Конспект уроку "Умение различать части речи" (для шкіл з російською мовою навчання)

Про матеріал
Данний матеріал можна використовувати на уроках російської мови в початковій школі під час вивчення теми "Частини мови"
Перегляд файлу

Урок русского языка

Тема: Умение различать части речи

Тип урока: комбинированный ( с элементами релаксации)

Оборудование урока: схема образ по теме, учебник, музыкальная фонограмма, бумага,  цветные карандаши, яблоки.

Цель урока: познакомить с понятиями  «морфология», «части речи», «имя                      существительное», «имя прилагательное», «глагол», восстановить и закрепить знания учащихся о словах – названия предметов, названия признаков, названия действий; научить детей различать части речи и правильно их называть; развивать представление и воображение;       воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

Ход урока

I Организация класса

II  Повторение пройденного

1.Речевая разминка

Цель: Обменяться энергией, задать рабочий ритм.

 - какая сегодня погода на улице?

- какое у вас настроение?

- Замечательно! Отвечая на мои вопросы, вы употребили  много слов и даже не задумывались, что каждое из них является лишь частью нашей речи, название которых содержатся в эпиграфе, записанном на доске. Прочитайте эпиграф. О чем идет речь?

2. Целевая установка

Цель: Показать, что должен знать ученик к концу урока.

Эпиграф:

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы местоименье,

Бьет числительное – семь,

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем.

 

-  Итак, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о морфологии. Науке, которая изучает части речи.

 -  Сегодня Вы должны научится различать части речи и правильно их называть «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».

3. Анализ эпиграфа.

Цель: Восстановить и закрепить знания учащихся о словах – названиях предметов, названиях признаков, названиях действий.

- Во втором классе мы с Вами уже говорили о словах – названиях  предметов, названиях признаков, названиях действий.

Задание, связанное с повторением темы:

Переписать эпиграф, над известными Вам словами надписать, какими они являются частями речи. Поставьте вопросы.

4. Словарная работа.

- Итак, я еще раз обращаю Ваше внимание на то, что при определении какой либо части речи необходимо поставить к нему вопрос.

- А сейчас мы возвращаемся к теме нашего урока. Скажите, а знаете ли Вы, что означает само слово «морфология»? Каково его происхождение?

 Слово морфология  произошло от греческих слов  Morphe – форма и  Logos – учение. Это раздел науки о слове (т.е. о частях речи).

 

III  Объяснение нового

1.Слово учителя

-  Наш урок не совсем обычный. Чтобы подробнее познакомиться  с частями речи, мы отправимся с Вами в удивительную страну  - в гости к Вашему внутреннему миру.     Б. Заходер, известный поэт, придумал даже название для этой страны – Вообразилия. Он так пишет в одном из своих стихотворений: (стихотворение).

2. Учебная релаксация.

Цель: Подготовится к восприятию нового материала.

А. Подготовительный этап.

-  А сейчас я прошу Вас сесть поудобнее. Если Вам хочется отдохнуть, то закройте глаза. Расслабьте лицо, плечи, руки, тело, ноги … Тело тяжелеет … Вам  хорошо и спокойно. Представьте себе сад, раскрашенный яркими, красками осени. Деревья усыпаны  плодами – спелыми, сочными, аппетитными яблоками. Представьте, что Вы подходите к яблоне …, касаетесь ее ствола и чувствуете как внутри нее течет сок. Сок необычный, а морфологический, который к спелым плодам. Вы касаетесь их и срываете одно, другое, третье яблоко. Вот они у Вас на ладонях. Рассмотрите их. Они круглые, ярко-красные, налитые соком. Полюбуйтесь ими. Попросите у каждого яблока, чтобы одно стало именем существительным, другое – именем прилагательным, третье – глаголом.

Б. Введение нового материала, формирование учебного мысле-образа.

Цель: Сформировать учебный мысле-образ о частях речи.

- Представьте, что яблоня открывает перед нами свои ветви и мы видим одно яблоко- на нем написано «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». Мысленно каждое яблоко разделите на три части, их заполним позже. Каждую часть окрасьте в  определенный цвет: 1- в красный , 2- в зеленый, 3 – в  желтый.

 

III  Проверка усвоения нового материала.

1.Обсуждение результатов релаксации

Цель: Обсуждение увиденного.

- Что Вы видели?

- Как выглядел сад?

- Что Вам понравилось?

- Расскажите, как выглядели яблоки?

2. Воссоздание увиденного образа.

Цель: Способствовать осмыслению материала, вывести информацию на сенсорнр -моторный символьный уровень.

А. Самостоятельная работа.

 Учитель помогает ребятам вспомнить информацию о саде, о яблоне, о каждом яблоке.

 Ребята рисуют на листочках  раскрашивают все части рисунка. При этом содержание каждого  предварительно обсуждается, а сильные ученики по ходу комментируют выполнение упражнения № 299

Б. Сравнение воссозданного образа  с рисунком, сделанным учителем.

Цель: Развивать навыки распознавать части речи.

После этой работы дети могут попробовать кусочек яблока. В классе присутствует аромат яблонего сада, который создается с помощью свежих яблок.

 

IV  Закрепление знаний и формирование навыков.

А. Выполнение упражнения 297 (непродуктивное)

Вывод: Какие части речи  мы будем изучать?

Б.  Выборочное письмо.

Кто родился с усами

Нос закрытыми глазами?  (Кот)

 

Шубка – иголки

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь

Кто это?  ( Еж)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка, Пушистый хвост краса.

Кто же это?  (Лиса)

В. Орфографическая работа

Упражнение № 298

Г. Вывод:
- Какие части речи Вы знаете?

-  на какие вопросы отвечает существительное? Прилагательное?

          глагол?

- Что обозначает каждая часть речи?

- Какая наука изучает части речи?

 

На следующих уроках мы продолжим изучать каждую часть речи более подробно.

 

          

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

       Учитель Харьковской ООШ

       I – III ст. №  8

       ________________________

 

doc
Додано
4 червня 2020
Переглядів
539
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку