Конспект урока по природоведению"Географическая карта. Условные знаки на карте"

Про матеріал
Тема урока: Географическая карта. Условные знаки на карте Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов изображений земной поверхности; сформировать понятие «географическая карта», «глобус» знать, как работать с картой
Перегляд файлу

Дата: 28.11.2016

класс: 4-А

учитель: Мамадалиева Е.М.

Тема урока: Географическая карта. Условные знаки на карте

Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов изображений земной поверхности; сформировать понятие «географическая карта», «глобус» знать, как работать с картой.           

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности, рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии.

Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике.

       Воспитательная: способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: настенная карта,  учебник, рабочие тетради, контурные карты, глобус, карточки для инд. работы, для работы в парах, задания для работы в группах

Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация в программе Easiteach Next Generation, резиновый мячик.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- географическая карта;

- отличие карты от плана местности;

- различие карт по основным группам

                 

                                          Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.                                (Слайд1,2)

 -Ребята, знаете ли вы, кто такие исследователи? (Познают неизведанное, изучают что-то новое.)

-Хотели бы вы побыть сегодня на уроке в роли исследователей?

-Что мы будем исследовать, вы догадаетесь чуть позже.      (Слайд 3)

 В мире много интересного,

 Нам порою неизвестного.

 Миру знаний нет предела,

 Так скорей, друзья, за дело!

 II. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.

  1. Прогноз погоды:  игра « Остроглаз»,                                   (Слайд 4)
  2.                   Чтение плана местности.

На экране – план местности                                                     (Слайд 5)

 -Что вы видите на экране? (План местности.)

-Прочитайте его.

 - Как вам это удалось? (Мы знаем условные знаки.)

- Какой масштаб использовался на этом плане? ( в 1см  …м)

     3. Дополните  предложения, пользуясь словами для справок.

На слайде  дан текст:

План местности – это изображение ………. ……….. земной поверхности в уменьшенном виде с помощью ………….. ………….. .

От рисунка план отличается тем, что местность всегда изображена ………. и на нем обозначены ………. ………… .

Слова для справок: большой территории, небольшого участка, сверху, сбоку, условных знаков, стороны горизонта.

 4. Работа в парах.                                                               (Слайд 5,6)

  - Ребята, пользуясь условными знаками, зашифруйте тект (у детей такие же карточки).

-Кому удалось выполнить задание?

 III. Выявление места и причины затруднения.

- Почему не получилось? (Очень большая территория, а на плане изображаем небольшие участки местности.)

 - Как же быть? Неужели мы совсем не можем показать поверхность нашего города?

   1.Послушайте загадку, может она вам подскажет ответ.

Моря есть – плавать нельзя,

 Дороги есть – ехать нельзя,

 Земли есть – пахать нельзя. Что это?

-Где же можно изобразить поверхность нашего города? (На карте)

-Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает земную поверхность? (География)

-Как же мы будем называть карту, на которой изображена земная поверхность? (Географической.)

2. Просмотр видео фрагмента                                                 (Слайд 7,8)

IV. Сообщение темы и задач урока.

   1.Тема и цели урока                                                                (Слайд 9)

-Сформулируйте тему нашего урока. (Географическая карта)

 -Знакомы ли вы с картой, умеем ли ее читать?

-Какую же цель мы поставим себе на уроке?

     (1.Исследовать географическую кару и научиться ее читать.

     2.Познакомиться с видами карт.)

 

 - А для чего нам нужно уметь читать карту?

2. Составление плана работы.                                                 (Слайд 10)

 -Давайте спланируем свою деятельность на уроке, составим план работы.

-С чего начнем знакомство с картой?

 -Далее на что обратим внимание?

-Зная условные знаки, что будем делать потом?

В процессе работы на слайде появляется следующая запись:

                                План работы:

1.Внимательно рассмотрим (исследуем) карту.

2.Познакомимся с условными знаками и видами карт.

3.Будем учиться читать карту

V.Физкультминутка  

VI. Изучение нового материала

  1.                   Самостоятельная работа учащихся.

–Ребята, над первыми двумя пунктами плана вы поработаете самостоятельно в группах.

Читайте внимательно задания и выполняйте.

Задания группам.

1 группа. Вам дана специальная книга – сборник карт. Он называется атлас. Исследуйте его и подготовьтесь к ответу, какие бывают карты. Свои выводы сверьте с текстом учебника (текст «Географическая карта» с. 39  2-4 абзацы) и оформите в виде схемы.

