Урок русского языка
Тема: Умение различать части речи
Тип урока: комбинированный ( с элементами релаксации)
Оборудование урока: схема образ по теме, учебник, музыкальная фонограмма, бумага, цветные карандаши, яблоки.
Цель урока: познакомить с понятиями «морфология», «части речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», восстановить и закрепить знания учащихся о словах – названия предметов, названия признаков, названия действий; научить детей различать части речи и правильно их называть; развивать представление и воображение; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
I Организация класса
II Повторение пройденного
1.Речевая разминка
Цель: Обменяться энергией, задать рабочий ритм.
- какая сегодня погода на улице?
- какое у вас настроение?
- Замечательно! Отвечая на мои вопросы, вы употребили много слов и даже не задумывались, что каждое из них является лишь частью нашей речи, название которых содержатся в эпиграфе, записанном на доске. Прочитайте эпиграф. О чем идет речь?
2. Целевая установка
Цель: Показать, что должен знать ученик к концу урока.
Эпиграф:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы местоименье,
Бьет числительное – семь,
За ученье без сомненья
Приниматься надо всем.
- Итак, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о морфологии. Науке, которая изучает части речи.
- Сегодня Вы должны научится различать части речи и правильно их называть «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».
3. Анализ эпиграфа.
Цель: Восстановить и закрепить знания учащихся о словах – названиях предметов, названиях признаков, названиях действий.
- Во втором классе мы с Вами уже говорили о словах – названиях предметов, названиях признаков, названиях действий.
Задание, связанное с повторением темы:
Переписать эпиграф, над известными Вам словами надписать, какими они являются частями речи. Поставьте вопросы.
4. Словарная работа.
- Итак, я еще раз обращаю Ваше внимание на то, что при определении какой либо части речи необходимо поставить к нему вопрос.
- А сейчас мы возвращаемся к теме нашего урока. Скажите, а знаете ли Вы, что означает само слово «морфология»? Каково его происхождение?
Слово морфология произошло от греческих слов Morphe – форма и Logos – учение. Это раздел науки о слове (т.е. о частях речи).
III Объяснение нового
1.Слово учителя
- Наш урок не совсем обычный. Чтобы подробнее познакомиться с частями речи, мы отправимся с Вами в удивительную страну - в гости к Вашему внутреннему миру. Б. Заходер, известный поэт, придумал даже название для этой страны – Вообразилия. Он так пишет в одном из своих стихотворений: (стихотворение).
2. Учебная релаксация.
Цель: Подготовится к восприятию нового материала.
А. Подготовительный этап.
- А сейчас я прошу Вас сесть поудобнее. Если Вам хочется отдохнуть, то закройте глаза. Расслабьте лицо, плечи, руки, тело, ноги … Тело тяжелеет … Вам хорошо и спокойно. Представьте себе сад, раскрашенный яркими, красками осени. Деревья усыпаны плодами – спелыми, сочными, аппетитными яблоками. Представьте, что Вы подходите к яблоне …, касаетесь ее ствола и чувствуете как внутри нее течет сок. Сок необычный, а морфологический, который к спелым плодам. Вы касаетесь их и срываете одно, другое, третье яблоко. Вот они у Вас на ладонях. Рассмотрите их. Они круглые, ярко-красные, налитые соком. Полюбуйтесь ими. Попросите у каждого яблока, чтобы одно стало именем существительным, другое – именем прилагательным, третье – глаголом.
Б. Введение нового материала, формирование учебного мысле-образа.
Цель: Сформировать учебный мысле-образ о частях речи.
- Представьте, что яблоня открывает перед нами свои ветви и мы видим одно яблоко- на нем написано «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». Мысленно каждое яблоко разделите на три части, их заполним позже. Каждую часть окрасьте в определенный цвет: 1- в красный , 2- в зеленый, 3 – в желтый.
III Проверка усвоения нового материала.
1.Обсуждение результатов релаксации
Цель: Обсуждение увиденного.
- Что Вы видели?
- Как выглядел сад?
- Что Вам понравилось?
- Расскажите, как выглядели яблоки?
2. Воссоздание увиденного образа.
Цель: Способствовать осмыслению материала, вывести информацию на сенсорнр -моторный символьный уровень.
А. Самостоятельная работа.
Учитель помогает ребятам вспомнить информацию о саде, о яблоне, о каждом яблоке.
Ребята рисуют на листочках раскрашивают все части рисунка. При этом содержание каждого предварительно обсуждается, а сильные ученики по ходу комментируют выполнение упражнения № 299
Б. Сравнение воссозданного образа с рисунком, сделанным учителем.
Цель: Развивать навыки распознавать части речи.
После этой работы дети могут попробовать кусочек яблока. В классе присутствует аромат яблонего сада, который создается с помощью свежих яблок.
IV Закрепление знаний и формирование навыков.
А. Выполнение упражнения 297 (непродуктивное)
Вывод: Какие части речи мы будем изучать?
Б. Выборочное письмо.
Кто родился с усами
Нос закрытыми глазами? (Кот)
Шубка – иголки
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь
Кто это? ( Еж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, Пушистый хвост краса.
Кто же это? (Лиса)
В. Орфографическая работа
Упражнение № 298
Г. Вывод:
- Какие части речи Вы знаете?
- на какие вопросы отвечает существительное? Прилагательное?
глагол?
- Что обозначает каждая часть речи?
- Какая наука изучает части речи?
На следующих уроках мы продолжим изучать каждую часть речи более подробно.
Учитель Харьковской ООШ
I – III ст. № 8
________________________