Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок. Приставки на З и С" по технологии Т.Я. Фроловой с использованием авторской презентации.
Правописание приставок с согласными З/С на конце.
(По технологии Т.Я. Фроловой)
Цели. Учить находить слова с приставками на з (с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограмм в приставках. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, алгоритм). Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Воспитывать умение работать самостоятельно и в группах. Тип урока: урок изучения нового материала. Ведущий метод: проблемный.
Оборудование: пособия Т.Я. Фроловой, презентация, аудио запись.
Ход урока:
Приветствие. Проверка готовности, настрой на урок.
(Собирается учителем). Повторение с использование презентации правил написания
О-Ё и Ь после шипящих.
Минидиктант с обозначением
орфограмм по упражнению №258.
- Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова: …дельник, …порядок, …трепенуться,
…конечный, …жалобить, …чезнуть
- А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему?
- Сравните! (Запись на доске: без/сдельник, без/спорядок, вз/стрепенуться, без/сконечный, раз/сжалобить, из/счезнуть.
- Проблемный вопрос: «Какую букву - З или С - нужно писать на конце приставок?»
IV. Изучение нового материала. 1. Решаем проблему, открываем новые знания Слайды 4, 5 Запись в тетрадях и на доске: безбрежный – бессильный; вздохнуть – вспорхнуть; возрождение – восклицание; избежать – истолковать; раздать – распустить; низвергать – нисходить. Важно, чтобы всё было наглядно. По мере ответов выделяем – приставки, буквы З, С подчёркиваем одной чертой. буквы глухих и звонких согласных подчёркиваем двумя чертами. Ученики формулируют закономерность, указывают на основное условие выбора буквы З или С на конце приставок. Записываем обобщённую графическую модель орфограммы.
….З звон. согл. …. С глух. согл.
От глухой и звонкой согласной
не зависит зависит
сделать разделить
сшить бескрайний
V. Закрепление изученного. Стр. 1121– 122.
1. Работа с рифмованным алгоритмом. Слайд 6
2. Коллективно разрабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой.
1) Выделить приставку, подобрав слово без приставки (закрыв её).
2) Если нет приставки, нет и орфограммы в приставке, слово не выписываем.
3) Если есть приставка, проверить, оканчивается ли она на з или с.
4) Выбрать написание в зависимости от первого согласного звука корня.
5) Записать выбранное слово. Подчеркнуть следующую за приставкой букву, указать, звонким или глухим является звук, обозначенный этой буквой.
3. Анализ-сравнение написания этой приставки в русском и украинском языке. (Пособие: Фролова Т.Я. Параллельное изучение украинского и русского языков на основе современных технологий. Симферопль, 2011 г., стр. 55.)
Музыкальная минутка (Песенка из уроков передачи «Радионяня»).
3. Выполнение упражнений.
1) Упражнение №2650. Орфографическое чтение, обозначение орфограммы. (Работа в пособии).
2) Упражнение 261. Словообразовательная работа. (Работа в группах).
3) Комментируемое письмо. Работа у доски и в тетради. Графическое объяснение орфограммы. Обратить внимание на удвоение. Бессонный, рассветает, рассказывает, рассматривает
4) Распределительная работа. (У доски и в тетрадях). Выписать в три столбика: приставкой на З, с приставкой на С и на другое правило.
Бесполезный, разлагать, сделать, исключить, разыщу, здесь, испытать,
возгорится, расщедрился, безжизненный, сжечь, здравница,
5) Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из
одного слова. Сообщение, уведомление о чем-нибудь (извещение).
Тревожное состояние, волнение (беспокойство). Ростки хлебных злаков
показавшихся из-под земли (всходы). Тихая погода, полное отсутствие
ветра (безветрие). Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения,
материалы, документы (сборник). Момент разлуки (расставание).
Избавление от недугов, ран (исцеление). Половодье… (разлив) Очень мелкий,
моросящий дождь (изморось). Отсутствие, нарушение порядка(беспорядок).
- С каким правилом сегодня познакомились?
- От чего зависит выбор написания З/С?
- Когда пишем приставку на С, а когда на З?
2. Графический диктант: записывается только выбранный согласный в приставке.
Безвкусный, восстание, исчезать, рассвет, расцвет, рассчитать, расписание, развязать, бесшумный, безжалостный, воспитывать, возделывать, издать, испечь, воззвание.
(Взаимопроверка: з, с, с, с, с, с, с, з, с, з, с, з, з, с, з.)