Конспект урока русского языка в 5 классе "Обучение написанию сочинения-описания по картине"

Про матеріал

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе "Обучение написанию сочинения-описания по картине" В процессе работы над картиной И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" пятиклассники развивают навыки написания сочинения-описания.

Перегляд файлу

Тема. Сочинение – описание   по картине И. Грабаря   «Февральская лазурь».

Цели урока.  Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.  Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся. Показать учащимся художественные достоинства картины, развивать  представления о красках, холодных   и тёплых тонах картины. Подготовить учащихся к написанию сочинения.                                                                                                                                                 Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, большая репродукция картины “Февральская лазурь”, и  маленькие у каждого учащегося, правила работы над сочинением,  музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).                                                                                                                                                                                                                                                            Ход урока                                                                                    I.  1. Сообщение темы, цели и задач урока.                                             Слайд №1 Ребята, сегодня на уроке развития речи мы будем работать над сочинением – описанием картины, учиться создавать художественный текст. Давайте вспомним, что значат эти слова:                                                                                                                                                                        -сочинение…. (текст, придуманный самостоятельно)                                                                                                  -художественный текст….(образный, красочный текст, написанный в художественном стиле)                                                                                                                                                                        -описание…….                                                                                                                                                                        Сегодня вам предстоит описать оду из картин Ивана  Эммануиловича Грабаря. Кто из вас слышал о таком  художнике? Давайте познакомимся с ним поближе.                                          2. Рассказ о художнике.                                                                                                      Слайды № 2 – 5              Игорь  Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований семья в 1876 году переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет при петербургском университете. После окончания университета поступил в Высшую художественную школу при академии искусств. Учителем Грабаря был Илья Репин. Иван Эммануилович участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, был архитектором и реставратором. И.Э. грабарь руководил Третьяковской галереей в Москве, а затем русским музеем в Санкт - Петербурге.                                                                                                                                                          Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. Был выдающимся портретистом. (Что означает слово «портретист»?)  Оставил много портретов известных людей своего времени, с любовью и трепетом рисовал своих детей.                            Прекрасно ему удавались и натюрморты. (Что означает слово «натюрморт»?. В то же время Грабарь И.Э. – тонкий живописец – пейзажист. (Что означает слово «пейзаж»?). Он всегда искренне и правдивы изображал природу в разное время года. Все его картины проникнуты радостным и светлым чувством                                           Лирическое отступление.   Слайд №6                                                                                                  Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.

3. А теперь давайте повторим и запомним такие понятия:                  Слайд №7

Картина (от рус. «карта»)   произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) –  воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

Пейзаж (франц.) – рисунок, картина,  на которой изображена природа.

Пейзажист –  художник,   рисующий пейзаж.

II. Работа над картиной.            Слайды № 8-14

1. Первичное восприятие картины. Работа над вопросами.                 Слайд №8

У Н. Рыленкова есть замечательное стихотворение «Всё в тающей дымке…». В нём автор говорит о красоте весенней природы. И в нём есть такие строки:

Здесь мало увидеть,   Здесь мало услышать,
Здесь нужно всмотреться,  Здесь вслушаться нужно,
Чтоб ясной любовью   Чтоб в душу созвучья
Наполнилось сердце.   Нахлынули дружно.

Давайте попробуем всмотреться в репродукцию одного из пейзажей И.Э. Грабаря и увидеть, что же изобразил художник, почувствовать, что он хотел нам поведать.

1. Какое время года изображено  на картине?

2. В каком месяце можно увидеть такой пейзаж? 

3. Удалось ли художнику всмотреться в природу  и передать её красоту и

    величие?

4. Как бы вы назвали эту картину? (Ребята предлагают свои варианты)

2. История создания картины.                                                           Слайд № 9

Грабарь И.Э.  эту картину назвал «Февральская лазурь. Создана она была в 1904 году. Это одно из лучших полотен художника. Оно ослепляет лазорево-синим небом. Картина  наполнена светом и воздухом, поражает силой и чистотой цвета. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над этим пейзажем: «…Февраль стоял изумительный.  В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелищ фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех  цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Около двух с половиной недель ежедневно работал художник над этой картиной, сумев увидеть в обычном пейзаже замечательное, красивое.

Обратите внимание, какие краски  увидел автор. Знаете ли вы какие это цвета?

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна;    

                                                   2) краска светло-синего цвета.

Лазурный = лазоревый = голубой.         Слайд №10

Коралловый (цвет) – (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) – (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

Жемчужный (цвет) – (перен.) белый или молочный.

3. Беседа по содержанию картины.                                

1. Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный,  солнечный день. Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?

2. Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? –  Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.

3. Рассмотрите берёзы, как они расположены? – На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

4. Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – Тёплый, уже пригревает солнышко.

5. Какими бы тонами изобразил художник стужу? – Белыми, серыми, синими тонами. Такие тона называются холодными. А на картине преобладают тёплые тона – солнечные.

6. А как выглядит берёза на переднем плане? – Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток. Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?

7. А на заднем плане, какие берёзы? – Там одна старая берёза и много молодых.

8. Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – Красивый, морозный узор на окне, кружево.

9. Что виднеется на горизонте?

10. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

4. Словарно – орфографическая работа.

1) Объяснительный диктант.

Прекрас.?.ная р…пр…дукция, из…бражён, лазор…вое, г…лубизной, светло-г…лубое, бе…конеч.?.ность, с…реневый,  искрит.?.ся, ж….мчужная б…лизна, к…ра…овые ветки, сапвир…вые ветки, прошл…годняя листва, на красно-коричневой верхушке, в…личественные бел…курые кр..савицы, г...ризонт, фант…стическая  крас…та, радос.?.ное и праз.?.ничное настр…ение.

2) Подбор эпитетов.                                                                                   Слайд №11

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

3) Работа над словосочетаниями.         Слайд №12

  • голубая эмаль неба;
  • пепельно-золотистый лес;
  • лазоревое небо;
  • жемчужные березы;
  • коралловые ветки; 
  • сапфировые тени;
  • сиреневый  снег
  • жемчужные белоствольные                                                                                                березы;
  • белокурые красавицы;
  • серебро снега.

 

 

  • на переднем плане картины;
  • в центре картины;
  • на заднем плане;
  • на горизонте;
  • основной цвет картины;
  • автор использует … краски;
  • преобладают…тона;
  • художник передал нам….

 

 

5. Работа над выбором эпиграфа.       Слайд №13

 

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет.

          М. Пляцковский

 

 

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

                   С. Есенин                                        

 

Мороз и солнце! День чудесный!

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

         А.Пушкин

 

          Какое четверостишие могло бы  стать эпиграфом твоего сочинения?

 

6. Работа над составлением плана сочинения.      Слайд №14

                            План.

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.

2. Описание картины:

а) февральский день;

б) небо;

в) снег;

г) береза-красавица;

д) другие берёзки;

е) кустарник на горизонте.

3. Краски картины.

4. Впечатление, произведённое картиной.

8. Обсуждение впечатления от картины.        Слайд №15

Приём «Свободный микрофон» - желающие учащиеся  кратко отвечают на ююбой

из предложенных вопросов.  Условия для учеников:  - не  выкрикивать;

           - не перебивать;

           - не повторяться.

Вопросы:

  1. Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? 

     2. Какое настроение вызывает эта картина?

     3. Какова основная мысль этого пейзажа?

     4. Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?               III. 1. Итог урока.

1. О какой картине говорили на уроке?

2. Чему  учились?

3. Какую работу вы должны написать?         2. Оценка работы учащихся на уроке.                                                                                                                3. Домашнее задание.  Написать сочинение


 

Перечень репродукций к слайдовой презентации  «И.Э. Грабарь. Зимние пейзажи».

 

  1. Зимний вечер. 1903
  2. Иней. Восход солнца. 1941
  3. Иней. 1904
  4. Разъяснивается. 1928
  5. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904   5а Мартовский снег. 1904
  6. зимний солнечный день. 1941
  7. Иней. 1919
  8. Морозное утро. Розовые лучи. 1906
  9. Зимнее утро. 1907
  10. Последний снег.
  11. Зима. 1904.  Февральская лазурь. 1904
  12. Зимний пейзаж. 1954 Берёзовая аллея. 1940
  13. Солнце поднимается. 1941
  14. Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941
  15. Московский дворик. 1930
  16. Сентябрьский снег. 1903
  17. Снежные сугробы. 1904
  18. Март. 1939
  19. Сказка инея и восходящего солнца. 1908
  20. Иней. 1908
  21. Зима. 1906
  22. Иней. 1907 – 1908

 

 

docx
Додано
27 липня 2018
Переглядів
3441
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку