Конспект урока внеклассного чтения в 7 класс. О.Генри. "Последний лист"

Про матеріал
Конспект урока внеклассного чтения по новелле О.Генри. "Последний лист" построен с использованием технологии критического мышления. учащиеся составляют синквейн, кластер, выполняют творческую работу. К уроку прилагается презентация
Перегляд файлу

Тема урока: Внеклассное чтение. О.Генри. «Последний лист».7 класс

Цель урока:

показать мастерство О. Генри в изображении мира человеческих чувств; совершенствовать навыки работы с текстоцентрическим анализом произведения (роль детали);

совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся;

воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.

Тип урока: урок внеклассного чтения .

Оборудование:  презентация по творчеству писателя; музыкальное сопровождение:  песня С. Копыловой «Последний лист».

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, аналитическая и творческая работа, работа в группах.

Эпиграф:

Нет шедевров, погибших в забвении

Оноре де Бальзак

Ход урока:

1.Организационный момент.

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

  1. Слово учителя:

Ребята, наш урок сегодня – одна из звёздочек в Созвездии Уроков Доброты.

- Вспомните, в каких произведениях, которые мы уже с вами изучили, писатели на первое место во взаимоотношениях людей ставят такие качества, как доброта, милосердие, самопожертвование?

(А. Платонов, «Юшка», В. Астафьев. «Конь с розовой гривой», Петрушевская. «Котенок Господа Бога», О.Уальд. «Мальчик-звезда», Р.Бернс «Вересковый мед», О.Генри. «Дары волхвов», Ч.Диккенс. «Рождественская песнь в прозе»).

-Действительно, тема добра и милосердия – ключевая тема в мировой литературе. Ведь литература – это учебник жизни.

- А тему сегодняшнего урока вы узнаете, послушав стихотворение.

(Ученик читает стихотворение)

С деревьев пожелтевшие одежды

Безжалостно осенний ветер рвал.

Последний лист... Последний лист надежды

С плюща соседнего сорвал внезапный шквал.

 

Но старый незадачливый художник,

В ту ночь шедевр единственный создав,

В последний раз палитру на треножник

Поставил, смертный приговор свой подписав.

 

Затем его палитра овдовела.

Но спасена была им молодая жизнь...

Об этом случае нам написал новеллу

О. Генри – величайший новеллист.

- Сформулируйте тему урока.

(О.Генри. «Последний лист», «Последний лист надежды», «Шедевр»).

 

III. Изучение нового материала.

1. Аналитическая беседа по эпиграфу урока.

В начале урока посмотрите на эпиграф к нему. О чем он? (О шедеврах, которые все знают, они никогда не забудутся.)

Поэтому давайте разберемся, как вы понимаете слово « шедевр»? (после высказываний детей обращаемся к слайду, чтобы еще уточнить значение слова)

Шедевр (фр. chef – d’oeuvre) – 1) в средневековых цехах – изделие, которое необходимо было представить для получения звания мастера; 2) образцовое произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.

- А теперь посмотрим на экран.

- Перед вами произведения живописи:

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Моисей» Микеланджело Буанаротти

- Узнаёте ли вы их? Укажите названия и авторов.

- Можно ли эти произведения назвать шедеврами? Почему?

- Ho в мире огромное количество таких шедевров, которые малознакомы большинству, но для кого-то в жизни они сыграли решающую, жизнеутверждающую роль. Именно о таком шедевре писал в своей новелле О. Генри « Последний лист».

- Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием новеллы? (осень, листопад, конец жизни, голые деревья…).

- Обратимся к тексту новеллы.

-Как О.Генри описывает место действия новеллы?

(табльдот – столик в ресторанчике, барный стул)

- Почему название болезни автор пишет с большой буквы? (использует прием олицетворения).

-Найдите описание этого Господина.

- В каком же городе оказались герои рассказа (город-убийца).

- Какое мнение сложилось у вас о докторе, который лечит Джонси?

Прочитайте его описание.

(У него развито чувство юмора: предлагает влюбиться, ведь любовь лечит. Доктор прав: очень часто болезнь имеет психосоматическую природу. Надо верить в выздоровление, иначе медицина бессильна).

- Как Джонси отреагировала на слова доктора? Прочитайте.

Регтайм – джазевый ритм, афро-американская музыка

- Почему Сью обманывает Джонси? Прочитайте. (Это ложь во спасение).

- А как бы вы поддержали своего друга (подругу) в трудную минуту? Стали бы обманывать или поступили по-другому?

Тема лжи во спасение будет нам встречаться и в других произведениях.

- Дома вы составляли синквейны, характеризкющие Сью и Джонси. Прочитайте ваши произведения.

Сью:

Заботливая, милосердная

Вселяет надежду, ухаживает, поддерживает

Надеется на выздоровление и обманывает

Подруга

Джонси:

Беспощадная, эгоистичная

Верит в судьбу, устала жить, хочет умереть

Болезненная фантазия завладела Джонси

Пессимистка

- Какие чувства вы испытываете, когда вам нездоровится?

 

- Девушки никого не просят о помощи. А, может, надо бы кого-то попросить?

И хорошо, что есть сосед Берман.

2-я часть новеллы как раз посвящается старику Берману.

- Прочитаете его описание.

-Вспомните один из шедевров живописи, который мы уже видели сегодня. Какое отношение он имеет к Берману? (Статуя Моисея Микеланджело)

- По мнению исследователей, статуя «Моисей» утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.       А как выглядит старик Берман? («Борода Моисея Микеланджело … спускалась у него с головы сатира … на тело гнома»).

- Какие основные черты Бермана мы выделим?

(Внешность, Характер, Образ жизни, Сфера деятельности)

-Найдите ключевые слова в тексте, а потом у себя на партах нужные листочки и прикрепите их на доску.

Борода, тело сатира и гнома, неудачник, злющий старикашка, издевался над всякою сентиментальностью, пил запоем, красные глаза, пахло можжевеловыми ягодами, сторожевой пес, противный старик, противный старый болтунишка… Всю жизнь мечтает о том, что он создаст шедевр, но даже не пытается начать работу над картиной, но 25 лет мольберт стоит не тронут.

 

- О чем мечтает Берман? (

(Мечтает о том, что создаст шедевр, и они все отсюда уедут).

- Так кто же главный герой новеллы? (Берман)

-В какой момент рождается симпатия к старику, «издевавшемуся над всякой сентиментальностью» и охранявшему молодых художниц? (Берман , жертвуя собой, спас молодую девушку).

- Как выглядела картина Бермана? Найдите в тексте и прочитайте описание последнего листа на плюще.

– Удалось ли Берману создать подлинный шедевр? Ведь написанный лист плюща не соберет толпы поклонников, а картина Бермана скоро размокнет под холодным дождем.

(Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром).

-Поменялось ли ваше отношение к Берману? Почему? (Этот старый неудачник и пропойца оказывается способным на великий поступок ради спасения другого человека).

- Прочитайте синквейн, посвященный Берману.

Берман

Добрый, отзывчивый,.

Сопереживает, помогает, спасает

Жертвует жизнью ради девушки

Шедевр!!!!!

 

 

-Какова же основная задача искусства?

(Истинное предназначение искусства – служить человеку, творить добро.)

-Какие слова являются основной мыслью новеллы? (Берман: «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!". Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, надо бороться)

-Чему учит нас это произведение? (Нужно верить в себя, не сдаваться ни при каких условиях, о человеке нужно судить по его посупкам, а не по внешности. Внешность может быть обманчива)

Таким образом, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной.

- Почему рассказ назван «Последний лист»? (Последний лист на плюще,  нарисованный шедевр Бермана, последняя страница жизни художника, последний лист рассказа).

- Удалось ли О.Генри создать свой шедевр?

Домашнее задание:

 Творческая работа (на выбор):

Ода последнему листу

Последний шедевр Бермана

- Монолог старого холста.

-Памятник новелле О.Генри «Последний лист».

- За что вы хотите сказать спасибо О.Генри?

Давайте создадим стену благодарности, стену шедевров нашей души.

Творческая работа (на фоне музыкальной видеокомпозиции «Последний лист» в исполнении Светланы Копыловой):

Подведение итогов урока. Оценки.

 

doc
Додано
2 березня 2021
Переглядів
1984
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку