Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание Ы после приставок на согласный" по технологии Т.Я. Фроловой с использованием авторской презентации.
Буква Ы после приставок на согласный.
(По технологии Т.Я. Фроловой)
Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммойбуквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.
- Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные)
обЫграть – Игра безЫмянный – Имя разЫщет – Ищет
- Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы, и? Когда нужно писать букву ы в корне?)
- В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок.)
2. Работа в группах.
ВыИграть – обЫграть поИмённый – безЫмянный
поИщет – разЫщет
- Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок.
(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1м столбике и, во 2м – ы).
- Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение).
- Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?)
3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх
контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация
- Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением).
– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)
4. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.
Слайды 14, 15
Видеофизминутка
И СОГЛ. Ы
Искл.
СВЕРХ
И МЕЖ И
КОНТР
ДЕЗ
III. Закрепление изученного. Стр. 132 пособия
IV. Итог урока.
– Найдите «третье лишнее»:
1) а) раз…скать, б) по…скать, в) от…скать;
2) а) раз…грать, б) об…грать, ) про…грать.
3) а) раз…скать, б) сверх…нтересный, в) дез..нформация.
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
V. Домашнее задание.
Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.