Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок. Приставки на З и С". 5 класс

Про матеріал

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание приставок. Приставки на З и С" по технологии Т.Я. Фроловой с использованием авторской презентации.

Перегляд файлу

Правописание приставок с согласными З/С на конце.

(По технологии Т.Я. Фроловой)

Цели.  Учить находить слова с приставками на ­з (­с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограмм в приставках. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, алгоритм).  Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Воспитывать умение работать самостоятельно и в группах.                                                                                                                                                                             Тип урока: урок изучения нового материала.  Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: пособия Т.Я. Фроловой, презентация, аудио запись.

Ход урока:

  1.    Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности, настрой на урок.

  1. Проверка домашнего задания на листочках

(Собирается учителем).  Повторение с использование презентации правил написания

О-Ё и Ь после шипящих.

Минидиктант с обозначением

орфограмм  по упражнению №258.

  1. Формулирование темы и цели урока.
  1. Обсудите в парах (устно).

- Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова: …дельник, …порядок, …трепенуться,
…конечный, …жалобить, …чезнуть

- А если бы нужно было записать слова, с какой  проблемой вы бы столкнулись? Почему?

- Сравните! (Запись на доске:  без/сдельник, без/спорядок, вз/стрепенуться, без/сконечный, раз/сжалобить, из/счезнуть.

 

 

 

- Проблемный вопрос: «Какую букву - З или С - нужно писать на конце  приставок?»

IV. Изучение нового материала.   1. Решаем проблему, открываем новые знания Слайды 4, 5 Запись в тетрадях и на доске:   безбрежный – бессильный; вздохнуть – вспорхнуть; возрождение – восклицание; избежать –                                           истолковать; раздать – распустить; низвергать –                                                       нисходить. Важно, чтобы всё было наглядно. По мере                                                 ответов               выделяем – приставки, буквы З, С подчёркиваем одной чертой. буквы глухих и звонких согласных подчёркиваем  двумя чертами. Ученики формулируют закономерность, указывают на основное условие выбора буквы З или С на конце приставок.   Записываем  обобщённую графическую  модель орфограммы.                                                                         

                                 ….З звон. согл.         …. С глух. согл. 

  1. Чтение учебного материала на стр. 120. Ответ на вопрос: «От чего зависит выбор написания согласной в приставках на З/С?
  2. – Подходит ли под это правило приставка с­? Почему? (Состоит только из одной буквы.)    
  3. Различай приставки! С приставкой С и с приставками на З/С

                         От глухой и звонкой согласной

              

не зависит             зависит

                 сделать                разделить

                 сшить                  бескрайний

V. Закрепление изученного.  Стр. 1121– 122.

1. Работа с рифмованным алгоритмом.  Слайд 6

 

 

 

2. Коллективно разрабатывается алгоритм поиска  слов с орфограммой.

1) Выделить приставку, подобрав слово без приставки (закрыв её).

2) Если нет приставки, нет и орфограммы в приставке, слово не выписываем.

3) Если есть приставка, проверить, оканчивается ли она на з или с.

4) Выбрать написание в зависимости от первого согласного звука корня.

5) Записать выбранное слово. Подчеркнуть следующую за приставкой букву, указать, звонким или глухим является звук, обозначенный этой буквой.

3. Анализ-сравнение написания этой приставки в русском и украинском языке. (Пособие: Фролова Т.Я. Параллельное изучение украинского и русского языков на основе современных технологий. Симферопль, 2011 г., стр. 55.)

Музыкальная минутка (Песенка из уроков передачи «Радионяня»).

3. Выполнение упражнений.

1) Упражнение №2650. Орфографическое чтение, обозначение орфограммы. (Работа в пособии).

2) Упражнение 261. Словообразовательная работа. (Работа в группах).

3) Комментируемое письмо. Работа у доски и в тетради. Графическое объяснение орфограммы. Обратить внимание на удвоение. Бессонный, рассветает, рассказывает, рассматривает             

4) Распределительная работа.  (У доски и в тетрадях). Выписать в три столбика:  приставкой на З, с приставкой на С и на другое правило.

Бесполезный, разлагать, сделать,  исключить, разыщу, здесь, испытать,

возгорится, расщедрился, безжизненный, сжечь, здравница,

5) Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из

     одного слова.  Сообщение, уведомление о чем-нибудь (извещение).

Тревожное состояние, волнение  (беспокойство). Ростки хлебных злаков

показавшихся из-под земли (всходы). Тихая погода, полное отсутствие

ветра (безветрие). Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения,

материалы, документы (сборник). Момент разлуки (расставание).

Избавление от недугов, ран (исцеление). Половодье… (разлив) Очень мелкий,

моросящий дождь (изморось). Отсутствие, нарушение порядка(беспорядок).

 

 

  1. Итог урока.

- С каким правилом сегодня познакомились?

- От чего зависит выбор написания З/С?

- Когда пишем приставку на С, а когда на З?

2. Графический диктант: записывается только выбранный согласный в приставке.

Безвкусный, восстание, исчезать, рассвет, расцвет, рассчитать, расписание, развязать, бесшумный, безжалостный, воспитывать, возделывать, издать, испечь, воззвание.

(Взаимопроверка: з, с, с, с, с, с, с, з, с, з, с, з, з, с, з.)

  1. Домашнее заданиеУчить материал на стр. 120, рифмовку по желанию; упражнение № 263 письменно; повторить  правописание корней с чередованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
2633
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку