Конспект урока «Изменение прилагательных по числам, родам, падежам. Произношение отдельных форм прилагательных. Речевая линия. Описание человека. Как мы выглядим»

Про матеріал

Цели:

углубление знаний о прилагательных в сопоставлении с другими языками;
формирование лексических навыков по теме «Внешний и внутренний мир человека», формирование грамматических навыков (место прилагательного в описании);
формирование нравственных качеств, взглядов и убеждений.

Перегляд файлу

Слайд 1. «Изменение прилагательных по числам, родам, падежам. Произношение отдельных форм прилагательных. Речевая линия. Описание человека. Как мы выглядим» (5 класс)

Слайд 2. Цели:

углубление знаний о прилагательных в сопоставлении с другими языками;
формирование лексических навыков по теме «Внешний и внутренний мир человека», формирование грамматических навыков (место прилагательного в описании);
формирование нравственных качеств, взглядов и убеждений.

Индукция.  На прошлом уроке мы начали с вами работу по углублению знаний о прилагательном. И сегодня нам предстоит продолжить эту работу.

 Слайд 3. Этап 1 . Истина познаётся в сравнении с ошибками (Г.Александров).

Самоинструкция. Перед вами результаты домашней работы ученика 5-го класса, который изучив одновременно тему «Прилагательное» в русском и английском языке,  справился с работой следующим образом:

Слайд 4. WE LIVE ON THE EARTH. IT IS VERY BIG. THE EARTH IS FULL OF WONDERS. THE FORESTS ARE BEAUTIFULS. THE OCEANS ARE BIGS. PEOPLE ARE KINDS AND CLEVERS.
Мы живём на Земле. Она очень большая. На Земле много прекрасного. Красивые леса. Большие океаны. Люди добрые и умные.

 Задание группам: В написании каких частей речи допущены ошибки? Почему мальчик допустил ошибку?

Афиширование Ответы учащихся

Слайд 5 Копилка: В русском языке во множественном числе окончания у прилагательных изменяются, а в английском языке во мн.ч. у прилагательных окончаний нет. А в украинском?

Сопоставим роль прилагательных в двух иностранных языках – русском и английском? Прочитайте данные тексты без прилагательных.

Слайд 6 Копилка: В русском языке - с помощью прилагательных писатель рисует образную картину, которую мы легко можем представить, а в английском - прилагательные являются определениями существительных.

        Скажите, ребята, в текстах какого типа речи мы чаще всего встречаем прилагательные? (в описании).  

         Знаете ли вы? В худо­жественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово — это прила­гательное. Давайте посмотрим, насколько важно правильно и точно выбирать прилагательные в описании, насколько от этого будет зависеть образность.

Слайд 7 Самоинструкция. Перед вами две картинки с изображением

Опишите. Как выглядят изображённые на них дети? (первая группа своими словами 1-я картинка, вторая группа 2-я картинка). Афиширование

Слайд 8. Сравнение с возможным вариантом. Какой из вариантов более образный?

Сделаем вывод: Какое из изображений кажется вам наиболее привлекательным, почему? Важен ли внешний вид для впечатления о человеке?

Слайд 9. Как нужно выглядеть, чтобы это впечатление было хорошим?

Слайд 10. Этап 2. В каждом человеке солнце, только дай ему светить (Сократ).

Материал для наблюдения. Стихотворение Эдуарда Асадова «Хорошие люди» Согласуйте данные прилагательные в роде, падеже, числе. Запишите окончания. Определите род, число и падеж прилагательных. Сделайте выводы (как не ошибиться в правильном определении окончания).

Слайд 11.

Живут на планете хорош… люди. 

Красив… в скромности строг.. своей. 

Привет вам сердечн.., хорошие люди! 

Больш… вам счастья, хорошие люди! 

Я верю: в грядущем Земля наша будет 

Планетою только хорош.. людей. 

Слайд 12. Копилка: чтобы определить окончание, нужно поставить от существительного к прилагательному вопрос.

Как вы считаете, какой смысл вложил автор в понятие «Хорошие люди» (хорошие – это какие?)

Слайд 13. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы стать хорошим человеком? Советы. Хороший человек – это…

Вывод: Итак, ребята, мы увидели, что в человеке должно быть гармонично: и внешний облик, и внутренний мир. О таком человеке говорят цельный. Вам это слово незнакомо. Слайд 14. Но вы знаете слово «целый», который нам поможет его понять. Эти слова мы называем –… паронимы. Итак, цельный – это…

Мы встретим ещё одно прилагательное-пароним значимый. Объясните его. В данном слове ещё очень важно ставить правильно ударение. Как быть?

Учёные установили, что с течением времени нередко побеждает ударение, кото­рое стоит ближе к концу слова. Так, в XIX веке говори­ли: днЕвный, громОвый. В наше время единственно верным считается произношение дневнОй, громовОой. В то же время остаётся группа прилагательных, где место ударения нельзя выбирать, оно строго закрепле­но: кУхонный (нельзя: «кухОнный»), кедрОвый (не рек.: «кЕдровый»), знАчимый (нельзя: «значИмый»)... Чтобы не ошибиться, необходимо почаще открывать ор­фоэпический словарь.

Эти два слова, оказывается, были соотнесены одним очень мудрым человеком, с одним образом. Как выдумаете с каким? Для каждого из нас образцом такого единства есть близкий и родной человек. Возможно, это прежде всего мама. Поднимите руки, кто согласен?

Слайд 15. Этап 3. Мама -  всего 4 буквы, а смысл длиною в жизнь Какие бы слова ни приходили к нам в голову, они всегда кажутся нам недостойными мамы, маловыразительными для того, чтобы передать богатую палитру нежных и благодарных чувств, которые мы испытываем к ней. Ведь мама – особый, самый родной, значимый для нас человек, и поэтому нам, разумеется, хочется, чтобы и слова о ней тоже были необыкновенными и особенными. Подарив нам жизнь, мама охраняет нас от бед и невзгод своей безусловной нежной любовью. Бессонными ночами бережёт наше детское здоровье. Заботливо собирает школьный портфель и, несмотря на усталость, просиживает вместе с нами над сложными домашними заданиями. Поздними вечерами, волнуясь, ждёт возвращений с первых свиданий. Но самое главное – мама любит нас в независимости от наших достижений и успеха или досадных неудач. Она любит нас любых: исключительно за то, что мы – её родные дети. Взрослея, мы по-новому начинаем ценить щедрую и нежную материнскую любовь. Поэтому, говоря о ней, мы стараемся найти те строки, которые выразили бы всю глубину и теплоту нашей благодарности ей.

 

Предлагаем задание Описать свою маму, используя план и слова-помощники.

 

Слайд 16. Каждому раздаются карточки. На карточках написан план и помощники к характеристике характера.

1. Общее впечатление (фигура, рост).

2. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски).

3. Одежда. 

4. Манеры поведения (походка, манера говорить)

5. Душевные качества.

Например, милая, любимая, весёлая, очаровательная, умная, красивая, добрая, славная, обольстительная, добродушная, нежная, заботливая, внимательная, серьёзная, жизнерадостная, лучистая, обаятельная.

       Слайд 17. Что мы узнали нового? Что нам пригодится в будущей жизни? Узелок на память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Изменение прилагательных по числам, родам, падежам. Произношение отдельных форм прилагательных. Речевая линия. Описание человека. Как мы выглядим»

- В русском языке во множественном числе окончания у прилагательных изменяются, а в английском языке во мн.ч. у прилагательных окончаний нет.

- В русском языке с помощью прилагательных писатель рисует образную картину, которую мы легко можем представить, а в английском - прилагательные являются определениями существительных.

 

Живут на планете хорош… люди. 


Красив… в скромности строг.. своей. 


Привет вам сердечн.., хорошие люди! 


Больш… вам счастья, хорошие люди! 


Я верю: в грядущем Земля наша будет 


Планетою только хорош.. людей. 

План и помощники к характеристике мамы

1. Общее впечатление (фигура, рост).

2. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски).

3. Одежда. 

4. Манеры поведения (походка, манера говорить)

5. Душевные качества.

Например, милая, любимая, весёлая, очаровательная, умная, красивая, добрая, славная, обольстительная, добродушная, нежная, заботливая, внимательная, серьёзная, жизнерадостная, лучистая, обаятельная.

Узелок на память:

«Изменение небольших привычек приведёт к большим изменениям, которые помогут сделать мир лучше»

     «У тебя есть мама! Цени и береги ее, ведь очень много детей есть на этом свете, которые мечтают о том, чтобы хоть на миг прижаться к матери, хотя бы на мгновение, цени каждую минуту, цени, это самые дорогие минуты твоей жизни.. .»

Заметки: ___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 

«Изменение прилагательных по числам, родам, падежам. Произношение отдельных форм прилагательных. Речевая линия. Описание человека. Как мы выглядим»

- В русском языке во множественном числе окончания у прилагательных изменяются, а в английском языке во мн.ч. у прилагательных окончаний нет.

- В русском языке с помощью прилагательных писатель рисует образную картину, которую мы легко можем представить, а в английском - прилагательные являются определениями существительных.

 

Живут на планете хорош… люди. 


Красив… в скромности строг.. своей. 


Привет вам сердечн.., хорошие люди! 


Больш… вам счастья, хорошие люди! 


Я верю: в грядущем Земля наша будет 


Планетою только хорош.. людей. 

План и помощники к характеристике мамы

1. Общее впечатление (фигура, рост).

2. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски).

3. Одежда. 

4. Манеры поведения (походка, манера говорить)

5. Душевные качества.

Например, милая, любимая, весёлая, очаровательная, умная, красивая, добрая, славная, обольстительная, добродушная, нежная, заботливая, внимательная, серьёзная, жизнерадостная, лучистая, обаятельная.

Узелок на память:

«Изменение небольших привычек приведёт к большим изменениям, которые помогут сделать мир лучше»

     «У тебя есть мама! Цени и береги ее, ведь очень много детей есть на этом свете, которые мечтают о том, чтобы хоть на миг прижаться к матери, хотя бы на мгновение, цени каждую минуту, цени, это самые дорогие минуты твоей жизни.. .»

Заметки: ___________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

 

 

doc
Додав(-ла)
ГЕТЬМАН Ірина
Додано
21 листопада 2018
Переглядів
904
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку