м
Андрей обращает свои надежды в прошлое, не может создавать что-то новое. Он становится жертвой положения. Он не способен к какому-либо действию или активному решению. Рассмотрев образ скрипки в пьесе «Три сестры», что противопоставление человека и мира достигает высшей точки развития и имеет драматический характер. Оно выражено звучанием мелодии. Звукам скрипки противопоставлены паузы, стук и другие элементы, которые образуют своеобразный ритм, обозначающий существование объективного мира и его специфическое движение.
2.3. Специфическая роль скрипки в пьесе «Три сестры» А.П. Чехова
Образ скрипки в пьесе «Три сестры» интересен тем, что она звучит за сценой. На ней играет Андрей Прозоров, персонаж драмы. С одной стороны, его умение играть признак образованности. В начале пьесы сёстры гордятся им: «За сценой игра на скрипке.
Маша. Это Андрей играет, наш брат.
Ирина. Он у нас учёный.
Ольга. Он у нас и учёный, и на скрипке играет».
Для самого Андрея скрипка это способ бегства от окружающей действительности, от проблем. Даже начавшийся пожар не трогает его.
«Ирина. И вот все побежали на пожар, а он сидит у себя в комнате и никакого внимания. Только на скрипке играет». И даже его жена начинает пренебрежительно относиться к занятию мужа:
«Наташа (Ирине). В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой пусть там пилит!».
К концу пьесы скрипка начинает звучать всё чаще. Андрей всё больше замыкается в своём мире, больше времени уделяет игре на инструменте.
В мелодическом контексте время соотносится с человеком как субъектом, оно привязано к нему; речь идёт о конкретной жизни отдельного человека. Так, в первом действии игра Андрея на скрипке завершает философствования других персонажей.
«Чебутыкин. Вы только что сказали, барон, нашу жизнь назовут высокой; но люди всё же низенькие. (Встаёт) Глядите, какой я низенький. Это для моего утешения надо говорить, что жизнь моя высокая, понятная вещь.
За сценой игра на скрипке».
Примечательно, что произнесение слов сопровождается мелодией. Игра на скрипке сопутствует и речи Кулыгина о жизни директора гимназии.
В пьесе отчётливо прослеживается существенное для нас совпадение звучания мелодии и размышлений персонажей о жизни, счастье. «В такой параллели мелодия приобретает значение человеческого присутствия в мире. В пьесе намечается взаимодействие человека и бытия. Оно выражается через звучание скрипки аналога человеческой жизни».
Скрипка выступает как упорядочение ритма, т.е. «очеловечивание» его, наполнение человеческим содержанием. Скрипка вносит в музыку своеобразную логику, осмысленность. Эта логика, которую несёт в себе скрипка, соотносима с человеческой жизнью, имеющей своё внутреннее причинно-следственное развитие.
В четвёртом действии звучание скрипки предполагает индивидуальное, личностное самовыражение единичного субъекта. Примечательно, что сама музыка становится предметом речи она напрямую соотносится говорящими с их жизнью, выступая по отношению к жизни как модель, задающая смысловые и эмоциональные доминанты:
«Маша. О, как играет музыка! Они уходят от нас, один ушёл совсем навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить…Надо жить». В большинстве случаев звуки скрипки не связаны с непосредственными действиями персонажей: как правило, они звучат за сценой. Поэтому можно интерпретировать их как специфическое непосредственное появление большого мира. Таким образом, мы увидели, что скрипка здесь служит воплощением одиночества Андрея, его тоски и потерянности, становится символом несбывшихся надежд.
Сам Андрей никак не может определиться в жизни, семейная жизнь убила в нём все надежды на осуществление давнишних своих стремлений преподавать в Московском университете. На место потерянной мечты приходит апатия, равнодушие.
Мы можем предположить, что звуки скрипки (т.е. звук дома) противопоставлены звукам города. Дом сестёр наполнен умными, возвышенными разговорами и не менее возвышенными мечтами. Дом противостоит городу миру бесконечной обыденной повторяемости.
«Андрей. О, где оно, куда ушло моё прошлое, когда я был молод, весел, умён, когда я мечтал и мыслил изящно, когда настоящее и будущее моё озарялось надеждой. Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны».
Скрипка единственная отдушина для Андрея, кусочек того мира, в котором ему уже не быть. Игра на скрипке снижается тем, что звучит лишь за сценой. Здесь скрипка лишена романтического ореола. Смысловым продолжением скрипки в четвёртом действии предстаёт арфа. Отзвуки скрипки за сценой как бы подтверждают абсурдность жизненного устройства.
Всё стабильное в доме Прозоровых подвергается разрушению и торжествует лишь пошлость, эгоизм и расчётливый цинизм. Мечты Андрея о блестящей университетской карьере не сбываются, он женится на вульгарной Наташе, которая постепенно захватывает дом в свои руки и вытесняет из него сестёр. Действие пьесы погружено в атмосферу пассивности, тоски и безысходности. «Чехов создаёт произведение, где остро ставится проблема активного восприятия окружающей жизни. Что с помощью удивительно тонкого символического образа скрипки автор говорит о необходимости трезвого осознания прошлого ради счастья каждого человека» .
Андрей обращает свои надежды в прошлое, не может создавать что-то новое. Он становится жертвой положения. Он не способен к какому-либо действию или активному решению. Рассмотрев образ скрипки в пьесе «Три сестры», что противопоставление человека и мира достигает высшей точки развития и имеет драматический характер. Оно выражено звучанием мелодии. Звукам скрипки противопоставлены паузы, стук и другие элементы, которые образуют своеобразный ритм, обозначающий существование объективного мира и его специфическое движение.