Конспект урока русского языка для 5 класса "Правописание Ь после шипящих" по системе Т.Я. фроловой. В процессе необычного урока-разведки комплексно изучаются правила написания Ь после шипящих во всех частях речи на основе обобщенно-сопоставительных правил.
Урок-разведка в 5 классе.
Правописание Ь после шипящих.
Цель: познакомить учащихся с орфограммой Ь после шипящих в различных частях речи, правилами выбора его написания.
Задачи: повторить части речи, их вопросы; выявить условия выбора написания Ь после шипящих в разных частях речи, формировать навыки правильного написания этой орфограммы; развивать познавательную активность, умение логически мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы, представлять свою работу; воспитывать коммуникативные навыки, умение участвовать в активной практической деятельности, работать в группах.
Метод обучения: проблемный.
Технология Т.Я. Фроловой «Интенсивное обучение навыкам грамотного письма на основе обощённо-сопоставительных правил».
Тип урока: урок-игра усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки для кластера.
Структура урока: 1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивация. Постановка целей и задач урока – 5 мин.
3. Актуализация опорных знаний – 2 мин.
4. Постановка учебной задачи – 1 мин.
5. Работа над новым материалом – 15 мин.
а) групповая работа – 4 мин.;
б) презентация идей, работа с кластером – 6 мин.;
в) работа с рифмовками – 3 мин.
г) сравнение с украинской орфографией – 2 мин.
6. Закрепление знаний 18 мин
7. Итоги урока – 2 мин.
8. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
Ноч..?.. прошла, и снег скрипуч..?..
На санках вскач ..?.. несёш..?..ся с круч..?..
(Учитель) - Некоторые смогли написать без ошибок, но не могут объяснить, почему так написали. Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы не сомневаться в правильности его выбора? (Вывод: узнать правило, его выучить).
2. Совместно формулируется и записывается тема урока, определяются его цели и задачи. Предлагаю провести разведку и определить, в каких случаях Ь пишется, а когда – нет. Но сначала ответьте на вопрос: «Вы знаете, кто такие разведчики?»
3. Лексическая работа со словарём - Это слово многозначное. В толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова даётся одно из толкований этого слова: РАЗВЕДЧИК разведчика, м. 1. Военнослужащий, посланный на разведку, состоящий в разведке.
4. Актуализация опорных знаний. (Учитель) - Разрешите мне быть командиром разведцентра, а вам предлагаю объединиться в разведгруппы. У каждой группы должен быть свой позывной. Вашими позывными будут названия частей речи: глагол, наречие, краткое прилагательное, существительное. А в качестве пароля каждой группе предлагаю выбрать соответствующий их части речи вопрос. (Вспоминаются вопросы частей речи).
3. Постановка задач для групповой работы. (Алгоритм действий)
Из предложенных слов… 1. Выберите слова, относящиеся к вашей части речи. 2.Обратите внимание на написание Ь. 3.Для группы «существительное» - обратите внимание на род и число. 4. Сделайте вывод. Свои выводы приказываю оформить в виде устных донесений. Но учтите, в каждом донесении должна быть одна кодовая фраза, их список перед вами. (Слайд№3) Мы подумали и решили, на наш взгляд, по нашему мнению, мы думаем, что,.., мы решили...)
написании Ь знака. Учитель помогает, дополняет ответы)
4. Дичь, мышь, брошь – существительные 3 склонения – есть Ь
5. С крыш, ткач, сторож, с плеч – существительные мужского рода – нет Ь
3). Выводы оформляются на магнитной доске в виде кластера.
4). Работа с рифмованным алгоритмом. (Учитель) - Каждый разведчик должен иметь хорошую память, уметь запоминать шифровки. Предлагаю вам, ребята, проверить свои умения. (Слайд №4) Конкурс: «Кто быстрее запомнит шифровку».
В глаголах и наречиях знак пишется всегда. А в кратких прилагательных не пишем никогда. Существительное - «много», Существительное - «мой» - Знак не пишем никакой. А подставь «она», «одна» - Мягкий знак пиши всегда.
2) Обратить внимание на исключения.
В словах: уж, замуж, невтерпеж: -
Мягкий знак ты не найдешь.
Всем на удивление - это исключения.
5). Сравнивается с написанием этой орфограммы в украинском языке
III. Закрепление. Выполнение разноуровневых заданий.
1) Найди в каждой строке четвёртый лишний.
1) Дочь, карандаш, мышь, вещь. 2) Малыш, свеж, хорош, пахуч. 3) Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч. 4) Беречь, дремуч, приедешь, назначь.
2) Вставь, где нужно мягкий знак.
Окажеш? помощ?; хорош? сторож? ; упадёш? навзнич?; уходиш? проч?; выходиш? замуж?; борщ? горяч?; товарищ? могуч?; ловиш? мыш?; откроеш? настеж?; чувствуеш? дрож?
3) Получи отлично. (Методика незаконченных предложений)
1.Написание Ь после шипящих зависит от ……..
2. Ь всегда пишется у ……..
3. Написание Ь зависит от рода числа и падежа у .....
4. Ь никогда не пишется у ……..
5. Ь не пишется у существительных ……..
4) Комментируемое письмо.
Ноч..?.. прошла, и снег скрипуч..?..
На санках вскач ..?.. несёш..?..ся с круч..?..
IV. Подведение итогов урока.
(Учитель) Ребята, посмотрите на последнее предложение. Оно вам знакомо: мы с него начинали урок. Теперь мы все смогли не только правильно его написать, но и объяснить выбор орфограммы. А значит задачи, поставленные в начале урока, нами выполнены. Оцените свою работу. Приказываю проведённую разведку считать успешной. Всем разведчикам объявляю благодарности, за особые заслуги награждаются (оценки за урок)… .
V. Домашнее задание.