Конспект урока (проблемный метод обучения) русского языка в 5 классе "Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-". по технологии Т.Я. Фроловой с использованием авторской презентации.
Правописание приставок ПРИ- и ПРИ-
(По технологии Т.Я. Фроловой)
Цели урока. Познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с); развивать умение детей самостоятельно получать знания, а также внимание, память, логическое мышление; воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала. Ведущий метод: проблемный.
Оборудование: пособия Т.Я. Фроловой, презентация.
Ход урока: I. Организационный момент.
Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"
Мобилизующий этап.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)
На доске написаны слова: бе…вкусный, бе…шумный, бе…мятежность, бе...покойство, пр...бежать, пр...школьный, и...толковать, и...давать, пр..добрый.
1. На какие группы и почему можно разделить эти слова? 2. Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на –з (-с). Выделит орфограмму в приставке, вспомнить правило. (Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило). 3.Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)
Формулирование темы и цели урока.
Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом
написания гласных в приставках ПРИ-, ПРЕ-).
II. Изучение нового материала.
1. Работа с рисунками на странице 122 (слайд 11). Учитель предлагает ученикам выдвинуть, опираясь на рисунки. собственные версии написания приставок ПРИ-, ПРЕ-. Затем записываются примеры, определяются значения.
В процессе этой работы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.
Пр..ехать, пр..лететь. Пр..шить, пр..клеить.
Пр…школьный, пр…дорожный. Пр..открыть, пр..гореть.
Пр...добрый пр…милый, Пр…градить, пр...рвать
Выводы и формулировка правила
подкрепляется презентацией. Слайд 9, кадры 1-5
2. Обращается внимание на сходство значений приставок ПРЕ- и ПЕРЕ-.
Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах. Пре- = очень; Пре- = пере-: преградить – перегородить; преступить – переступить; прервать – перервать. Делается общий вывод. Слайд 9, кадр 6
4. Работа с рифмовкой. Читаем орфографическим чтением, повторяем, стараемся запомнить.
5. Работа с алгоритмом. Слайд 10, кадры 0-5
Применение алгоритма рассуждения. «Цепочка» – фронтальная работа с комментированием – упр. 264, стр. 123 (устно) (если пособии с печатной основой есть у всех личные, то вставляют буквы и комментируют)
(Музыкальная минутка: «Песня о ПРИ- и ПРЕ-» из уроков Радионяни
Можно провести минисоревнование «Кто больше запомнит?» ( Объединить детей в группы и предложить им, запомнить, какие примеры на правило приводятся в песне).
III. Закрепление изученного. Стр. 123 – 125
1) Упражнение №265 (Словообразовательная работа делается в пособии с печатной основой)
2) Упражнение №267 (Повторение правописания гласной в корнях делается в пособии с печатной основой)
3) Упражнение №271 (Выборочно-распределительная работа, повторение правил написания О-Ё и Ь после шипящих. Слова выписываются в рабочие тетради).
4) Упражнение №274 (Предложения выборочно записываются в рабочие тетради, объясняются орфографические и синтаксические правила написания)
IV. Итог урока.
1. Повторение рифмовки.
2. Контроль. Учитель диктует десять слов, ученики записывают только букву, которую написали бы в приставке. (Слова могут соответствовать слайду 12. Самопроверка и выставление символических
баллов по слайду 13).
2. Беседа. С каким правилом мы познакомились сегодня
на уроке? Что нужно знать, чтобы не ошибиться
в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Упражнение 272 в пособие вставить буквы, повторить орфограммы И-Ы после Ц, приставка С-. Упражнение 266 письменно в рабочей тетради. По желанию – выучить рифмовку.