. Пользуясь поддержкой коллег Юлий Цезарь организовывал военный поход в Галлию (территория современной Франции). Среди галльских племен не было единства, они враждовали и воевали между собой. Цезарь, который прибыл к Галлию в 58 г. до н.э., воспользовался этим. Исповедуя известный римский принцип "разделяй и властвуй!», он постепенно, за восемь лет, покорил всю Галлию. Но эта победа не была окончательной. Племена галлов постоянно восставали, и римлянам все время приходилось их усмирять.

 Что такое сенат и кто туда входил? (с.208  учебника)

 Вся Галлия, завоеванная Цезарем, вошла в состав Римского государства. Пока Красс воевал с Парфянским царством в пустынях Мессопотамии, а Цезарь подавлял восстание в Галлии, Помпей оставался в Риме и все больше влиял на государственные дела. После смерти в 53 г. до н. е. Красса, Помпей фактически становился единственным правителем государства. Помпей казался сенату лучшим союзником, чем Цезарь. В 52 году к н. е. Помпей был избран консулом впервые в римской истории без коллеги. В 50 г. до н. е. Помпей, напуганный успехами Цезаря в Галлии, начал склонять сенат к принятию решения об отзыве Цезаря из завоеванных земель. 1 января в 49 г. к н. е. сенат принял соответствующий приказ. Народные трибуны наложили на это решение "вето" и убежали к Цезарю.

 В распоряжении Юлия Цезаря были лишь два легиона (около 10 тыс. воинов). Находясь у границ Италии он понимал, что, перейдя г. Рубикон, начнет гражданскую войну. Взвесив все "за и против", со словами "Жребий брошен"! - он переправился на ту сторону реки.

 Помпей отступил в Грецию. В Греции вблизи города Фарсал. В 48 г. до н. е. состоялась битва двух выдающихся римских полководцев. В Битве при Фарсале, Цезарь разбил армию Помпея, которому удалось убежать в Египет. Там, вместе с семьей, он надеялся найти пристанище и защиту у царя Птолемея XII. Но на то время царь Египта уже умер, и за его трон спорили сын и дочь - Птолемей ХІІІ и Клеопатра. Победил Птолемей. Чтобы не ссориться с Цезарем, он приказал убить Помпея.

 Знаете ли вы какие-то интересные сведения о Клеопатре?

 Победив войско Птолемея, Цезарь возвел на египетский трон сестру Птолемея Клеопатру.

  1. Цезарь – правитель Рима

 Самостоятельная работа с учебником с. 226-227 (проработав текст, учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы)

1.Когда состоялась битва Цезаря с Понтийским царем? (47 г. до н.э.)

2. Что означали слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил»? (быстрая победа в Сирии)

3. Какой была основная цель правления Цезаря? (возобновление нормальной жизни государства)

4.  Какие реформы проводил Цезарь?

5.  Как и когда произошло убийство Цезаря? (в 44 г. до н. э.)

 Просмотр презентации про Гая Юлия Цезаря

 Работа с таблицей с. 227

Кто из диктаторов больше стремился сохранить республику?

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Какие территории завоевал Юлий Цезарь?

2. Что означают крылатые высказывания: «жребий брошен», «перейти Рубикон», «И ты, Брут?». Какие события лежат в их основе?

3. Как и кто создал первый триумвират?

4. Можно ли считать триумвиратов диктаторами?

5. Когда была установлена диктатура Цезаря?

VІ. Домашнее задание

Выучить параграф  46 с. 223-227

Письменно записать в тетради высказывания и их значение.

 

 Если остается время можно дать возможность детям собрать «пазлы» из высказываний Цезаря, разделив предложение на две части.

(оригинал)

Задача полководца — побеждать столько же умом,

сколько мечом.

 

Когда любит один — назови это как хочешь: рабство, привязанность, уважение… Но

это не любовь — любовь всегда взаимность!

 

Лучше сразу умереть, нежели

жить в ожиданием смерти.

Лучше быть первым в провинции,

чем вторым в Риме.

Не теряет лишь тот,

кто ничего не имеет.

Величайший враг спрячется там,

где вы будете меньше всего искать.

Великие дела надо совершать не раздумывая,

чтобы мысль об опасности не ослабляла отвагу и быстроту.

Каждый кузнец

своей судьбы.

Оратор должен избегать лишних слов,

как рулевой избегает подводных камней.

Живи так, чтобы знакомым стало скучно,

когда ты умрешь.

 

(перепутанные)

Задача полководца — побеждать столько же умом,

своей судьбы.

Когда любит один — назови это как хочешь: рабство, привязанность, уважение… Но

как рулевой избегает подводных камней.

Лучше сразу умереть, нежели

чтобы мысль об опасности не ослабляла отвагу и быстроту.

Лучше быть первым в провинции,

когда ты умрешь.

Не теряет лишь тот,

где вы будете меньше всего искать.

Величайший враг спрячется там,

кто ничего не имеет.

Великие дела надо совершать не раздумывая,

это не любовь — любовь всегда взаимность!

Каждый кузнец

чем вторым в Риме.

Оратор должен избегать лишних слов,

жить в ожиданием смерти.

Живи так, чтобы знакомым стало скучно,

сколько мечом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
До підручника
Всесвітня історія. Історія України 6 клас (Бандровський О.Г., Власов В.С.)
Додано
11 березня 2018
Переглядів
5164
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку