Урок литературы в 8 классе по феерии А.С.Грина "Алые паруса". Урок закрепления изученного материала "Волшебная сила мечты". Закрепление понятия о произведении такого жанра, как феерия; совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы. Совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения. Развивать устную речь. Воспитывать веру в свои силы, возможности, веру в добро, чудо, созданное силами своей души.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ФЕЕРИИ
А.С.ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
Тема урока. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МЕЧТЫ
Цели урока:
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Приёмы:
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, характеристика героев, выразительное чтение.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
экран, ноутбук, проектор, музыкальное оформление, макет парусника, кораблики, раздаточный материал для работы в парах и группах, памятки и задания для организации интерактивных методов и приемов.
Тип урока:
урок закрепления изученного материала.
Будущее, к которому мы стремимся,
рождается из непобедимого человеческого
свойства – умение мечтать и любить.
К. Паустовский
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель. «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве…»
ІІ. Проверка домашнего задания.
Прием «Незаконченное предложение»
*Символ ̶ то, что…
*Романтика ̶ то, что…
*Феерия ̶ это…
* Антитеза ̶ это…
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
– «Алые паруса». Какие ассоциации вызывает у вас это сочетание слов?
( учащиеся называют свои ассоциации и прикрепляют кластеры на доску: корабль любви и веры, надежда, романтика, паруса любви, вера в чудо, символ любви, осуществлённое чудо, «паруса цвета глубокой радости»)
- Какой смысл вкладывал Грей в цвет, выбирая его?
ІV. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о мечте. Проблемный вопрос.
– Мечта… Какое настроение рождает у вас это слово?
(Мечта ̶ предмет желаний, стремлений, нечто созданное воображением, мысленно представляемое). (По словарю С.И.Ожегова)
V. Сообщение темы, цели урока.
– Нужно ли мечтать? Помогает ли мечта человеку жить? Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.
VІ. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
– В качестве эпиграфа я взяла слова К.Паустовского (зачитать).
Этими «свойствами» обладал «неистовый мечтатель», последний романтик ХХ века ̶ Александр Грин.
Несмотря на тяжелые испытания, которые преподносила А.Грину судьба, он любил жизнь, он верил «в высоту человеческих подвигов, исканий, верил в чудо».
С этой верой в чудо живут и его герои повести-феерии «Алые паруса» Ассоль и Грэй.
2. Ролевая игра. (Сценка из произведения «Встреча Ассоль с волшебником»).
... Как зовут тебя, крошка? – спросил Эгль.
- Ассоль, - сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
Что у тебя в корзинке?
- Лодочки, - сказала Ассоль, встряхивая корзинкой, - потом пароход да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.
- Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?
- Ты разве видел? – с сомнением спросила Ассоль. Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
- Я это знал.
- А как же?
- Потому что я – самый главный волшебник.
- Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов: на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
3. Вывод.
– Мы знакомимся с миром, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного.
В лице Ассоль Эгля привлекло внимание невольного ожидания прекрасного, блаженной судьбы. Он жалеет маленькую девочку и сулит ей счастье, необыкновенное и удивительное.
А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт такие слова:
«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…».
4. Презентации учащихся (индивидуальные задания по характеристике Ассоль и Грея по данному плану).
План
1.Среда, в которой воспитывались дети.
2.Отношения с родителями.
3.Внешность.
4.Характер.
5.Отношение общества к героям.
6.Стремление к мечте.
5. Прослушивание песни Михаила Шелега «Алые паруса».
6. Работа в парах. Диаграмма Венна.
Учитель.
– Вы уже знакомы со способом сопоставления в диаграмме Венна. Напомню, что в средней части накладывающихся кругов записывается общее, а слева и справа – отличия.
– Итак, что объединяет Ассоль и Грэя, что общего у этих мечтателей? К чему привела их вера в волшебную силу мечты?
( Учащиеся знакомят со своими выводами, дополняя ответы друг друга)
7. Составление синквейна (на партах лежат памятки « Синквейн»): Мечта, Ассоль, Грэй.
Учитель.
Используя услышанный материал, я предлагаю вам поработать в группах: составить синквейн. (На столах памятки: напоминание о составлении синквейна).
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Предполагаемые результаты работы учащихся:
Мечта.
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.
Ассоль.
Одинокая, мечтательная.
Страдает, переживает, волнуется.
Верит в мечту.
Принцесса.
(Заслушивание ответов учащихся)
8. Выразительное чтение отрывка из главы Vll «Алый секрет» с.343 на фоне музыки («Вот я пришел!..» до слов «…все лучшее человека»)
9.Исполнение учащимися под гитару песни Владимира Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса»
10. Вывод.
Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществленной, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и «здравым смыслом». Паруса «пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…»
Кончается повесть словом «счастье». Это то самое счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К.Паустовского. Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба – трудно найти другой образ, который бы производил такое неизгладимое впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Р.Казаковой, мы
Мчимся, ломая тучи,
За парусами алыми…
Надеюсь, сегодняшний урок даст возможность вам на всю жизнь запомнить «нехитрые истины»: верьте в чудеса, творите чудеса, не упускайте чудеса, которые кто-то делает для вас, и умейте быть благодарными.
11. Вручение корабликов.
Слово учителя
– А теперь закройте глаза и ощутите себя на берегу лесного ручья или перед картиной в библиотеке старого замка… Прислушайтесь… (Звучит мелодия Андрея Климовского из альбома «Алые паруса»)
Друзья, давайте верить в чудеса,
Жизнь украшать романтикой, мечтами.
У ваших берегов появится тогда
Кораблик с алыми лишь только парусами
(В это время учитель тихо проходит по классу и перед каждым учеником ставит на парту маленький кораблик с алым парусом).
VІІ. Итоги урока
– Какова основная тема произведения? (вопрос к учащимся).
– Тема морской романтики, тема моря, тема веры в мечту прекрасного будущего.
Слово учителя
Дул ветер с юга. Очень далеко, за Феодосией, сизой стеной стояло море. И над всем - над домом Грина, над его могилой и над Старым Крымом - стояло безмолвие безоблачного летнего дня.
Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он».
Итак, в начале урока были поставлены проблемные вопросы.
– Нужно ли мечтать? Помогает ли мечта человеку жить?
(Ответы ребят)
VІІІ. Домашнее задание
Тема следующего урока – развитие речи. Подумайте, что бы вы хотели написать в письме А.Грину.
Использованная литература
Вихров В. Мечта разыскивает путь. М.: Детская литература, 1987.
Звиняцковский В.Я., Филенко О.Н. Литература. Учебник для 8 класса. ― К.: Освіта, 2008.― С.314-345
Ильина Н. Д. Все уроки литературы. 8 класс. — Х. : Изд. группа «Основа», 2008. ― С.186-189
Михайлова Л. Н. Александр Грин. Жизнь, личность, творчество. М.: Художественная литература, 1992
Лесная Е.В. Урок литературы в 8 классе по феерии А.С.Грина «Алые паруса»//Русский язык и литература в школах Украины. ― 2008. ― №12.― С.18-24
Ожегов С.И. Словарь русского языка. ― М.: Русский язык, 1984. ― С.301.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/plan-konspekt-uroka-po-russkoy-literature-na-temu-v-teni-alyh-parusov-po