Урок з російської мови з теми "Антонимы"

Про матеріал
Интересный урок по русскому языку ( тема "Антонимы"). Перед собой ставила следующие цели: 1) познакомить с понятием «антонимы»; 2) способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы; 3) содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; 4) способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
Перегляд файлу

                                                                                                                           

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Антонимы

Цель:

  • познакомить с понятием «антонимы»;
  • способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы;
  • содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;  

Оборудование: раздаточный материал (карточки для групп), цветные 

            картинки, презентация

Тип урока: урок  первичного предъявления новых знаний

Ход урока

1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы  начнём урок, друзья.

2. СТРАТЕГИЯ «Какое у нас настроение». Учащиеся оценивают своё настроение, показывая пальцем вверх

3. МОТИВАЦИЯ УРОКА И ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Сегодня посетим ещё один остров, а как он называется,  вы узнаете чуть позже.  

- Для нашего   круиза   нам понадобится учебник - путеводитель,  тетрадь – дневник наблюдения, и, конечно же, наши знания.

- Чтобы наш корабль благополучно отплыл, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим  посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.

4.ЧИСТОПИСАНИЕ.

-Наш корабль берёт курс на пролив Чистописания.

-Откройте свои  тетради-дневники наблюдения  и красиво запишите дату нашего отплытия и классная работа.

- Пропишем

-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо.

5. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наш корабль приближается к таинственному острову. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны.

  • Один из главных членов предложения, который отвечает на вопрос что делать?. (сказуемое)
  • Слова, близкие по значению (синонимы)
  • Предложения, объединнёные между собой общим смыслом  (текст)
  • Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, которые могут быть звонкими и глухими (согласные)
  • Третья заключительная часть текста (концовка)
  • Разговор двух лиц (диалог)
  • Звуки Й, Ч, Щ  всегда (мягкие)
  • Главное в содержании текста, может быть кратко выражена в заголовке – это основная (МЫСЛЬ)

 

-Как же называется остров?

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)

6. «КОРЗИНКА ИДЕЙ»

- Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? Для чего они нужны

-. На какие вопросы мы можем с вами ответить за время  нашего путешествия? Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи. Вот и проверим

 

Слова- противоположные по значению

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

Антонимы есть в каждой части речи

Все слова имеют антонимы.

Не все слова имеют антонимы.

7. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Работа с правилом

- Прочтите самостоятельно важную информацию на данной странице (с.72)

-Что же вы узнали?

-Кто может привести свои примеры?

 

Историческая  справка.

Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и  "онима"- "имя".

8. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

-Теперь, зная, что такое антонимы мы смело, можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажите, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)

-Как называются такие слова?

-Запишите новое словарное слово  лестница.  Определите количество букв, транскрипция, количество звуков, слогов, поставьте ударение, часть речи, число, род.

 Подчеркните опасность (на доске)

-Подумайте, а какое слово, связанное со словом лестница может нам помочь его запомнить. (ступеньки)

-Ребята, а как вы думаете, каким образом слово лестница  может быть связано с антонимами? (Какие действия мы совершаем по лестнице?) (спускаемся и поднимаемся)

-Скажите эти слова по значению одинаковые или противоположные?

- А сейчас предлагаю вам составить из данных слов предложение.

Ребята, спустились , на , берег по деревянной, лестнице

-Запишите предложение в тетрадь.

-Найдите и подчеркните основу предложения (работа у доски).

 -Какая часть речи работает у нас подлежащим? А сказуемым?

-Подберите к сказуемому слово  антоним.

-Молодцы! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.

-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.

9 ФИЗМИНУТКА  (Смайлик)

 

10. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1)-Знакомство с островом Антонимы начинается. И на нашем пути встречается необычный водопад слов

 

РАБОТАТЬ БУДЕМ В ГРУППАХ

- Кто напомнит правила работы в паре?

- Найти неверно составленную пару антонимов и поставить вопрос ко всем словам, определить часть речи

1 группа

Трудолюбивый – ленивый

веселый – грустный

низкий – глубокий

далекий - близкий

2 группа

Справа – слева

вперед – назад

светло – темно

весело- радостно                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

3 группа

Правда – ложь

друг – враг

счастье – удача

война – мир

4 группа

Подобрать антонимы к словам

Голова-

почва-

книга-

компьютер-

слово-

Не ко всем словам можно подобрать антонимы.

5 группа

Зайти- выйти

открыть – закрыть

радоваться- огорчаться

говорить- болтать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

2) Ответы групп и выводы детей

-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи? (любой)

Это значит, что антонимы есть в каждой части речи. Не ко всем словам можно подобрать антонимы.

