13 травня о 18:00Вебінар: Як навчати майбутніх програмістів: практичні кейси для уроків інформатики

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-". 5 класс

Про матеріал

Конспект урока (проблемный метод обучения) русского языка в 5 классе "Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-". по технологии Т.Я. Фроловой с использованием авторской презентации.

Перегляд файлу

Правописание приставок ПРИ- и ПРИ-

(По технологии Т.Я. Фроловой)

Цели урока. Познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с); развивать умение детей самостоятельно получать знания,  а также внимание, память, логическое мышление; воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.  Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: пособия Т.Я. Фроловой, презентация.

Ход урока: I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова: бе…вкусный, бе…шумный, бе…мятежность, бе...покойство, пр...бежать, пр...школьный, и...толковать, и...давать, пр..добрый.

1. На какие группы и почему можно разделить эти слова?                                               2. Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на –з (-с). Выделит орфограмму в приставке, вспомнить правило. (Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило).                                                                 3.Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

Формулирование темы и цели урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом

написания гласных в приставках ПРИ-, ПРЕ-).


 

 

II. Изучение нового материала.

1. Работа с рисунками на странице 122 (слайд 11).  Учитель предлагает ученикам выдвинуть, опираясь на рисунки. собственные версии написания приставок ПРИ-, ПРЕ-. Затем записываются примеры, определяются значения.

В процессе этой работы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

 Пр..ехать, пр..лететь.                      Пр..шить, пр..клеить.

Пр…школьный, пр…дорожный.      Пр..открыть, пр..гореть.

Пр...добрый пр…милый,           Пр…градить, пр...рвать

 Выводы и формулировка правила

подкрепляется  презентацией.   Слайд 9, кадры 1-5

2. Обращается внимание на сходство значений приставок ПРЕ- и ПЕРЕ-.

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах. Пре- = очень;  Пре- = пере-: преградить перегородить; преступить – переступить; прервать – перервать.  Делается общий вывод.               Слайд 9, кадр 6

4. Работа с рифмовкой. Читаем орфографическим чтением, повторяем, стараемся запомнить.

5. Работа с алгоритмом.        Слайд 10, кадры 0-5

Применение алгоритма рассуждения. «Цепочка»     фронтальная работа с комментированием – упр. 264, стр. 123 (устно) (если пособии  с печатной основой есть у всех личные, то вставляют буквы и комментируют)

(Музыкальная минутка: «Песня о ПРИ- и  ПРЕ-» из уроков Радионяни

Можно провести минисоревнование «Кто больше запомнит?» ( Объединить детей в группы и предложить им, запомнить,  какие примеры на правило приводятся в песне).

 

 

III. Закрепление изученного. Стр. 123 – 125

1)  Упражнение №265 (Словообразовательная работа делается в пособии с печатной основой)

2)  Упражнение №267 (Повторение правописания гласной в корнях делается в пособии с печатной основой)

3) Упражнение №271 (Выборочно-распределительная работа, повторение правил написания О-Ё и Ь после шипящих. Слова выписываются в рабочие тетради).

4) Упражнение №274 (Предложения выборочно записываются в рабочие тетради, объясняются орфографические и синтаксические правила написания)

IV. Итог урока.

1. Повторение рифмовки.

2. Контроль. Учитель диктует десять слов, ученики записывают только букву, которую написали бы в приставке. (Слова могут соответствовать слайду 12. Самопроверка и выставление символических

баллов по слайду 13).

2. Беседа. С каким правилом мы познакомились сегодня

на уроке?  Что нужно знать, чтобы не ошибиться

в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.

Упражнение 272 в пособие вставить буквы, повторить орфограммы И-Ы после Ц, приставка С-. Упражнение 266 письменно в рабочей тетради. По желанию – выучить рифмовку.


 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
1427
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку