Урок - путешествие по стране Умножения и Деления построен на закреплении знаний табличных случаев умножения и деления. На каждой станции учащиеся повторяют и закрепляют полученные знания. Выполнив задание, украшается ёлочка. В конце урока дети получают приглашение на новогодний утренник.
Тема:
Упражнения на применение табличных случаев умножения и деления. Решение задач двумя способами.
Цель:
- Закреплять знания табличных случаев умножения и деления, совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной и коллективной работ;
- Развивать навыки письменного и устного счёта, мыслительную деятельность при решении задач;
- Воспитывать активность, ответственность, самостоятельность.
Оборудование:
Смайлики, план урока в картинках, карточки с дифференцированными заданиями, рисунок ёлки, снежинки, картинка санок, мультимедийный проектор, презентация к уроку, перфокарты, запись письма, сигнальные карточки.
План урока:
1.устный счёт
2.работа с сигнальными карточками
3.каллиграфическая минутка
4.математический диктант
5.проверка м/д
6.физминутка
V. Закрепление изученного материала
1.ребус
2.работа над задачей
3.самостоятельная решение задачи
4.проверка самостоятельной работы
5.дифференцированная самостоятельная работа
VI. Итог урока. Самооценка
Ход урока:
І. Организационный момент
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счета.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
- Прочитайте слова М.В.Ломоносова – выдающегося русского учёного, физика, химика, поэта, художника, математика: «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (слайд №1)
- Как вы понимаете слова учёного? Объясните. ( На уроках математики решаем задачи, примеры, уравнения, работаем с выражениями. Чтобы правильно выполнять эти нелёгкие задания, нужно думать, т.е. ум в порядок приводить. )
- А ещё М.В.Ломоносов сказал, что математика – это гимнастика ума. Пусть слова учёного будут девизом нашего урока. (слайд №2)
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня наш урок немного необычный. Ребята, у меня для вас сюрприз. Вам пришло звуковое письмо из далекой Лапландии - царства вечной зимы, снега, льда, стужи. Письмо прислал Дед Мороз. Послушайте его. (слайд №3)
(Голос на магнитофоне)
«Дорогие ребята! Это пишу вам я, Дед Мороз. Прежде, чем отправиться в путь, я решил узнать, как же дети вашей школы готовятся к Новому году? Какие у них успехи в учебе? Какими игрушками они будут украшать елку? Шлю вам мой морозный привет, волшебные сани для сказочного путешествия на уроке и маленькую елочку, которую вы будете наряжать после выполнения заданий.
До скорой встречи! Ваш Дед Мороз.»
-Ребята, давайте покажем Деду Морозу свои знания по математике на сегодняшнем уроке. Не теряем время, а берёмся за работу. Перед вами – условные обозначения этапов урока, т.е. модель урока. Прочитайте, чем мы будем сегодня заниматься.
1. Устный счёт;
2. каллиграфическая минутка;
3. геометрический материал;
4. решение примеров;
5. решение задач;
6. самостоятельная работа.
IV. Актуализация опорных знаний
- Представьте, что мы с вами садимся вот в эти сани (слайд №4) и отправляемся в сказочное путешествие по стране Умножения и Деления.
( Звенят колокольчики)
- А вот и остановка «Считай, решай, отгадывай». (слайд №5)
- Декабрь. Матушка - зима вступает в свои права, наметает много снега. Она засыпает все тропинки и дорожки. Давайте наловим этих снежинок и выполним задания, которые приготовила нам Зима. (слайд №6)
4∙4= 27:3=
18:2= 3∙8=
24:4= 32:4=
3∙6= 6∙6=
7∙8= 5∙7=
45:5= 63:9=
- Украшаем ёлочку снежинкой.
-А теперь давайте вспомним и покажем на карточках, какие знаки прячет предлог «на», а какие « в».
( Дети показывают: +, -, :, ∙)
- на больше +;
- на меньше -;
- в…раз меньше? : ;
- в …раз больше? ∙;
- на сколько > <? -;
- во сколько раз > <? :;
-Как называются числа при умножении? При делении?
3. Каллиграфическая минутка
- Прочитайте числа 21, 18, 12, 27, 14, 30. Найдите лишнее. Почему?
(Лишнее число 14 – все делятся на 3, а 14 нет). (слайд №7,8)
- Пропишите красиво это число. Произведением каких однозначных чисел могут быть эти числа?
- Самостоятельно записывают в тетрадь и проверяют (слайд №9)
4. Математический диктант
1) Увеличь 24 на 30.
2) Уменьши 37 на 20.
3) Увеличь 9 в 9 раз.
4) Уменьши 36 в 6 раз.
5) Во сколько раз 8 меньше 32?
6) На сколько 35 больше 5?
7) Запишите произведение чисел 8 и 9.
8) Запишите частное двух чисел 56 и7.
5. Проверка работы (слайд № 10). Украшение ёлочки игрушкой.
- Сани летят все быстрее. (слайд №11). Под нами мелькают реки, закованные льдом. А вот и остановка «Геометрическая». Выберите, на каком рисунке стрелки часов образуют прямой угол. (слайд №12).
- Назовите фигуры. Найдите фигуру, в которой все углы прямые. Найдите периметр этих фигур. (слайд №13-15).
- Молодцы! Задания вы выполнили. Нарядим елочку. Сани опять наши в пути. (слайд №16). А вот и следующая остановка. Отгадайте ребус, чем мы будем заниматься.
6. Физкультминутка (слайд №17)
- Но перед тем, как приступить к работе, мы должны выполнить упражнения, которые помогут нам активизировать мыслительную деятельность.
1. Массаж ушных раковин
-Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Разотрите всю ушную раковину.
2. Перекрёстные движения.
- Выполняйте перекрёстные движения одновременно правой рукой и левой ногой: вперёд, в сторону, назад. Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3. Горизонтальная восьмёрка.
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
V. Закрепление изученного материала
1. Отгадайте ребус (слайд №18)
2. Работа над задачей (слайд №19)
- Самостоятельное чтение задачи
- Составление краткой записи задачи на доске при помощи наглядных таблиц
- Работа над выбором действий для решения задачи (слайд №20)
3. Самостоятельное решение задачи (дифференцированное)
4. Проверка самостоятельной работы (слайд №21)
5. Дифференцированная работа (слайд № 22)
6. Проверка дифференцированной работы (слайд № 23)
VI. Итог урока. Релаксация. Выставление оценок
1. Итог урока
- Вот и закончилось наше путешествие на волшебных санях.
- Понравилось оно вам?
- Что мы закрепляли на уроке?
- Вы молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке - и задания все выполнили и елочку нарядили.
- Ребята, Дед Мороз вместе с письмом прислал вам приглашение на новогодний утренник, который будет у нас в школе 25 декабря. (слайд №24)
Елка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот -
Ребятишек елка ждет!
- Дифференцированное задание на карточках
3. Релаксация
- Вы молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке - и задания все выполнили и елочку нарядили.
- А сейчас, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Если вы выполнили все задания и сможете оказать помощь другим, возьмите красную игрушку. Если вы допустили незначительные ошибки и вам необходима поддержка, возьмите жёлтую игрушку. Если вы допустили много ошибок и вам необходима помощь, возьмите синюю игрушку.
- Спасибо за урок.