Дата: 28.11.2016
класс: 4-А
учитель: Мамадалиева Е.М.
Тема урока: Географическая карта. Условные знаки на карте
Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов изображений земной поверхности; сформировать понятие «географическая карта», «глобус» знать, как работать с картой.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности, рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии.
Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике.
Воспитательная: способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: настенная карта, учебник, рабочие тетради, контурные карты, глобус, карточки для инд. работы, для работы в парах, задания для работы в группах
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация в программе Easiteach Next Generation, резиновый мячик.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- географическая карта;
- отличие карты от плана местности;
- различие карт по основным группам
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности. (Слайд1,2)
-Ребята, знаете ли вы, кто такие исследователи? (Познают неизведанное, изучают что-то новое.)
-Хотели бы вы побыть сегодня на уроке в роли исследователей?
-Что мы будем исследовать, вы догадаетесь чуть позже. (Слайд 3)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
II. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.
На экране – план местности (Слайд 5)
-Что вы видите на экране? (План местности.)
-Прочитайте его.
- Как вам это удалось? (Мы знаем условные знаки.)
- Какой масштаб использовался на этом плане? ( в 1см …м)
3. Дополните предложения, пользуясь словами для справок.
На слайде дан текст:
План местности – это изображение ………. ……….. земной поверхности в уменьшенном виде с помощью ………….. ………….. .
От рисунка план отличается тем, что местность всегда изображена ………. и на нем обозначены ………. ………… .
Слова для справок: большой территории, небольшого участка, сверху, сбоку, условных знаков, стороны горизонта.
4. Работа в парах. (Слайд 5,6)
- Ребята, пользуясь условными знаками, зашифруйте тект (у детей такие же карточки).
-Кому удалось выполнить задание?
III. Выявление места и причины затруднения.
- Почему не получилось? (Очень большая территория, а на плане изображаем небольшие участки местности.)
- Как же быть? Неужели мы совсем не можем показать поверхность нашего города?
1.Послушайте загадку, может она вам подскажет ответ.
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земли есть – пахать нельзя. Что это?
-Где же можно изобразить поверхность нашего города? (На карте)
-Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает земную поверхность? (География)
-Как же мы будем называть карту, на которой изображена земная поверхность? (Географической.)
2. Просмотр видео фрагмента (Слайд 7,8)
IV. Сообщение темы и задач урока.
1.Тема и цели урока (Слайд 9)
-Сформулируйте тему нашего урока. (Географическая карта)
-Знакомы ли вы с картой, умеем ли ее читать?
-Какую же цель мы поставим себе на уроке?
(1.Исследовать географическую кару и научиться ее читать.
2.Познакомиться с видами карт.)
- А для чего нам нужно уметь читать карту?
2. Составление плана работы. (Слайд 10)
-Давайте спланируем свою деятельность на уроке, составим план работы.
-С чего начнем знакомство с картой?
-Далее на что обратим внимание?
-Зная условные знаки, что будем делать потом?
В процессе работы на слайде появляется следующая запись:
План работы:
1.Внимательно рассмотрим (исследуем) карту.
2.Познакомимся с условными знаками и видами карт.
3.Будем учиться читать карту
V.Физкультминутка
VI. Изучение нового материала
–Ребята, над первыми двумя пунктами плана вы поработаете самостоятельно в группах.
Читайте внимательно задания и выполняйте.
Задания группам.
1 группа. Вам дана специальная книга – сборник карт. Он называется атлас. Исследуйте его и подготовьтесь к ответу, какие бывают карты. Свои выводы сверьте с текстом учебника (текст «Географическая карта» с. 39 2-4 абзацы) и оформите в виде схемы.
2 группа. Исследуйте карту. Постарайтесь дать определение, что такое карта. Ответ начните так: карта – это изображение …. Проверьте свое высказывание со страницами учебника (текст «Географическая карта» с.38 1-4 абзацы.)
3 группа. Исследуйте карту. Обратите внимание на линии, идущие сверху вниз и слева направо.Как они называются? Для чего нужны?
Если затрудняетесь ответить, обратитесь к учебнику (текст «Географическая карта» с.38, 5-ый абзац.). Подготовьтесь к ответу.
4 группа. Исследуйте карту и ее условные знаки. Обратите внимание на цвет. Для чего используются разные цвета на карте? Как обозначаются города и граница Украины. Какие еще условные знаки запомнили? Подготовьтесь к ответу. Прочитайте учебник (текст «Географическая карта» с39-38 6-7 абзац.)
Группы отчитываются о своей работе.
По ходу ответа 1-ой группы на доске выстраивается схема: Слайд 11
Виды карт. физические специальные
-Используется ли при составлении карт масштаб?
По сравнению с планом больше или меньше км изображается в 1см?
Почему? -Оцените работу 1-ой группы
По ходу ответа 2-ой группы Слайд 12
-Какую форму имеет наша Земля?
-Перед вами 2 физические карты: карта полушарий и картаУкраины.
- На какой из них показана форма нашей Земли?
-Как получили эту карту? (Мысленно разрезали земной шар на 2 половинки и перенесли на лист бумаги
-Как считаете, точное изображение получилось на листе бумаги или все же есть искажения?
- Почему? Объяснение учителя на примере резинового мячика, почему на карте бывают искажения. (Мяч разрезается на 2 половинки и 1 половинку распределяем по плоскости, сделав надрезы). Слайд 13
-Как видите, для составления карт требуются сложные математические вычисления. Их могут составлять только специалисты. Наука о географических картах называется картографией, а специалисты, занимающиеся составлением карт, - картографами.
Вывод: точное изображение земной поверхности может быть только на глобусе. -Оцените работу 2-ой группы.
По ходу ответа 3-ей группы. Слайд 13
-Для чего на карте нужны параллели и меридианы? -Оцените работу 3-ей группы.
***Карты появились очень давно. Отправляясь путешествовать или торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Затем люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. А сделали это для того, чтобы каждый человек мог ориентироваться по любой карте и правильно ее читать.
- С условными знаками на карте нас познакомит 4-я группа.
По ходу ответа 4-ой группы. Слайд14
- Почему на карте используются светлые и темные тона для изображения суши, воды, гор?
-Какие еще условные знаки запомнили? - Оцените работу 4-ой группы.
3. Чтение карты.
-Давайте подведем итог сделанному.
- Какую часть работы мы уже выполнили?
- Что осталось сделать? (на слайд по гиперссылке)
-Найдите и покажите Северный Ледовитый океан. Слайд 15
-Покажите горы Карпаты, Крымские.
- Какие горы выше?
-На какой равнине много болот?
- А возвышенностей?
-Покажите границу Украинского государства. Ее столицу – г. Киев.
-А существует ли физическая карта Запорожской области?
Посмотрите на нее и ответьте, какой цвет преобладает на карте? Почему?
Слайд 16
VII.Обобщение и систематизация знаний
-Используя знания, полученные на уроке, давайте заполним с вами сравнительную таблицу «План и карта» Игра «Не ошибись». Слайд 17
Карта:
План:
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке: «Дорожка знаний».
-Давайте подведем итог нашей работы.
-Какие цели мы ставили перед собой на уроке? (слайд с целями) Выполнили ли мы поставленные цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. (Слайд 18 )
-Я довольна вашей работой. Оценки за урок… .
IX .Домашнее задание с. 38-39, читать, отвечать на вопросы .