УРОК МАТЕМАТИКИ в 6 классе
«Сложение рациональных чисел»
Тип урока: урок подачи нового материала
Цели и задачи урока:
Образовательная: посредством игровых моментов самим сформулировать правила сложения двух отрицательных чисел и двух чисел с разными знаками.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к математике, применяя интересные задания, используя различные формы работы.
Развивающая: развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно; развивать умение оценить свои силы, используя задания разного уровня сложности.
Форма организации деятельности учащихся на уроке:
Оборудование:
Структура урока:
Ход урока.
Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.
Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами.
Слайд 2.
Индийский математик и астроном – Брахмагупта (VII век), первый сформулировал правила действий с отрицательными числами. Однако долгое время отрицательные числа считали не настоящими, фиктивными, абсурдными.
Цитаты:
« Сумма двух имуществ есть имущество»
«Сумма двух долгов есть долг»
«Сумма имущества и долга равна их разности»
Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. Вы попробуете сделать это сами и в конце урока должны будете перевести на «математический» язык данные правила, но для этого необходим определенный багаж знаний.
Слайд 3. Исправь ошибки
|
Слайд 4. Найдите все целые значения х, которые расположены между числами -5,41 и -1,57
(щёлкни мышкой по этим числам)
|
Слайд 5. Найдите все целые значения х, которые расположены между числами -32,56 и -38,123 (щёлкни мышкой по этим числам)
|
Слайд 6. Между какими соседними целыми числами расположено число - 2,7 ? (укажи мышкой на этот отрезок и щёлкни по нему мышкой)
|
Слайд 7. (109)
|
Слайд 8. (111)
|
ВСПОМНИМ:
Что произойдёт с координатой точки, если её переместить её в положительном направлении? (Координата увеличится и переместится вправо, т.е. к числу прибавится положительное число).
а + b
Что произойдёт с координатой точки, если её переместить её в отрицательном направлении? (Координата уменьшится и переместится влево, т.е. к числу прибавится отрицательное число).
а + ( – b)
Что называют модулем числа?
Слайд 10.
Температура воздуха была – 2º и понизилась на 3º.
Какой станет температура воздуха?
Что покажет термометр? (– 5º)
Попробуйте установить закономерность, связав с модулем числа, и сформулируйте правило:
Слайд 11.
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
Тренировочные упражнения
(учащиеся записывают в тетрадях
+ по 1 человеку у доски)
Слайд 12. Слайд 13.
Слайд 14. Слайд 15.
Слайд 16.
Слайд 18.
Температура воздуха была 4º и понизилась на 9º.
Какой станет температура воздуха?
Что покажет термометр? (– 5º)
А какое число имеет больший модуль?
Какой знак получится у суммы при сложении чисел с разными знаками?
Попробуйте установить закономерность, связав с модулем числа, и сформулируйте правило:
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
Слайд 19.
Тренировочные упражнения
(учащиеся записывают в тетрадях
+ по 1 человеку у доски)
Слайд 20. Слайд 21.
Слайд 22. Слайд 23.
Слайд 24. Слайд 25.
ВЕРНЁМСЯ к правилам, которые сформулировал индийский математик и астроном – Брахмагупта
ПЕРЕВЕДЁМ их на «математический» язык.
Слайд 27.
Слайд 28. (Решает весь класс)
Слайд 29.
Работа репродуктивного характера
(самостоятельная работа).
Организация взаимоконтроля в парах.
Учащиеся решают самостоятельно на листочках (задания дифференцированы), затем меняются листочками и проверяют друг друга (взаимоконтроль в парах)
Учитель собирает листочки (оцениваются хорошие работы)
Слайд 30.
– Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка.
По древнегречески «мантанейн» – учиться, приобретать знания.
– Чему учились на уроке? Какие приобрели знания? Что нового для себя узнали?
– Какую проблему ставили на уроке?
– Удалось ли нам её решить?
№ 1* (задание творческого характера)
Прошу подумать в тишине,
Учтите случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять
и уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, березки и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны.
Д.З. – п. 33, № 961, № 963, № 1*