Конспект уроку з математики для учнів 5 класу з теми " Додовання та віднімання десяткових дробів" Мета уроку 1. Закріпити вміння та навички додавати та віднімати десяткові дроби..
2. Розвивати логічне мислення, раціональність міркувань
3. Виховувати математичну культуру .
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели: 1. Закрепить знания и умения складывать и вычитать десятичные дроби.
2. Развивать логическое мышление , рациональность суждений.
3. Воспитывать культуру математических записей .
Межпредметные связи : природоведение.
Оборудование : таблицы ,карточки для устного счёта ,карточки для самостоятельной работы , раздаточный материал.
Тип урока : урок закрепления знаний, формирование умений и навыков.
Ход урока :
- № 1256, № 1258, 1260
- правила
- устный счёт ( индивидуальные задания) :
Каждому ученику даётся задание для устного счёта( по порядковому номеру в списке).
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
1 + 0,7 |
1 + 0,5 |
1 + 0,2 |
1 + 0,8 |
1 + 0,4 |
2 |
5 + 0,3 |
3 + 0,7 |
6 + 0,9 |
2 + 0,4 |
9 + 0,1 |
3 |
0,2 + 0,6 |
0,3 + 0,6 |
0,8 + 0,1 |
0,5 + 0,4 |
0,1 + 0,7 |
4 |
0,9 + 0,1 |
0,2 + 0,8 |
0,7 + 0,3 |
0,5 + 0,5 |
0,4 + 0,6 |
5 |
0,4 + 0,8 |
0,3 + 0,9 |
0,5 + 0,7 |
0,6 + 0,8 |
0,9 + 0,2 |
6 |
0,02 + 0,03 |
0,08 + 0,01 |
0,03 + 0,06 |
0,01 + 0,05 |
0,04 + 0,05 |
7 |
0,36 + 0,64 |
0,27 + 0,73 |
0,45 + 0,55 |
0,81 + 0,19 |
0,62 + 0,28 |
8 |
0,3 + 0,42 |
0,5 + 0,31 |
0,4 + 0,52 |
0,8 + 0,16 |
0,7 + 0,29 |
9 |
6,5 + 3,3 |
8,4 + 1,4 |
7,3 + 2,6 |
5,2 + 4,3 |
4,5 + 5,4 |
10 |
4,7 + 2,01 |
5,1 + 3,02 |
8,8 + 1,05 |
7,2 + 2,09 |
3,5 + 6,04 |
11 |
28 +4,9 |
14 +7,4 |
37 +6,2 |
59 +4,6 |
49 +2,5 |
12 |
16,6 + 4,5 |
15,7 + 5,4 |
13,5 + 7,9 |
12,4 + 8,7 |
14,8 + 6,6 |
13 |
4,3 - 2 |
9,8 - 6 |
7,1 - 5 |
5,8 - 3 |
8,2 - 4 |
14 |
16,7 - 10 |
27,2 - 10 |
45,1 - 10 |
34,3 - 10 |
54,5 - 10 |
15 |
0,8 - 0,5 |
0,5 - 0,1 |
0,7 - 0,4 |
0,9 - 0,7 |
0,6 - 0,3 |
16 |
0,06 - 0,02 |
0,07 - 0,04 |
0,05 - 0,01 |
0,08 - 0,03 |
0,09 - 0,07 |
17 |
1 - 0,4 |
1 - 0,6 |
1 - 0,3 |
1 - 0,5 |
1 - 0,2 |
18 |
3 - 0,9 |
8 - 0,3 |
7 - 0,8 |
5 - 0,2 |
8 - 0,6 |
19 |
20 - 0,2 |
30 - 0,5 |
50 - 0,7 |
60 - 0,6 |
40 - 0,3 |
20 |
6,3 - 1,1 |
7,6 - 2,4 |
9,8 - 4,2 |
5,7 - 3,6 |
8,9 - 6,7 |
21 |
8,7 - 7,7 |
6,5 - 4,5 |
9,2 - 6,2 |
7,4 - 2,4 |
5,6 - 3,6 |
22 |
3,5 - 2,9 |
5,6 - 3,7 |
7,2 - 5,4 |
8,1 - 7,6 |
4,3 - 3,8 |
23 |
7,26 - 5,14 |
8,34 - 6,23 |
9,75 - 7,51 |
6,79 - 5,64 |
5,56 - 3,12 |
24 |
12,91 - 10,9 |
19,87 - 10,8 |
14,69 - 10,6 |
17,56 - 10,5 |
15,43 - 10,4 |
25 |
15,45 - 5,08 |
17,37 - 7,09 |
14,52 - 4,05 |
16,61 - 6,03 |
19,26 - 9,07 |
3.Закрепление материала
Решение примеров и задач на закрепление темы.
а) Решение примеров( см. дидактический материал)
б) Самостоятельная работа (с последующей проверкой).
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1,6+5,3 |
5,8+1,1 |
8,84+1,9 |
1,89+5,3 |
5,6-3,45 |
8,9-3,644 |
5-0,11 |
1-0,253 |
15-9,87 |
11-3,44 |
в)Учитель предлагает следующее задание. Нужно узнать длину тела бобра
Задания:
5,9+2,7+1,4=10
3,7+2,7+3,6=10
(Суммы равны)
в) Учащимся предлагается работа с тестом
Задание 1. В каком пункте при сложении допущена ошибка?
