Комбінований урок, в ході якого учні мають поглибити знання про раціональні числа, вивести правила порівняння чисел за допомогою координатної прямої та закріпити вміння. Усні завдання на застосування додатних та відємних чисел поширюють кругозор дитини та сприяють розвитку мислення та уяви. Запропоновані завдання експрес-контролю передбачають розшифровку ключевих слів, спрямованих на виховання духовних цінностей.
Тема: Сравнение рациональных чисел
Цель: Научить сравнивать рациональные числа. Расширить и углубить знания о рациональных числах, изображении их на координатной прямой. Познакомить учащихся с историей возникновения и записи положительных и отрицательных чисел.
Развивать мышление, внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, систематизировать знания.
Воспитывать коммуникативные навыки, толерантность; создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности, живущей в гармонии с собой и окружающей действительностью, умеющей жить в коллективе, строить с одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
І.Организационная часть
Приветствие учителя.
Проверка Д/З №1050,1061 (распределить числа по множествам)
C помощью кругов Эйлера расположить множества чисел N, Z, Q
Группы учащихся (1 – натуральные, 2 – целые, 3 – рациональные) выбирают из набора числа и помещают в мешочек. Затем помещаем 1-ый внутрь 2-го, затем внутрь 3-го. Так создали вместе всем классом единое множество чисел, которыми пользуемся – единый багаж знаний.
ІІ.Актуализация опорных знаний
Устный опрос:
Как называются числа со знаком «-», со знаком «+», без знака;
Какие числа называются неотрицательными, неположительными;
Какими являются натуральные числа;
Где на координатной прямой расположены положительные, отрицательные числа;
Какие числа называются противоположными;
На каком расстоянии от 0 они находятся;
Как называется это расстояние?
Историческая страничка. Учащиеся сообщают информацию о рациональных числах из истории математики.
Привести примеры практического применения положительных и отрицательных чисел. Двое учеников называют поочерёдно примеры. Учащиеся на местах поднимают правую руку, если названо применение положительных чисел, левую - отрицательных.
Учащиеся называют положительные, им противоположные качества.
Доброта подобна свету, убивает темноту.
Силы большей в мире нету, я тебе её дарю!
ІІІ.Мотивация учебной деятельности
В жизни приходится встречаться с разными проявлениями и мы, анализируя ситуации и поступки, делаем выводы о том, что для нас приемлемо, а что - нет.
Цель нашего урока - научиться сравнивать рациональные числа.
Объявление темы урока.
IV.Объяснение материала
Координатная прямая горизонтальная и вертикальная необходимы для определения положения числа по сравнению с другими числами. Говоря о температуре воздуха мы представляем себе термометр моделью которого является вертикальная координатная прямая. Расположим числа 5 и 8; 5 и 0; 5 и -4; вывод. -7 и -4; -7 и 0; -7 и 5 вывод.
Определения прочитать из учебника на стр. 188. В тетрадь записать опорный конспект а>0, а<0, а≥0, а≤0.
Валеологическая пауза.
V.Закрепление знаний
№1077 устно. Учащиеся поднимают левую руку или правую в зависимости от положения числа по сравнению с 0.
Письменно с пояснением у доски.
Сравнить числа:
1) 35,2 0
2) 0
3) -15,435 0
4) 0 -1
5) -0,8 0
6) 48,5 -48,55
7) -32 32
8) 4 -4
9) 100,25 -100,435
10) 1002 -1008
11) -48,5 -48,55
12) -3,8 -3,5
13) -35 -36
14) -43 -43
15) -54 -55
Самостоятельная работа. Заполнить табличку (экспресс-контроль)
І вариант Расположить числа в порядке возрастания
0
|
-1,5 |
-39 |
-51,5 |
-0,1 |
-51,456 |
-1,99 |
-0,3 |
О |
С |
И |
Е |
В |
Д
|
Н |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ІІ вариант Расположить числа в порядке убывания
-1 |
0,19 |
0,5 |
-11,06 |
0 |
-0,1 |
3 |
-2 |
С
|
Г |
О |
Е |
Л |
А |
С |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI.Домашнее задание П.25 правила стр.188 № 1084, 1088, 1091
VII.Подведение итогов урока
Притча.
Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал коней, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, запряженной парой лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Магнат изумился:
— В чем сила твоих лошадей?
Крестьянин ответил:
— Ваши лошади сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом, сразу все силы прикладывают, чтобы помочь друг другу.
Рефлексия.
– Какая цель нами была поставлена?
– Какие открытия совершали на уроке?
– Какие трудности встретили?
– Что помогло справиться с трудностями?
– А какие правила вам показались «удобнее» для сравнения?
– Оцените свою деятельность на уроке.