УРОК :» Природа Антарктиды»
Цель урока:
1. Формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для описания природы Антарктиды;
2. Развивать умения учащихся обобщать, анализировать и применять полученные знания и практические навыки в работе с картами атласа и другими источниками географических знаний;
3. Воспитание ответственного отношения к умственному труду, развитие творческого потенциала учащихся;
4. Формирование сплоченности при коллективной работе, воспитание чувства дружбы и товарищества.
Оборудование: атласы, ученики, презентация , Веб-квест.
УРОК :» Природа Антарктиды»
Цель урока:
1. Формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для описания природы Антарктиды;
2. Развивать умения учащихся обобщать, анализировать и применять полученные знания и практические навыки в работе с картами атласа и другими источниками географических знаний;
3. Воспитание ответственного отношения к умственному труду, развитие творческого потенциала учащихся;
4. Формирование сплоченности при коллективной работе, воспитание чувства дружбы и товарищества.
Оборудование: атласы, ученики, презентация , Веб-квест.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Приём « Ассоциативный куст»
??? Что мы знаем уже о ГП , истории открытия Антарктиды?
3. Изучение нового материала.
« И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом , ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край». А.М.Гусев, современный исследователь Антарктиды.
???Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы отправиться в этот загадочный, неизведанный край земли?
- Смелость, храбрость, ловкость, ум, находчивость, настойчивость, целеустремленность.
Сегодня у нас в гостях путешественник, который уже побывал на этом континенте. Послушаем его впечатления.
(Рассказ путешественника)
Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялся высоко в горы. Вокруг меня был снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнезде, а при себе, в сумке. Здесь мррские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Антарктида – единственный материк на Земле, где человек не живет постоянно. Человек не может привыкнуть к таким условиям жизни. По мнению врачей, пребывание человека в Антарктиде следует ограничивать одним годом. Зимовку можно повторять через 2-3 года. В последние годы население материка достигает 4-5 тыс. человек. Да ещё стали часто наведываться туристы.
???А чем же привлекает людей этот суровый край?
Пут: На этот вопрос вы ответите, лишь побывав там. Счастливого пути!
Но прежде чем отправиться в Антарктиду, надо решить, что взять с собой. .( выбрать вещи).
В этом учебном году вы путешествуете по различным материкам и на некоторых из них уже успели побывать.
Задание: Работая в паре по карточке – заданию определите по характеристикам уже изученные материки .( Африка, Ю.Америка, Австралия)
Самый жаркий –
Самый ветреный -
Самый холодный –
Самый влажный –
Материк ученых –
Самый сухой –
Имеет двойной рельеф –
Самый высокий –
Самый низкий -
Самый бедный-
А к какому материку относятся оставшиеся признаки? ( Антарктида)
Сегодня мы заполним с вами пробелы и объясним загадки Антарктиды. Вы дома проходили Веб-квест, размещенный в моём блоге, и будете сегодня в роли научных сотрудников по изучению ледяного материка.
Геоморфологи
1. В состав какого древнего материка входила Антарктида? Какая тектоническая структура лежит в основании материка? Какие есть области складчатости?
2. Какие формы рельефа находятся под ледниковым панцирем? В чем различия рельефа Западной и Восточной Антарктиды?
3. Назовите самую максимальную высоту и минимальную высоту рельефа Антарктиды. Нанесите на контурную карту эти точки, вулкан Эребус, формы рельефа Антарктиды
4. Как называется действующий вулкан на окраине материка?
5. Почему Антарктида самый высокий материк ?
Запись в тетради: ( заполнить пропуски)
В основе Антарктиды лежит древняя______, которая является частью древнего материка_______. На _____ расположены области_______складчатости. Рельеф Восточной части______, а Западной____. Есть горные системы:______ и ______. Самая высокая точка Антарктиды находится в_______на высоте 5140 метров. Самая низкая точка на( равнине Бэрда (-2225м). На материке есть действующий вулкан ________с выстой 3794 метров. Антарктида- самый высокий материк Земли, потому что______.
Геологи
В недрах Антарктиды есть полезные ископаемые_________. Но их добыча не ведётся. Это связано с______.
Работа с к/ к. Нанести объекты Антарктиды на к/к.
Гляциологи:
1. Какова средняя и максимальная толщина льда?
2. Объясните, как возникает покровный ледник.
3. Какие проекты использования льдов Антарктиды?
4. Чем отличается шельфовый ледник от материкового? Назовите самый крупный шельфовый ледник.
5. Причина образования айсбергов? В чём их опасность?
Средняя высота ледникового щита 2000_метров, а максимальная 4700 метров. Ледники образуются таким образом: _______. В Антарктиде есть шельфовые ледники -это____. Самый большой шельфовый ледник_____Его площадь равна примерно 487 000 км². Это больше площади Испании и почти равно площади Франции. Айсберги образуются_______. Они опасны тем, что_____. Во льдах материка сосредоточено 80 % всех пресных вод планеты. Существуют проекты по использованию льдов Антарктиды_______.
Чтобы нам не замёрзнуть проведём вместе с пингвинами физкульминутку.
Климатологи
1.В каких климатических поясах находится материк?
•2.Какова особенность антарктического воздуха?
•3.Определите чему равна среднесуточная температура воздуха летом, зимой? Осадки.
•4.Назовите самую низкую температуру, где она была зарегистрирована?
• 5. Почему Антарктида- самый холодный материк Земли?
• 6. Причина образования стоковых ветров.
Климат в Антарктиде самый______из всех материков. Попробуем в этом разобраться. Антарктида лежит в_____ климатических поясах. Здесь формируются_____воздушные массы , которые имеют такие свойства:_____. Самая низкая температура______зарегистрирована на_____. Это место считается полюсом_____. Антарктида является самым____ материком по таким причинам:____________. На материке образуются _____ветры со скоростью____. Они образуются, т.к. в центре материка атмосферное давление____, а у окраины_____. Воздух поэтому стекает из области____ давления в область с_____ давлением.
Работа с климатической картой и заполнить таблицу сравнения климата на ст. «Мирный» и « Восток». Объяснить причины различий. По климатодиаграммам определить, где какая станция.
Биологи.
1. Чем характеризуется зона антарктической пустыни?
2. Что называют антарктическими оазисами? Как они образуются?
3. Почему жизнь всех животных в Антарктиде связана с океаном?
4. Какие животные обитают в Антарктиде?
Антарктида расположена в природной зоне______., поэтому видовой состав растений и животных____. Жизнь сосредоточена преимущественно в_____. Оазисы-это_____. Из растений встречаются_____. Жизнь животных связана с_____. Здесь обитают______.
Чем оазисы Африки отличаются от оазисов Антарктиды? Чем пустыни Антарктиды, Африки и Австралии похожи, а чем отличаются? ( мало осадков и организмов)
Экологи
На материке начинает накапливаться мусор. Откуда же он здесь взялся? Ответ таков:______. Экологической проблемой является образование_____ дыр. Причина их образования_______. Вторая проблема- это таяние_____. И причины здесь такие_____. В Антарктиде появляются так называемые "Иностранцы"-это_______. Они создают ещё одну проблему_____.
Я считаю, что для сохранения природы материка нужно_____.( ответы класса)
Какие трудности подстерегают туристов в Антарктиде, исходя из особенностей природы? А подходящее ли сейчас время для путешествия в Антарктиду? Почему? (Да, сейчас там антарктическое лето, полярный день.)
Туроператоры.
1. Составить список интересных мест Антарктиды, которые, по вашему мнению, стоит посетить в первую очередь.
2. Охарактеризовать последствия таких туров как для туриста, так и для экологии
3. Экоархитектура в Антарктиде.
4. Закрепление нового материала.
5.Вопросы, тесты, ребусы.
РЕФЛЕКСИЯ:
Ого, нам телефонограмма.
О чем же она? «Ребята, вы включены в состав участников новой Антарктической экспедиции. Отправьте СМС сообщение своим друзьям об особенностях природы Антарктиды. Средств хватит максимум на 5-7слов. Друзьям ваши СМС помогут собраться в путешествие. О чем они? Кто может поделиться?
6. Д/З к.р. по теме : » Антарктида. Австралия».