Тема: Джек Лондон «Любовь к жизни». Сильный характер в экстремальной ситуации
Цель: 1) углубить знания учащихся о творчестве Джека Лондона, помочь понять содержание текста;
2) развивать навыки анализа художественного текста, умения высказывать собственную точку зрения, делать выводы;
3) воспитывать жизнелюбие, уважение к целеустремлённым людям, сострадание, уверенность в своих силах.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: картинки, презентация, листы контроля, карточки.
Ход урока
Насколько человек побеждает страх,
настолько он человек.
Томас Карлейль
Пока человек жив, он никогда не должен
терять надежды.
Сенека
Здравствуйте все, кто с нетерпением ждёт каникул, здравствуйте те, кто сегодня в хорошем настроении, здравствуйте те, кто хочет узнать на уроке что-нибудь новое и кто будет хорошо и активно работать на уроке.
А теперь протянем правую ручку и достанем удачу, протянем левую – и достанем успех. Они нам сегодня на уроке пригодятся.
«Шкала времени». С помощью ключевых слов вспомните, что мы узнали о писателе на прошлом уроке и разместите карточки в хронологическом порядке.
Карточки: Сан-Франциско (1876), Джон Чейни (1876), фабрика (1890), золотая лихорадка (1897), устричный пират (1891), «Софи Сазерленд» (1893), «Тайфун у берегов Японии» (1893), «Сын волка» (1900), 50 тысяч долларов (1909), ранчо (1905), Глен-Эллен (1916)
Рефлексия. С помощью одного слова (прилагательного или существительного) дайте характеристику писателю. Каким он был? (оптимист, авантюрист, любил жизнь, сильный)
Слово сильный мне тоже понравилось. Я включила его в тему урока.
«Облако слов» (на доске и перед детьми на столах). Найдите слова, спрятавшиеся в этом облаке. Сформулируйте тему урока.
Тема: Сильный характер в экстремальной ситуации. Запишите тему урока в тетрадь.
Обратите внимание на эпиграфы, которые написаны на доске. Выберите один, тот, который вам понравился, и тоже запишите в тетрадь.
Просмотр трейлера к фильму «Любовь к жизни»
- Что мы с вами увидели?
- Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно обратить внимание, чтобы раскрыть её? (Сильный человек, экстремальная ситуация, поступки героя, физическая сила и т.п.)
Словарь даёт такое определение (на экране):
Экстремальная ситуация (от лат. extremus - «крайний») – ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.
Слабые стороны. Как вы думаете, какие слабые стороны характера человека могут проявиться в экстремальной ситуации? (трусость, нерешительность, неумение принять решение, физические ограничения)
Сильные стороны. А сильные стороны характера человека могут открыться, когда он попадает в экстремальную ситуацию? Какие? (изобретательность, терпение, умение найти выход, сила духа, выносливость)
Рефлексия. Как вы думаете, почему мы остановились на понятии «экстремальная ситуация»?
Сколько героев в рассказе?
Одинаково ли они ведут себя в сложившейся ситуации?
На экране – картина
- Что происходит на картине?
- Почему я так думаю?
- Где происходят события, изображённые в рассказе Джека Лондона?
- Совпадают ли ваши представления о природе Северо-Западной Канады с тем, что вы увидели на картине?
- Когда происходят события?
- Как вы думаете, что чувствует герой?
- Какие цвета преобладают в описании природы?
- Как цвет передаёт настроение?
- Чтобы чувствовали вы, если бы оказались на его месте?
- Как вы думаете, а что же всё-таки помогает герою выжить? (стремление выжить, желание жить, любовь к жизни)
Герою через многое пришлось пройти. Меняется ли он под воздействием сложившихся обстоятельств?
«Работа по группам».
Мы с вами рассмотрели поведение героя в экстремальной ситуации.
- А сколько героев в рассказе? Давайте сравним их.
- Что общего у героев? (золотоискатели, возвращаются домой, оказались в экстремальной ситуации, голодные, устали, выбились из сил)
- Чем отличаются герои? Охарактеризуйте их поступки.
Герой надеется на встречу с Биллом. Почему? (даёт надежду)
Бросил мешочек с золотом.
Выжил.
Остался человеком.
Билл бросил товарища. Как вы думаете, почему?
До конца не бросил золото.
Всё, что осталось – обглоданные кости.
- Найдите и прочитайте отрывок «Последняя встреча героя с Биллом» (стр. 283)
- Как вы думаете, зачем мы сравнили двух героев? (Вернуться к теме)
- Какие стороны характера проявили герои? (сильные и слабые стороны).
- Какие чувства вызывают у вас герои?
- «6 почему?» (Работа в парах) Задайте друг другу по 3 вопроса, так чтобы каждый последующий вопрос вытекал из ответа вашего собеседника.
- Почему на картинке изображён волк? Потому что он шёл следом за человеком.
- Почему он шёл следом за человеком? Он был голоден.
- Почему сразу не напал на человека, если он был голоден? Он выжидал, когда человек ослабеет.
- Почему он выжидал, если человек был слаб и болен? Волк тоже был слаб и болен.
- Почему всё-таки вступили в схватку, если оба были слабы и больны? Оба хотели жить.
- Почему победил человек, если оба хотели жить? Человек оказался сильнее.
- Зачем Джек Лондон изобразил противостояние человека и волка? (поборол страх, выжидал, желание выжить, мобилизовал все силы, победил смерть)
- Как вы думаете, символом чего является волк? Что идёт следом за человеком в образе волка? (смерть)
- Подберите антоним к слову смерть. (жизнь)
- Как вы думаете, а что является символом жизни в рассказе? (корабль)
- Почему рассказ называется «Любовь к жизни»? Любовь к жизни помогает герою выжить.
- Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»? Он говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию.
- Прочитайте ещё раз эпиграф, который вы выбрали?
- Каким образом эпиграф перекликается с содержанием рассказа Джека Лондона?
- Что мы можем взять для себя из этой истории? Чему нас научила эта история?
Домашнее задание: составить и записать советы, которые герой мог бы дать человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации.