Интегрированный урок, 6 класс
(биология + математика)
Тема. Цветы и рациональность.
Цель: обобщить и систематизировать знания о строении, опылении, размножении цветков; о рациональных числах; развивать логическое и конкретное мышление, внимание учащихся, культуру речи; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к украинским традициям, коллективизм.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся.
Метод преподавания: проблемно – информационный.
Оборудование: карточки «Клумбовые растения», презентация, мультфильм, фишки «Цветы», раздаточный материал.
Домашнее задание: найти дополнительную информацию о цветах.
Ход урока
І. Организационный момент.
Класс предварительно разделить на 4 команды и рассадить группами. Каждая группа выбирает капитана (лидера). На столе каждой команды оценочный бланк с фамилиями участников. В конце урока, в зависимости от полученных фишек, ребята должны сами оценить свои знания и записать оценку в бланк.
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Ребята, мы хотим вам предложить посмотреть мультфильм, после просмотра которого, вы должны будете ответить на некоторые вопросы. (просмотр мультфильма).
- Скажите, пожалуйста, что хотел рассказать нам автор мультфильма?
- Какие этапы жизни цветка мы с вами наблюдали?
- Говоря языком математики, какие эмоции вызвало у Вас данное видео?
- А могли бы вы сформулировать тему нашего урока?
- Да, тема урока посвещена цветам и рациональным числам.
- Сегодня мы постараемся обобщить ваши знания, расширить ваш кругозор и, конечно же, найти применения полученных знаний в нашей повседневной жизни.
ІІІ. Актуализация опорных знаний (блиц-турнир).
Учителя задают вопрос каждой команде по очереди, в случае затруднения, ответить может любая другая команда. За каждый правильный ответ команда зарабатывает фишку.
Биология:
1. Стоит в саду кудряшка, белая рубашка,
сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
2. Золотое решето, черных домиков полно. (подсолнух)
3. Держит девочка в руке облачко на стебельке
Стоит дунуть на него и не будет ничего. (одуванчик)
4. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (колокольчик)
Математика:
1. Как называют числа, стоящие справа от нуля? (положительные)
2. Как называют числа, стоящие слева от нуля? (отрицательные)
3. Число, которое разделяет положительные и отрицательные числа,
называют … (нуль)
4. Все числа положительные, отрицательные числа и нуль
называются … (рациональными)
Биология:
1. Какой цветок зацветает весной самым первым? (подснежник)
2. Как в народе называют цветок «Календула»? (ноготки)
3. Какой цветок считают «последней улыбкой осени» (астра)
4. Каким цветком называют мужчину, который постоянно собой
любуется? (нарцисс)
Математика:
1. Записать математическими символами выражение
«а – положительное число» (а > 0)
2. Записать математическими символами выражение
«а – отрицательное число» (а < 0)
3. Записать математическими символами выражение
«а – неотрицательное число» (а ≥ 0)
4. Записать рациональным числом выражение
«долг 25 гривен». (- 25)
Биология:
1. Назовите какая из этих частей растения является частью цветка:
а) побег; б) почка; в) чашелистик; г) корень?
2. Назовите какая из этих частей растения не принадлежит цветку:
а) тычинка; б) пестик; в) цветоложе; г) корень?
3. Назовите главные части цветка:
а) тычинка и пестик; б) столбик и рыльце пестика;
в) цветоножка и цветоложе?
4. К чему последовательно прикрепляется все части цветка:
а) тычинке; б) пестику; в) цветоножке; г) цветоложе?
Дополнительный вопрос (для всех):
Какие имена людей созвучны с названием цветка?
(Лилия, Роза, Василёк, Иван да Марья и др.)
- Спасибо всем за правильные ответы и активное участие.
ІV. Физкультминутка
V. Обобщение и систематизация знаний
- А сейчас мы поиграем в игру «Угадай цветок»
Каждая команда получает задание по математике: расположить рациональные числа в порядке возрастания (убывания), причем к каждой цифре прикреплена соответственно буква. При правильном расположении чисел должны получить название цветка.
Отгадав цветок, капитан команды выбирает фишку с полученным цветком, приклеивает её к окружности, заранее нарисованной на доске; подходит к учителю биологии и получает две карточки «Клумбовые растения».
Изучая полученные карточки, один из представителей команды должен будет кратко рассказать: особенности цветка, сезон посадки и цветения, место и почву, рост растения).
За правильные ответы команда получает фишки.
- Спасибо всем за правильные ответы и активное участие участников команд.
- Вы, конечно же, знаете, что каждый народ имеет свои традиции и обряды.
- Скажите, пожалуйста, а какую роль в Украинских традициях играют цветы? (из этих цветов составляют украинский венок).
- Для того, чтобы узнать какое количество цветов вплетают в венок нужно решить уравнение.
Учащиеся решают уравнение
- Да, правильно, 12.
Плетение Украинских веночков на голову было не просто забавой. Зная значение того или иного цветочка, можно было прочитать его, словно открытую книгу. Люди верили, что цветы — это дары Бога, и относиться к истинному дару природы нужно с уважением. Сочетание тех или иных цветов могло без слов рассказать о многом. Выбор того или иного цветка зависел от возраста красавицы, статуса и даже от того, для каких целей плелся венок.
- Знаете ли вы, что каждый цветок символизирует?
Каждый цветочек нес в себе свой особый символизм:
Бессмертник символизировал здоровье. Это скромное с виду растение считалось мощным оберегом от недугов;
Цветы ромашки олицетворяли девичью чистоту, непорочность и верность;
Цветы василька и любистка могли рассказать об искренней преданности и красоте души;
Барвинок — символ бессмертной души и жизни;
Весенний вишневый и яблоневый цвет являлся олицетворением любви матери;
Гроздья калины — главный символ девичьей красы;
Хмель — олицетворение ума, смекалки;
Тысячелистник — главный участник веночка, символ непокорности и выносливости;
Колосья молодой пшеницы вплетали для привлечения урожая, как дары щедрой земли и символ добра;
Маковый цвет — невероятно гордый и яркий цветок, но символизировал он печаль и утрату. Девушки вплетали его в венок, если в семье кто-либо погиб на войне с врагом;
Цветы подсолнуха олицетворяли благополучие, трудолюбие и силу. В народе считалось, что подсолнух — наиболее стойкий и крепкий во всем цветочном царстве;
Яркие цветы мальвы, ружи и пиона могли рассказать о силе веры, надежде и любви;
Белая лилия — символ непорочности. Она вплеталась в украинский венок тех девушек, которые уходили в монастырь, как символ окончания мирской жизни.
VI. Подведение итогов
- Ребята, вы сегодня плодотворно поработали на уроке, получили определённое количество фишек. Подсчитайте, пожалуйста, их.
- Предлагаем Вам самостоятельно оценить работу и участия каждого игрока команды и поставить в таблицу соответствующий балл.
VII. Рефлексия.
А свои впечатления об уроке предлагаем оставить на плакате.
Бессмертник символизировал здоровье. Это скромное с виду растение считалось мощным оберегом от недугов;
Цветы ромашки олицетворяли девичью чистоту, непорочность и верность;
Цветы василька и любистка могли рассказать об искренней преданности и красоте души;
Барвинок — символ бессмертной души и жизни;
Весенний вишневый и яблоневый цвет являлся олицетворением любви матери;
Гроздья калины — главный символ девичьей красы;
Хмель — олицетворение ума, смекалки;
Тысячелистник — главный участник веночка, символ непокорности и выносливости;
Колосья молодой пшеницы вплетали для привлечения урожая, как дары щедрой земли и символ добра;
Маковый цвет — невероятно гордый и яркий цветок, но символизировал он печаль и утрату. Девушки вплетали его в венок, если в семье кто-либо погиб на войне с врагом;
Цветы подсолнуха олицетворяли благополучие, трудолюбие и силу. В народе считалось, что подсолнух — наиболее стойкий и крепкий во всем цветочном царстве;
Яркие цветы мальвы, ружи и пиона могли рассказать о силе веры, надежде и любви;
Белая лилия — символ непорочности. Она вплеталась в украинский венок тех девушек, которые уходили в монастырь, как символ окончания мирской жизни.