Задание 2. Найдите сумму чисел: 1,2; 3,04; 7,2; 0,06.
Задание 3. Первое число в последовательности 40,3. Каждое последующее число на 2,8 меньше предыдущего. Найти сумму второго и третьего.
Задание 4. Найти сумму наибольшего и наименьшего значения в последовательности:
2,03; 0,04; 17,2; 13,1; 4,001; 18,1; 2,3.
Ответы: в первом – В; во втором – А; в третьем – Б; в четвертом – Г.
Дидактический материал
1. Выполните сложение:
1). 1,493 + 22,327; 11). 7,3087 + 19,45;
2). 30,05 + 48,792; 12). 32,107 + 71,98;
3). 138,1 + 64,008; 13). 0,0506 + 0,1658;
4). 65,29 + 41,387; 14). 51,184 + 39,017;
5). 113,04 + 29,55; 15). 1,0482 +26,341;
6). 92,116 + 0,4482; 16). 69,3294 + 15,09;
7). 5,28405 +4,097; 17). 279,221 + 99,09;
8). 613,194 + 0,2508; 18). 2014,57 + 175,11804;
9). 270,251 + 179,066; 19). 404,32701 + 247,0485;
10). 0,2030468 + 56,557; 20). 641,22004 +2105,939.
2. Выполните вычитание:
1). 5,54 – 2,468 ; 11). 20 – 11,3984;
2). 39,02 – 13,9 ; 12). 18,409 – 2,7398;
3). 26,857 – 11,99 ; 13). 86,003 – 54,92;
4). 439,2 – 195,998; 14). 421,25 – 297,98;
5). 4,33 - 1,206; 15). 0,00885 – 0,0019258;
6). 56,11 – 37,83; 16). 8420,11 – 1437,9435;
7). 332 -275,0071; 17). 1000 – 586,0999;
8). 4,1006 – 2,455; 18). 75,47 – 39,1196;
9). 50,505 -26,7707; 19). 8356,2751 -3440,0188;
10). 66,06 – 6,9805; 20). 54545,545 – 7378,10246.
3. Выполните действия :
1). 74,906 + 2193,27 + 389,0184; 6). 4890,3361 – 385,16 + 0,0018;
2). 1,30208 + 0,129 + 6,01124; 7). 139,39 – 112 – 5,083;
3). 0,448256 + 29,3675 – 15,0004 ; 8). 3000 – 2015,75103 + 62,005;
4). 90,43 – 28,02544 + 5,551; 9). 5103,832 + 0,3085 – 4926,0007;
5). 355,003 – 307,9995 – 12,203067; 10). 0,00049 + 513,9293 – 400,11199.
4. Выполните действия :
1). ( 40,54 – 16,211 ) – ( 5,42 + 0,099 ) + 127,04 ;
2). 495,86 – ( 1,03 + 73,48 ) – ( 196,5 – 0,472 ) ;
3). 72,8641 – (18,04 – 11,1128) + ( 29,03 + 5,008) ;
4). ( 39,0407 + 272,15 ) – ( 304,12 – 185,908 ) – 101,32 ;
5). 281,003 – 148,29 + (87,027 – 55,27 ) – 144,1806 ;
6). 84,3785 + 0,942 – 49,05 – (3,6821 – 1,008 )
ПАМЯТКА
«Сложение десятичных дробей
Выполните сложение 3,9 + 0,672
1. |
Уравняйте количество знаков после запятой |
3,900 + 0,672 |
2. |
Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой |
3,900 + 0,672 |
3. |
Выполните сложение, как сложение натуральных чисел |
3,900 +0,672 4 572 |
4. |
Поставьте запятую под запятой в слагаемом |
3,900 +0,672 4,572 |
Чтобы сложить десятичные дроби, надо:
1) уравнять количество знаков после запятой;
2) записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
3) выполнить сложение, не обращая внимания на запятые (как натуральных чисел);
4) поставить в ответе запятую под запятой .
ПАМЯТКА
«Вычитание десятичных дробей»
Выполните вычитание 51,038 – 4,97
1. |
Уравняйте количество знаков после запятой |
51,038 - 4,970 |
2. |
Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой |
51,038 - 4,970 |
3. |
Выполните вычитание, как вычитание натуральных чисел |
_ 51,038 4,970 56 008 |
4. |
Поставьте запятую под запятой в разности |
_ 51,038 4,970 56,008 |
Чтобы вычесть десятичные дроби, надо:
1) уравнять количество знаков после запятой;
2) записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
3) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятые (как натуральных чисел);
4) поставить в ответе запятую под запятой .
Что надо найти |
Слагаемое |
Уменьшаемое |
Вычитаемое |
Правило |
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое. |
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. |
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность. |
Пример решения |
Х + 0,7 = 1,5
Проверка Ответ:Х=0,8 |
Х – 1,1 = 0,6
Проверка Ответ: Х = 1,7 |
9 – Х = 0,4
Проверка Ответ: Х = 8,6 |