2 группа. Исследуйте карту. Постарайтесь дать определение, что такое карта. Ответ начните так: карта – это изображение …. Проверьте свое высказывание со страницами учебника (текст «Географическая карта» с.38 1-4 абзацы.)

3 группа. Исследуйте карту. Обратите внимание на линии, идущие сверху вниз и слева направо.Как они называются?  Для чего нужны?

Если затрудняетесь ответить, обратитесь к учебнику (текст «Географическая карта» с.38, 5-ый абзац.). Подготовьтесь к ответу.

4 группа. Исследуйте карту и ее условные знаки. Обратите внимание на цвет. Для чего используются разные цвета на карте? Как обозначаются города и граница Украины. Какие еще условные знаки запомнили? Подготовьтесь к ответу. Прочитайте учебник (текст «Географическая карта» с39-38 6-7 абзац.)

  1. Проверка самостоятельной работы.

Группы отчитываются о своей работе.                                             

 

По ходу ответа 1-ой группы на доске выстраивается схема:   Слайд  11    

     Виды карт. физические специальные

   -Используется ли при составлении карт масштаб?

 

 По сравнению с планом больше или меньше км изображается в 1см?

    Почему? -Оцените работу 1-ой группы

По ходу ответа 2-ой группы                                                     Слайд  12    

-Какую форму имеет наша Земля?                                          

-Перед вами 2 физические карты: карта полушарий и картаУкраины.

- На какой из них показана форма нашей Земли?

-Как получили эту карту? (Мысленно разрезали земной шар на 2 половинки и перенесли на лист бумаги

 -Как считаете, точное изображение получилось на листе бумаги или все же есть искажения?

 - Почему? Объяснение учителя на примере резинового мячика, почему на карте бывают искажения. (Мяч разрезается на 2 половинки и 1 половинку распределяем по плоскости, сделав надрезы).                        Слайд 13     

-Как видите, для составления карт требуются сложные математические вычисления. Их могут составлять только специалисты. Наука о географических картах называется картографией, а специалисты, занимающиеся составлением карт, - картографами.

Вывод: точное изображение земной поверхности может быть только на глобусе. -Оцените работу 2-ой группы.

По ходу ответа 3-ей группы.                                                       Слайд 13    

-Для чего на карте нужны параллели и меридианы? -Оцените работу 3-ей группы.

***Карты появились очень давно. Отправляясь путешествовать или торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Затем люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. А сделали это для того, чтобы каждый человек мог ориентироваться по любой карте и правильно ее читать.

- С условными знаками на карте нас познакомит 4-я группа.

 По ходу ответа 4-ой группы.                                                    Слайд14      

 - Почему на карте используются светлые и темные тона для изображения суши, воды, гор?

 -Какие еще условные знаки запомнили? - Оцените работу 4-ой группы.

3. Чтение карты.

-Давайте подведем итог сделанному.

- Какую часть работы мы уже выполнили?

-  Что осталось сделать? (на слайд         по гиперссылке)

 -Найдите и покажите  Северный Ледовитый океан.            Слайд   15   

 -Покажите горы Карпаты, Крымские.

-  Какие горы выше?

-На какой равнине много болот?

- А возвышенностей?

-Покажите границу Украинского государства. Ее столицу – г. Киев.

-А существует ли физическая карта Запорожской  области?

Посмотрите на нее и ответьте, какой цвет преобладает на карте? Почему?          

                                                                                                      Слайд 16     

VII.Обобщение и систематизация  знаний

-Используя знания, полученные на уроке, давайте заполним с вами сравнительную таблицу «План и карта» Игра «Не ошибись».                                Слайд 17      

         Карта:

  1. Какая по размеру территория изображается? Большая поверхность земли  
  2. Как изображаются стороны горизонта? С помощью параллелей и меридианов
  3. С помощью чего изображается земная поверхность? С помощью условных знаков и масштаба.

         План:

  1. Небольшие участки земной поверхности
  2. С помощью стрелки, указывающей север-юг
  3. С помощью условных знаков и масштаба

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке: «Дорожка знаний».

 -Давайте подведем итог нашей работы.

-Какие цели мы ставили перед собой на уроке? (слайд с целями)    Выполнили ли мы поставленные цели?

 - Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.          (Слайд 18 )

-Я довольна вашей работой. Оценки за урок… .

IX .Домашнее задание  с. 38-39, читать, отвечать на вопросы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
11 березня 2019
Переглядів
1779
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку