13 травня о 18:00Вебінар: Як навчати майбутніх програмістів: практичні кейси для уроків інформатики

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок. Написание Ы после приставок на согласный". 5 класс

Про матеріал

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание Ы после приставок на согласный" по технологии Т.Я. Фроловой с использованием авторской презентации.

Перегляд файлу

Буква Ы после приставок на согласный.

(По технологии Т.Я. Фроловой)

 

Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;  находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос по пройденным темам.
  2. Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.
  3. Выполнение работы на листочках  слайдам 7, 12  «Вставь пропущенные буквы»  и «Проверь себя». Учитель собирает работы. 
  4. Словарная работа упражнение №268.
  5. Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III. Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

- Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные)

обЫграть – Игра   безЫмянный – Имя  разЫщет – Ищет

- Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся  разные буквы – ы, и?  Когда нужно писать букву ы в корне?)

 

- В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок.)

2. Работа в группах. 

ВыИграть – обЫграть        поИмённый – безЫмянный

                                  поИщет – разЫщет

- Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы  после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок.  Запись на доске и в тетрадях.   Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и, во 2­м – ы).

- Сравните  произношение с написанием  (Устанавливается их совпадение).

- Выявляется  закономерность, определить основное условие выбора.  (При необходимости – подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?)

 

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-.   сверхИнтересный        контрИгра           дезИнформация

- Какое противоречие вы заметили?  В чём особенность этих слов                                         (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4. Обобщаются выводы, формулируется правило.                        Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

Слайды 14, 15

             Видеофизминутка

 

 

 

 

 

     И                      СОГЛ.    Ы                           

Искл.

 

 

                                   СВЕРХ     

 И                          МЕЖ           И

                              КОНТР

                              ДЕЗ    

 

 

III. Закрепление изученного.  Стр. 132 пособия

  1. Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16
  2. Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)
  3. Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.
  4. Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV. Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1) а) раз…скать, б) по…скать, в) от…скать;

2) а)  раз…грать, б) об…грать, ) про…грать.

3) а) раз…скать, б) сверх…нтересный, в) дез..нформация.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V. Домашнее задание.

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.

 

doc
Додано
27 липня 2018
Переглядів
1253
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку