Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе "Обучение написанию сочинения-описания по картине" В процессе работы над картиной И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" пятиклассники развивают навыки написания сочинения-описания.
Тема. Сочинение – описание по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».
Цели урока. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся. Показать учащимся художественные достоинства картины, развивать представления о красках, холодных и тёплых тонах картины. Подготовить учащихся к написанию сочинения. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, большая репродукция картины “Февральская лазурь”, и маленькие у каждого учащегося, правила работы над сочинением, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”). Ход урока I. 1. Сообщение темы, цели и задач урока. Слайд №1 Ребята, сегодня на уроке развития речи мы будем работать над сочинением – описанием картины, учиться создавать художественный текст. Давайте вспомним, что значат эти слова: -сочинение…. (текст, придуманный самостоятельно) -художественный текст….(образный, красочный текст, написанный в художественном стиле) -описание……. Сегодня вам предстоит описать оду из картин Ивана Эммануиловича Грабаря. Кто из вас слышал о таком художнике? Давайте познакомимся с ним поближе. 2. Рассказ о художнике. Слайды № 2 – 5 Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований семья в 1876 году переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет при петербургском университете. После окончания университета поступил в Высшую художественную школу при академии искусств. Учителем Грабаря был Илья Репин. Иван Эммануилович участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, был архитектором и реставратором. И.Э. грабарь руководил Третьяковской галереей в Москве, а затем русским музеем в Санкт - Петербурге. Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. Был выдающимся портретистом. (Что означает слово «портретист»?) Оставил много портретов известных людей своего времени, с любовью и трепетом рисовал своих детей. Прекрасно ему удавались и натюрморты. (Что означает слово «натюрморт»?. В то же время Грабарь И.Э. – тонкий живописец – пейзажист. (Что означает слово «пейзаж»?). Он всегда искренне и правдивы изображал природу в разное время года. Все его картины проникнуты радостным и светлым чувством Лирическое отступление. Слайд №6 Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
3. А теперь давайте повторим и запомним такие понятия: Слайд №7
Картина (от рус. «карта») – произведение живописи в красках.
Репродукция (лат.) – воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.
Пейзаж (франц.) – рисунок, картина, на которой изображена природа.
Пейзажист – художник, рисующий пейзаж.
II. Работа над картиной. Слайды № 8-14
1. Первичное восприятие картины. Работа над вопросами. Слайд №8
У Н. Рыленкова есть замечательное стихотворение «Всё в тающей дымке…». В нём автор говорит о красоте весенней природы. И в нём есть такие строки:
Здесь мало увидеть, Здесь мало услышать,
Здесь нужно всмотреться, Здесь вслушаться нужно,
Чтоб ясной любовью Чтоб в душу созвучья
Наполнилось сердце. Нахлынули дружно.
Давайте попробуем всмотреться в репродукцию одного из пейзажей И.Э. Грабаря и увидеть, что же изобразил художник, почувствовать, что он хотел нам поведать.
1. Какое время года изображено на картине?
2. В каком месяце можно увидеть такой пейзаж?
3. Удалось ли художнику всмотреться в природу и передать её красоту и
величие?
4. Как бы вы назвали эту картину? (Ребята предлагают свои варианты)
2. История создания картины. Слайд № 9
Грабарь И.Э. эту картину назвал «Февральская лазурь. Создана она была в 1904 году. Это одно из лучших полотен художника. Оно ослепляет лазорево-синим небом. Картина наполнена светом и воздухом, поражает силой и чистотой цвета. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над этим пейзажем: «…Февраль стоял изумительный. В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелищ фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Около двух с половиной недель ежедневно работал художник над этой картиной, сумев увидеть в обычном пейзаже замечательное, красивое.
Обратите внимание, какие краски увидел автор. Знаете ли вы какие это цвета?
Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна;
2) краска светло-синего цвета.
Лазурный = лазоревый = голубой. Слайд №10
Коралловый (цвет) – (перен.) ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.
Жемчужный (цвет) – (перен.) белый или молочный.
3. Беседа по содержанию картины.
1. Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день. Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?
2. Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.
3. Рассмотрите берёзы, как они расположены? – На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.
4. Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – Тёплый, уже пригревает солнышко.
5. Какими бы тонами изобразил художник стужу? – Белыми, серыми, синими тонами. Такие тона называются холодными. А на картине преобладают тёплые тона – солнечные.
6. А как выглядит берёза на переднем плане? – Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток. Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?
7. А на заднем плане, какие берёзы? – Там одна старая берёза и много молодых.
8. Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – Красивый, морозный узор на окне, кружево.
9. Что виднеется на горизонте?
10. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
4. Словарно – орфографическая работа.
1) Объяснительный диктант.
Прекрас.?.ная р…пр…дукция, из…бражён, лазор…вое, г…лубизной, светло-г…лубое, бе…конеч.?.ность, с…реневый, искрит.?.ся, ж….мчужная б…лизна, к…ра…овые ветки, сапвир…вые ветки, прошл…годняя листва, на красно-коричневой верхушке, в…личественные бел…курые кр..савицы, г...ризонт, фант…стическая крас…та, радос.?.ное и праз.?.ничное настр…ение.
2) Подбор эпитетов. Слайд №11
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
3) Работа над словосочетаниями. Слайд №12
|
|
5. Работа над выбором эпиграфа. Слайд №13
Новый, новый у берёз наряд, М. Пляцковский
|
И стоит берёза в сонной тишине, С. Есенин |
Мороз и солнце! День чудесный!
Под голубыми небесами А.Пушкин
|
Какое четверостишие могло бы стать эпиграфом твоего сочинения?
6. Работа над составлением плана сочинения. Слайд №14
План.
1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины:
а) февральский день;
б) небо;
в) снег;
г) береза-красавица;
д) другие берёзки;
е) кустарник на горизонте.
3. Краски картины.
4. Впечатление, произведённое картиной.
8. Обсуждение впечатления от картины. Слайд №15
Приём «Свободный микрофон» - желающие учащиеся кратко отвечают на ююбой
из предложенных вопросов. Условия для учеников: - не выкрикивать;
- не перебивать;
- не повторяться.
Вопросы:
1. Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?
2. Какое настроение вызывает эта картина?
3. Какова основная мысль этого пейзажа?
4. Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? III. 1. Итог урока.
1. О какой картине говорили на уроке?
2. Чему учились?
3. Какую работу вы должны написать? 2. Оценка работы учащихся на уроке. 3. Домашнее задание. Написать сочинение
Перечень репродукций к слайдовой презентации «И.Э. Грабарь. Зимние пейзажи».