Тема: Времена года
Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течения года.
Задачи:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру,
Оборудование: учебник, иллюстрации времён года, предметные картинки, музыка Чайковского,
Ход урока.
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Какое число?
Назови дни недели.Матвей.
На доске слова:— ручей, дуб, муха, конь, земля, собака, вода, река, трава.
Подчеркнуть что относится к живой природе одной линией.
На столе разложены условные обозначения, учащиеся подходят, берут карточку и её объясняют.
5. Артикуляционная гимнастика. Сегодня на уроке мы будем много говорить. Поэтому сделаем гимнастику.
Жил – был Весёлый язычок в своём домике.- открыли рот.
Язычок проснулся и сделал зарядку – язык вверх, вниз и в стороны.
Почистил зубы – по краю зубов..Побелил потолок – по нёбу.,подмёл пол – выметаем..и поехал на лошадке: цок, цок.
6. Открытие новых знаний.
О чем будем сегодня говорить, слушайте внимательно.
В саду царском стоит дерево райское
На одном боку цветы расцветают,
На другом боку — плоды созревают,
На третьем — листы опадают,
А на четвертом — снег да вьюга гуляет! (Ответ: Времена года)
Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем.
Усвоение новых знаний.
Чтобы узнать -К кому же в гости мы попали, в какое время года?
Вы должны отгадать загадку. (осень)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите осенние месяцы?
-Какие дожди бывают осенью?
-Какое природное явление бывает только осенью?
Словарная работа: Листопад.
-А животные чем занимаются?
-А что происходит с температурой воздуха?
-Что делают люди?
Игра «Назови овощи» . Богдан назовёт какие овощи у нас в корзине.?Корзина с овощами на доске.
А чтобы сварить вкусный борщ нам нужно взять определённые овощи.
Продолжите предложение. Для борща нужно взять - …..
Ну, зима!.. Сугробит, стужит,
Заметает, крутит, вьюжит,
Жжет морозом, душит льдом,
Загоняет в жаркий дом.
Новогодней елкой броской
В дом впорхнет почти стрекозкой.
Распушится, рассмеется,
Снежной влагою прольется.
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите зимние месяцы?
-Какие изменения происходят в неживой природе?
-Что происходит с растениями, деревьями?
—Какое природное явление бывает только зимой?
Словарная работа : Снегопад.
-А как вы думаете легко ли птичкам зимой? Почему?
Ира «птицы» - разделить на 2 стаи перелётные и зимующие.
Физкультминутка. Времена года.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна….
-Назовите признаки весны.
-Что происходит в природе: с растениями, животными.
-Какие осадки выпадают весной?
-А температура как меняется?
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.
И первые весенние цветы.
Собрать пазлы и назвать у кого какой весенний цветок получился.
Ну что ж, а нам пора дальше…
Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.
-В какое время года мы попали? (Лето)
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!…
-Докажите, назовите признаки лета в неживой природе:
-Какие выпадают осадки?
— Какие природные явления можем наблюдать летом?
— А ветер какой?
-Как изменяется температура воздуха летом?
-Назовите летние месяцы?
-Чем занимаются люди?
Повторить правила поведения у водоёмов.
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Рюкзачок с картинками «Когда это бывает?», помогите ему их разложить по временам года. Собираем коллаж.
Игра: Закончите фразы.
Листопад — осень
Снегопад – зима
Цветет подснежник – весна
Гроза – весна
Мороз – зима
Ледоход – весна
Появление почек – весна
Прилет птиц – весна
Спячка животных – зима
7. Итог урока. Вот и подошло наше путешествие к концу!
Что нового вы узнали на уроке?
8. Оценка знаний. 9. Д.з.Прочитать рассказ К.Ушинского «Четыре желания».