-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

 

3)Физминутка

- Я буду называть слова. Если это антонимы вы встаете

Быстрый – медленный

Быстрый – скорый

Тепло-холодно

Охранять-стеречь

Грязно-страшно

Дивный – чудный

Простой - сложный

Работа-урок

Богач-бедняк

Радоваться-веселиться

Умный-глупый

День-ночь

11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1) И что же мы с вами видим? Пираты оставили свой сундук. Давайте заглянем в сундук. Мы не будет скучать, а снова поработаем в группах.

1 группа

В названиях следующих сказок использованы слова, противоположные по смыслу, попробуйте отгадать правильные названия:

 

«Домашние лебеди» (Дикие лебеди),

«Прекрасный утёнок» ((Гадкий утёнок),

«Крестьянка на горошине» (Принцесса на горошине),

«Сказка о живой царевне и семи слабых людях» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях),

«Девочка с пальчик» (Мальчик с пальчик),

 

2 группа

Прочитайте рассказ на карточке. Подчеркнутые слова замени  антонимами.

Всегда  я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я шёл домой после школы. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

 

3 группа 

В сундуке картинки, на которых мы видим рисунки.  

 Свяжите  картинки, подбираете антонимы.

Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий, сухой , мокрый.

4 группа

Ученики должны вставить на месте скобок пропущенное слово – антоним.

 

Дождик вымочит, а красное солнышко (…).

Корень учения горек, да плод его (…).

Труд кормит, (…) портит.

Лето собирает, а (…) поедает.

Ласточка день начинает, а соловей (…).

Мир строит, а (…) разрушает.

 

5 группа

Прочитайте рассказ на карточке. Подчеркнутые слова замени  антонимами.

 

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.

 

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? 

2)Презентация своих работ в группе

 

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1) -Наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся в школу.

Игра «Наоборот»

И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру  “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь -…низко

 

 

Скажу я слово далеко
А ты ответишь -…близко

 

 

Скажу я слово потерял
потерял,
И скажешь ты …нашел

Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты:… храбрец

Теперь начало я скажу,-

Ну отвечай: …конец

 

2)«КОРЗИНКА ИДЕЙ»

-Давайте проверим корзинку идей.

-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы?

3)СТРАТЕГИЯ «КАКОЕ У НАС НАСТРОЕНИЕ».

Учащиеся оценивают своё настроение, показывая пальцем вверх

4)Кто может продолжить предложение:

Я теперь знаю…,

Я понял(а)…

Я могу …

Мне понравилось…

5) РЕФЛЕКСИЯ

Наше путешествие подошло к концу. На память об уроке вы возьмите себе кораблик.У вас на партах лежат кораблики  разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать , возьмите кораблик  розового  цвета.

Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите кораблик голубого цвета.

Покажите ваши кораблики. Положите их на свой лист с заданиями.

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

 

5)Кто может продолжить предложение:

Я теперь знаю…,

Я понял(а)…

Я могу …

6) Запишите дом.зад

-У вас на столе остался еще один конверт с заданием. Это домашнее задание.

7)  Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок.

 

 

 

 

Домашнее задание:

1)

  • Худой (человек) - ________________, (толстый)
  • Худой (карман) - _________________, (целый)
  • Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
  • Близкий (человек) - _______________, (чужой)
  • Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
  • Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
  • Высокий (голос) - _________________, (низкий)
  • Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

2)

Большому уму и в (…) голове тесно.

Будет день, будет и (…).

Глупый осудит, а (…) рассудит.

Дождик вымочит, а красное солнышко (…).

Корень учения горек, да плод его (…).

Труд кормит, (…) портит.

Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.

Больше думай, (…) говори.

Маленькое дело лучше (…) безделья.

Ученье – свет, а неученье (…).

Лето собирает, а (…) поедает.

Ласточка день начинает, а соловей (…).

Лучший дар – ум, (…) беда – невежество.

Лучшая вещь новая, лучший друг (…).

Правой рукой строит, а (…) разрушает.

На смелого собака лает, а (…) кусает.

Мир строит, а (…) разрушает.

Иди вперед, а оглядывайся (…).

Друг спорит, а (…) поддакивает.

3)

На нашем пути Полянка рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь (пословицы разрезаны)

1 группа

Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье.

2 группа

Легче друга потерять, чем найти.

3  группа

Ученье – свет, неученье  – тьма.

4 группа

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Горькая  правда лучше сладкой лжи.

5 группа

Маленькое дело лучше большого безделья.

4)

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

 

  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

 

  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

 

  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый

 

 

 

 

docx
Додано
5 червня 2020
Переглядів
684
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку